К 100-летию Таурбека Гаглоева

19-02-2024, 14:02, Культура [просмотров 472] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

К 100-летию Таурбека ГаглоеваТаурбек (Тата) Александрович Гаглоев, талантливый осетинский художник, человек яркой индивидуальности. Он был весь охвачен творчеством, круг его интересов был чрезвычайно широк: театр, живопись, музыка, фотография, кино, скульптура, чеканка, альфрейное и прикладное искусство. Однако вопросы театра занимали в его творчестве основное место, имели первостепенное значение. Деятельность Таурбека как театрального художника была главной стороной его творчества. Он оформил более 150 спектаклей в театрах юга и севера Осетии, Северного Кавказа и за рубежом. При этом Таурбек не имел специального художественного образования, он был самоучкой и всему чего достиг, обязан не только своей природной одарённости, но и усидчивости, постоянной работе, пытливости и усердию. Он познал общие закономерности многих сфер искусства, в том числе и театрально-декоративного, требующих больших усилий и способностей, преодоления многих препятствий. И это при том, что его юность пришлась на суровые 30-е годы, сопровождавшиеся известными политическими катаклизмами…

ТаурбекГаглоев родился 19 февраля 1924 года в семье медицинских работников. Отец – Гаглоев Александр Борисович (Сауи), известный в Осетии хирург. Он окончил медицинский факультет Донского университета и работал на севере и юге Осетии. Пользовался огромным авторитетом среди населения, поддерживал группу патриотов в вопросе воссоединения Северной и Южной Осетии. Репрессирован в 1937 году. Впоследствии реабилитирован посмертно.

Мать, Ларина Лидия Александровна, родилась в Ростове-на-Дону. Получила высшее медицинское образование. В Осетии обрела вторую Родину. В совершенстве овладела осетинским языком. Репрессирована спустя 3 месяца после ареста мужа, как жена «врага народа». 10 лет провела в заключении.

С малых лет чрезвычайно одарённые Таурбек и его младшая сестра Галина отличались целеустремлённостью, усидчивостью, неудержимым стремлением к познаниям. Судьба брата и сестры сложилась по-разному. Если Таурбек уже с юных лет стал вплотную увлекаться искусством, то Галина пошла по стопам родителей и стала врачом. «...Тата был любознательнымребёнком, – рассказала Галина Александровна, – рано научился читать и писать, и в школу его взяли сразу во второй класс. Он много рисовал, лепил из глины, но особенно увлекался музыкой. Обладал исключительным слухом и музыкальной памятью. Родители отдали его в музыкальную школу и он уже после первого года обучения весьма умело играл на скрипке… На исключительно одарённого мальчика обратил внимание известный осетинский художник Махарбек Туганов, живущий с нами по соседству. Ознакомился с его рисунками, с фигурками, вылепленными из глины. И был приятно удивлен способностями мальчика. Часто с ним беседовал, рассказал ему много интересного об искусстве живописи».

Встречи и рассказы Туганова о театральном искусстве, народном творчестве сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Таурбека как художника. Он увлекся театром, часто туда бегал и всё своё свободное время находился в художественном цехе... В юношеские годы способности Таурбека раскрылись настолько, что в 1938 году, в 14 лет, он был принят на работу в Юго-Осетинский театр художником-исполнителем. С этого периода началась его большая и серьёзная работа в искусстве.

В театре ярко проявились художественныенаклонности Таурбека. Его природное дарование и неуемная творческая энергия давали возможность успешно проявлять свои способности в художественно-оформительской и постановочной работе театра. Помимо этого Таурбек играл на скрипке в оркестре театра.

Юность будущего мастера прошла в нужде. Он тяжело пережил арест родителей. К тому же его вместе с младшей сестры выселили из дома и им пришлось скитаться по разным углам, жить там, где придется...

Будучи учеником девятого класса, Таурбек уже преподавал рисование в младших классах школы. Также он организовал в школе первый в Южной Осетии джаз-оркестр. В 1941 году оркестр занял первое место на республиканской олимпиаде художественной самодеятельности в Тбилиси. Коллектив оркестра готовился к поездке в Москву, но помешала война...

С началом Великой Отечественной Таурбек в числе первых добровольцев. Но доверие к сыну «врага народа» было велико, поэтому несколько раз ему было отказано. Однако в итоге настойчивость Таурбека взяла верх,и в составе штрафбата он был отправлен на стройку. Работали в тяжелейших условиях, впроголодь, по пояс в болоте. Но вскоре Таурбека направляют на передовую Белорусского фронта... Он прошёл всю войну. Дважды был ранен. Младший лейтенант Т. Гаглоев был награждён орденом «Красной звезды», Орденом Славы III степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги»…

После окончания войны, Таурбек возвращается в родной театр. Работает художником-постановщиком. Одновременно играет эпизодические роли в спектаклях. Но вскоре полностью переключился на художественно-оформительскую работу.

Годы войны не прошли бесследно для Таурбека. Последствия ранений не давали покоя. Работать было тяжело. Однако одержимость искусством и творческая энергия, стимулируемая практическими задачами, стали основой для его плодотворной творческой деятельности.

Первой работой, которую Таурбек оформил самостоятельно стал спектакль по пьесе С. Газзаева «Лёшка» (1948 год). Затем, в том же сезоне, последовали спектакли: «Ходжа Насреддин» Н. Исанбета, «Осень на озере» К. Чуковского, «Наши друзья» Р. Хубецовой (режиссёр-постановщик спектаклей Г. Кабисов)...

В 1950 году Таурбек был назначен на должность главного художника Юго-Осетинского театра. Период с 1950 по 1960 гг. можно назвать самыми активными и плодотворными годами его творческой деятельности. Именно в этот период особенно ярко проявляются его смелость и новаторские способности как художника-оформителя. В этот период Таурбек оформил более 60 спектаклей по пьесам русских и зарубежных классиков, осетинских и грузинских драматургов – разных по тематике, по стилистическим и жанровым признакам: «Хозяйка гостиницы», «Брак поневоле», «Королевство кривых зеркал» К. Гольдони, «Жили три друга» Успенского, «Особняк в переулке» Бр. Тур, «Гаити» Ж.Дюбуа, «Не называя фамилий» В. Минко, «В добрый час» В. Розова, «Жорж Данден» Мольера, «Отарова вдова» Г.Бердзенишвили, «Весеннее утро» В.Габескирия, «Майя из Цкнети» В.Канделаки и другие. При этом Таурбек не повторялся и умело давал почувствовать за условностью театральной декорации живой бесконечный мир.

К этому времени, по инициативе и при участии Таурбека, сцена Юго-Осетинского театра впервые была реконструирована и соответствующим образом переоборудована, получила нормальное электрическое освещение и поворотный круг, способствующий быстрой смене действий. Новое освещение сцены решило многие технические вопросы, дало возможность появлению новых, более интересных и сложных конструкций декораций.

Особенно ярко проявился талант Таурбека в оформлении спектаклей осетинской национальной драматургии. Только в период с 1949 по 1952 гг. в театре была осуществлена постановка целого ряда спектаклей национальной драматургии в его оформлении, это: «Сказка» Д. Туаева, «На нашей улице праздник» Р. Чочиева, «Чермен» Г. Плиева, «Хандзериффа» М. Шавлохова, «Мисурат» и «Беспокойный пастух» З. Туаева, «Женихи» А. Токаева, «Дудар и его друзья» С. Хачирова, «Илико» Д. Джиоева, «Мать сирот» и «С того света» Д. Туаева, «Скала загремела» М. Гучмазова, «Азау и Таймураз» Н. Джусоева, «Залина» В. Гаглоева и др. Режиссировали спектакли Григорий Кабисов, Степан Газзаев и Залихан Чабиева.

Таурбек много ездил по Осетии. Фотографировал и рисовал природу, делал наброски национальных костюмов, утвари, предметов быта, записывал тексты легенд. Он настолько глубоко проникся духом и стилем осетинского фольклора, что это стало основой его творчества.

В творческой биографии Таурбека особое место занимает его участие в декадеосетинского искусства и литературы в Тбилиси в 1957 году. Юго-Осетинский драмтеатр представил четыре спектакля: «Мать сирот» Д. Туаева, «Залина» В. Гаглоева, «Майя из Цкнети» В. Канделаки в постановке осетинской труппы и «Чермен» Г. Плиева в постановке грузинской труппы театра. Смотр спектаклей явился серьезным испытанием его творческой зрелости. И по окончании декады, подводя итог проделанной работы критики и видные деятели искусства наравне с общими достижениями дали высокую оценку именно творчеству Таурбека.

В 60-е годы в Юго-Осетинском театре получают сценическое воплощение новые пьесы. Из спектаклей, оформленных Таурбеком в этот период, прежде всего, надо выделить: «Саниат» Е. Уруймаговой,«Сыновья Бата» В. Каирова, «Неравный бой» В. Розова, «Сказка» Д. Туаева, «Баши Ачуки» А. Церетели, «Испанский священник» Д. Флетчера, «Кремлёвские куранты» Н. Погодина...

К ряду спектаклей, оформленных Таурбеком, относится и широко известная оперетта И. Дунаевского «Вольный ветер», поставленная под его руководством на базе художественной самодеятельности городского Дома культуры в 1952 году. В этом спектакле им проделана огромная организационная и творческая работа. Он, являясь одновременно режиссёром-постановщиком, художником-оформителем, хореографом, хормейстером, дирижёром и музыкантом-инструменталистом, смог правильно ощутить музыкальную природу произведения, создать красочный спектакль. При этом для участия в нем были привлечены исполнители из числа талантливой молодежи города Цхинвал, имеющие сценические данные и умеющие петь и танцевать. Репетировали сутками. Проводились занятия по вокалу, сценической речи, сценическому движению, танцам. И в результате режиссёр-постановщик открыл зрителю новых талантливых исполнителей, дал им стимул для дальнейшего развития, многие из которых впоследствии стали известными артистами.

Говоря о внетеатральных работах Таурбека, можно было бы перечислить множество его творений в разных сферах изобразительного искусства. Мы же назовем всего несколько из них. В первую очередь, это великолепная работа по художественной жанровой росписи из области монументальной живописи на темы Нартских сказаний, которую Таурбек осуществил в Госдрамтеатре Южной Осетии вместе с известными осетинскими художниками, замечательными мастерами живописи – Григорием Котаевым, Михаилом Кокоевым, Борисом Санакоевым и Умаром Гассиевым.

Значительное место в творчестве Таурбека отводится декоративной и станковой скульптуре. Формы его скульптурных фонтанов, скульптурных фигур и различные архитектурные детали были легки и грациозны. И составили самый привлекательный вид города. К примеру, скульптурная фигура «К. Хетагуров», которая показывает сидящего на стуле Коста, была внешне спокойной, с заметным оттенком задумчивой усталости. Во взгляде его глаз, смотрящих вдаль, читались мудрость и неугасимая душевная энергия.

Современникам Таурбека также хорошозапомнился небольшой фонтан и жанровая скульптурная фигура «Фатима» у памятника К.Хетагурову (нынешняя скульптура – новодел – прим. ред.). Даннаякомпозиция на долгие годы стала одним из излюбленных мест горожан для фотоснимков (на фото).

Говоря о внетеатральных работах Таурбека, нельзя не назвать и многоцветный ковер «Ленин и Сталин в Горках», вышитый имодносторонней гладью нитками мулине (на фото). Работа была выполнена с высоким исполнительским мастерством. При этом невольно задаёшься вопросом: «Как человек, не имеющий специального образования в области коврового искусства, смог блестяще выполнить такую сложную работу?». Но ковер получил высокую оценку и был помещен в Дом-музей И.В. Сталина в г. Гори.

В творческой деятельности Таурбека немалое место занимает и песенный жанр. Написанные им песни на стихи осетинских поэтов и на стихи собственного сочинения подкупали композиционной стройностью, с характерными осетинскими мелодическими и ритмическими рисунками. Одна из песен Таурбека «Думы пастуха» получила наибольшую популярность и сегодня удивляет своей мелодичностью и молодостью.

Отдельным направлением в творчествеТаурбека мог стать и кинематограф. Его интерес к истории осетинского народа перерос в желание экранизировать роман А. Воиновой «Тамара и Давид». Был составлен сценарий, определены актеры на главные и эпизодические роли, были проведены определенные съёмки, но длязавершения работы над фильмом требовались немалые финансовые средства, но поддержки властей он не получил...

…Тата Гаглоев ушел из жизни в 47 лет.Многое из его наследия не сохранено. В том числе утрачены его работы по росписи здания театра в Цхинвале, которое сгорело в 2005 году… Такие люди, как Таурбек Гаглоев – очень редки, это особенные люди. Он является отдельной ярчайшей страницей в национальном искусстве. Таурбек всю свою жизнь творил. И жил волнениями творческой оригинальной мысли, был охвачен всегда своей художественной идеей, которая обязывала его ко многому.

 

Из книги Мэлса Шавлохова

«Таурбек Гаглоев. Жизнь и творчество»

 

На фото:

1. Одно из творений Таурбека Гаглоева – скульптура «Фатима» у памятника Коста (фото из архива газеты «Республика»).

2. Многоцветный, больших размеров ковер «Ленин и Сталин в Горках», вышитый Т.Гаглоевым ко дню рождения Сталина, по сей день находится в Доме-музее И.Сталина в г. Гори (фото из архива газеты «Республика»).

К 100-летию Таурбека Гаглоева
К 100-летию Таурбека Гаглоева
К 100-летию Таурбека Гаглоева

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30