Национальные сувенирные куклы Осетии, которые «приносят счастье»
«Сансара» – название бренда кукол в национальных костюмах мастера Инги Цховребовой. Эта философия, означающая круговорот перерождений в мирах и существовании. Благодаря правильным мыслям и любимому делу можно прийти к нирване – абсолютному покою, что важно в реализации целей. С детства занимаясь рукоделием, Инга уже шесть лет активно развивает национальное направление – создает куклы в традиционных осетинских нарядах, которые пользуются большим спросом, как у жителей юга Осетии, так и у гостей Республики. Однако есть желание не только создавать, но и развивать данное направление, передавая знания желающим, поскольку оно тесно связано с историей и культурой.Инга Цховребова рассказала «Республике» о важности передачи детям практики и теории создания кукол в Республике, об арт-терапии, о будущих задумках и немного о психологии.
– Глядя на все имеющиеся работы, можно однозначно заключить, что Ваше призвание – создание кукол. Как Вы нашли путь к этому ремеслу и откуда черпаете вдохновение в этом интересном, но довольно кропотливом деле?
– Я занимаюсь изготовлением сувенирных кукол в национальных костюмах последние пять лет, сейчас вот шестой год. Вообще же, рукоделием занималась с детства. Тогда еще в школе были уроки трудового обучения, с тех лет, видимо, уже закладывался интерес. Сейчас он вылился в такую национальную тематику, приобрел свой окрас... Определенное время я жила во Владикавказе, где данное направление больше развито, есть несколько мастерских, в которых я интересовалась этим направлением. У нас, на юге Алании, на тот момент, когда я переехала обратно, не было подобных мастеров. Я потихоньку начала осваивать это ремесло, и куклы в национальном стиле многих заинтересовали. А, как говорится, спрос рождает предложение. Кроме того, к нам приезжают, например, туристы, и они, как правило, хотят забрать на память что-нибудь связанное с национальной тематикой, национальным колоритом. Нередко их выбором становятся куклы.
– Сложен ли процесс создания куклы: какие Вы для этого используете материалы?
– Если дело любимое, то даже сложности радуют, а то и остаются незамеченными. Для меня это дело души, поэтому я не создаю то, чего не хочу или не люблю. Чисто технически, конечно, работа сложная и очень тонкая. Но в этом деле важны усидчивость и даже какая-то предрасположенность к этому. Однажды был случай, я находилась в больнице и, чтобы скоротать свободное время, взяла материалы с собой и создавала там куклы. Так больные пожаловались врачу, что они не могут смотреть на эту сложную работу J. А я от этого получаю удовольствие. В больнице меня, можно сказать, лечило в том числе и это занятие. Интересоваться же арт-терапией я стала позже, и даже диплом защищала на эту тему. Если честно, когда сажусь за дело, забываю обо всем. Это своего рода медитация для меня. Что же касается материалов для создания кукол – то это, в основном, ткани, керамика, полимерная глина, использую их в зависимости от того, какая у меня конечная цель.
– Помимо кукол в национальном костюме, Вы также создаете авторские куклы. Что ближе сердцу?
– Да, помимо общих национальных кукол, создаю и различные авторские, с портретным сходством, порой во весь человеческий рост. Я человек разносторонний, и когда делаю одно и то же много раз, скажем, создаю одинаковые костюмы, то, признаться, мне становится скучно, хотя они один в один никогда не получаются. Куклы и костюмы отличаются орнаментом, цветом волос, выражением лица, настроением. И когда уже накапливается какое-то количество кукол, которые ждут своих покупателей, то перехожу к реализации других своих идей. Сейчас, к примеру, делаю куклу нашего харизматичного гида Гурама Карсанова J… Так что задумок и идей много. К примеру, мы же поколение советского времени, поэтому хотелось бы создать куклы народов СССР или вообще народов мира. Также в планах создание кукол персонажей Нартского эпоса, а еще наших национальных героев или выдающихся людей Осетии – писателей, деятелей искусства... Но работать таким образом, «на себя», довольно затратное дело по материалам, по времени. Так что, многие задумки периодически приходится откладывать.
– Вы создаете уникальные осетинские наряды для кукол. Используете ли при этом материалы из исторических источников, исследования по национальному орнаменту или это ваше собственное вдохновение?
– Если к любому делу подходить серьезно, то вряд ли можно изобрести что-то новое, все уже в этом мире было. Раньше костюм был, можно сказать, вместо паспорта. По нему можно было определить сословие, социальное положение человека, в нем было многое зашифровано. И в орнаментах тоже, скажем, для девушек были одни орнаменты, для женщин – другие. В сувенирных костюмах, которые я создаю для кукол, таких жёстких требований нет. Это же не исторически достоверная работа, и поскольку я всегда хотела стать художником, мне нравится создавать самой и я часто интуитивно рисую орнаменты.
– В одном из интервью Вы рассказывали, что проводили мастер-классы, однако спроса на них не было. Сейчас нет желания повторить эту идею?
– Желание поделиться этими знаниями у меня было всегда, оно есть и сейчас. Я радуюсь, когда у кого-то что-то получается, но мечты сами по себе не претворяются в жизнь – нужны помещение, материалы, желающие... Я сама арендовала помещение, сейчас пытаюсь сделать кружок, работала с детьми в школе. Шестой год какие-то попытки делаю, но они одиночные. Нужно, чтобы кто-то обратил внимание на народные промыслы. Я стучалась, кажется, во все двери, везде, где можно было, озвучила желание развивать это направление. И с Комитетом по молодежной политике и спортутоже сотрудничала… К примеру, несколько лет назад в Дзаубыл летний лагерь, пригласили туда, забрала материалы, и мы с детьми мастерили куклы. Всё, что можно было, я сделала, заявила о себе, обозначилась. Ну, а дальше – если нет обратной реакции, то стучаться в наглухо закрытые двери не получается. К сожалению.
– Нет ли у Вас желания параллельно созданию кукол в национальных нарядах преподавать детям историю, культуру, через призму именно традиционных осетинских костюмов, обычаев, танцев, орнамента?
– Да, конечно, ведь это все взаимосвязано. Я хорошо знаю детскую психологию. Только через теорию любому подростку сложно воспринимать информацию. Необходим визуальный образ, тогда и обучение идет лучше. К тому же первый раз все в новинку, но потом процесс сам ведет за собой. Сделали они, скажем, какой-то узор орнамента, на следующем этапе я уже углубляюсь, говорю, почему надо так, и у них этот интерес уже развивается. Поэтому сначала я даю готовые орнаменты, чтобы дети выполнили работу быстро и интерес не угас. Ведь, когда что-то не получается, дети зачастую бросают это дело.Но когда получается, когда они получают поощрение, то им хочется уже самим что-то придумывать, и, тем самым, они вовлекаются в процесс.
Очень люблю работать с детьми. Летомсобираю во дворе всех соседских девчонок, ведь на каникулах у них ни кружков не бывает, ни учёбы, и занимаюсь с ними. Но это на постоянной основе быть не может. Поэтому, чтобы у нас развивалось данное направление, нужна определенная поддержка. Я уже не про материалы говорю, на свои средства стараюсь покупать материалы, кроме того знакомые мне всю свою одежду дают на повторное использование, у меня дома просто складвсего этого. Но нужно, чтобы эти знания, как теоретические, так и практические, были систематизированы.
– На каких выставках были представлены Ваши куклы? Известно, что на выставке в рамках недавно прошедшего Всемирного фестиваля молодежи в Сочи, Ваши куклы украшали уголок нашей Республики.
– На счет того, где я выставлялась… Изучая психологию, я поняла, что надо себя знать. Я вообще интроверт, несмотря на активный и общительный характер, я не люблю участвовать в массовых мероприятиях, поэтому особо в выставках не участвую. В прошлом году осенью мои работы были представлены в зале ЮОГУ. Сейчас у нас есть договоренность с северо-осетинскими коллегами, и, возможно, будем вместе выставляться на российских площадках.
– Где сейчас представлены Ваши куклы?
– На данный момент нигде. Бывает очень много тонкостей и вопросов по их созданию, поэтому лучше обращаться напрямую ко мне.
– А куклы могут переносить энергетику, с которой их делали?
– Любая вещь, сделанная с душой, носит в себе нашу частичку, энергетику. Когда я делаю на заказ, то думаю о том человеке, для которого ее заказали. Думаю, это важно и способствует работе. А вообще мои куклы несут в себе позитив, любовь, радость, более того, многим они приносят счастье.
– Благодарим за беседу, желаем, чтобы как можно больше людей обучилось тонкостям Вашего ремесла, и чтобы больше сувенирных кукол из Алании радовали своих хозяев в разных частях мира!
Элина Багаева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.