Ног Бон и его некоторые традиции
В последние годы наблюдается заметный интерес в обществе, особенно среди молодежи, к истории своего народа, истокам, традициям и обычаям предков. В том числе и в ракурсе празднования прихода Нового года в Осетии. Оставляя вопрос даты – это 14 января или 20 марта – на рассмотрение этнографов, обратимся непосредственно к национальным традициям встречи Ног Бон.
К приходу Нового года начинали готовиться задолго. Все убирали дома, готовили яства, специально под Ног Бон варили бæгæны... Вечером же, перед приходом Нового года старший в семье разжигал перед домом костер – ногбоны арт. Считалось, что чем ярче горел костер, тем больше в доме будет бæркада (благодати). При этом, несчастьем считалось, если огонь угасал в новогоднюю ночь, поэтому кто-то обязательно следил за огнем. Глядя на пламя, высказывались пожелания, чтобы несчастья сгорели вместе с ним. А для очищения перепрыгивали через него. Само празднование Ног Бон продолжалось до рассвета. Также существовало поверье, что на Ног Бон открываются двери неба (арвы дуар байгом вæййы). Тот, кто видел это таинство, мог рассчитывать, что его желания обязательно сбудутся. Свет в домах также поддерживали до утра.
После полуночи, с приходом Нового года, мужчины начинали стрелять из ружей, причем прицеливались как бы в луну, которую необходимо было спасти от злых сил (мæйхортæ). Было принято даже детям участвовать в защите луны от «мæйхортæ». Они бросали камни в «злые силы».
Молодежь в Новогоднюю ночь устраивала веселый обход с песнями и играми – «беркъатæ». Были распространены в новогоднюю ночь и гадания. Последние сутки в уходящем году были насыщены ритуальными действиями, имеющими конкретную цель. Конечно, это не все традиции, по которым наши предки встречали Новый год.
Большое значение осетины придавали и тому, кто утром первый переступит порог дома, кто будет первым гостем. Причем, в данном случае, имелся ввиду мужчина или юноша. От личности первого гостя, а точнее «его ноги», определялось – насколько наступивший год будет удачным.
Поэтому все желали, чтобы порог дома переступил человек, считавшийся обладателем «хорошей ноги». На людей с благодатной аурой даже определялась очередь посещения им домов. Дело это было благодарное, поэтому первого гостя всегда одаривали подарками. При этом в первые дни Нового года, кто бы не переступал порог дома, он обычно рассыпал по полу горсть зерен кукурузы или пшеницы с пожеланием стольких же удач, сколько зерен на полу. Эта традиция осталась и по сей день, правда, чаще всего вместо зерен рассыпают конфеты или монеты.
Новый год – семейный праздник, но многие приглашают соседей, родственников, друзей – встречать праздник в кругу близких гораздо веселее. Застолье должно было быть веселым, оптимистичным, говорить надо было только о хорошем. Какой бы ни был предыдущий год, нельзя было о нем плохо отзываться. В Новый год надо было вступать без долгов и освободившись от всех обещаний, и вообще всего негативного. Даже одеться надо было во что-то новое. Особым должно было быть и поведение. Оно должно быть исключительно добрым, положительным. Надо было следить за своей речью. Нельзя было говорить ничего грубого, резкого, неприятного. Новый год – праздник доброго, благородного начала. С каким сердцем и настроением его встретишь, так и пройдет весь год, считали наши предки.
К новогоднему столу, помимо праздничной пищи и обязательных трех пирогов с сыром – уæливыхтæ, готовили и такие традиционно-ритуальные блюда как æртхурон, дедатæ, лæппынтæ, басылтæ. Во многих селах Южной Осетии пекли также и сойфыхтæ. Хозяйки также пекли фигурные пироги в форме полумесяца (мæй). Новолуние, по мнению осетин, считалось счастливым знаком. При этом многие семьи с тремя пирогами ходили в хлев и погреб возносить молитву покровителям закромов и скота, чтобы в Новом году было много урожая. Обязательным в ночь перед праздником также были соленые лепешки.
Но наиболее важным считался, конечно же, большой круглый пирог, олицетворяющий солнце – æртхурон. Предназначался он только для членов семьи. И разрезался на утро также по количеству членов семьи. Если же в доме ждали пополнения, то женщине давали два куска, ей и нерожденному еще ребенку. Кстати, и сегодня в пирог все еще запекают монету: тот, кому она попадется, будет считаться материально обеспеченным в наступившем году. Праздничный стол в этот вечер всегда отличался разнообразием блюд: считалось, что если на Ног Бон накрыт богатый стол, то весь год пройдет под знаком изобилия… Как видим, у осетин в Ног Бон было немало традиций и ритуалов, многие из которых сегодня уже мало кто помнит. Вот мы и решили в канун Старого Нового года спросить известных в Южной Осетии женщин, что из традиционных блюд они готовят на Ног Бон?
Жанна Зассеева, руководитель штаба «Бессмертный полк» в Южной Осетии:
– Кроме наших традиционных пирогов, шашлыка, отварного мяса, задын на Ног Бон я готовлю еще и некоторые национальные блюда казахов, так как долгое время жила в Казахстане. Но обязательным блюдом на моем столе является æртхурон. Раньше я баловала детей тем, что клала, по обычаю, туда некоторые предметы со значением, и они всегда с нетерпением ждали того, что им в кусок попадет… Ног Бон светлый праздник, но на новый год столы и так от изобилия ломятся, а традиционные осетинские блюда надо готовить и в обычные дни. Считаю, что это не менее важно. К примеру, я часто готовлю насдзæхтон, туагдзæхтон...
Зоя Битарти, кандидат филологических наук, профессор:
– Ног Бон большой праздник у осетин. Помню, как моя бабушка задолго до праздника начинала готовиться к нему. У нее на столе обязательными были уæливыхтæ, æртхурон, дзыкка, различные мясные блюда... Также она пекла из теста фыркъатæ для моих братьев и гыкъына для меня. Кроме того, на Ног Бон бабушка обязательно пекла задын… Сама я уже много не готовлю. Но на моем праздничном столе всегда есть уæливыхтæ, мясо, цæхджынтæ, задын, æнгуз æмæ мыдызмæст, хус дыргътæ, чурчхелатæ, традиционные осетинские напитки и многое другое.
Аза Кокоева, этнограф, кандидат исторических наук:
– Ног Бон, праздник, любимый с детства. Моя мама на Ног Бон всегда готовила много разнообразных блюд. Но главным, конечно же, был æртхурон. Она клала в пирог монету, и все мы, дети, а нас было 5 человек – я и мои четыре брата, надеялись на удачу. Счастливчиком чаще всего бывал мой младший брат, так как монета всегда оказывалась в его куске æртхурон. Сама я на Ног Бон также пеку æртхурон. Мои дети не здесь, но все равно делю пирог на части по количеству членов семьи, потом определяю, кому досталась монета и сообщаю им по телефону… 😊 Кстати, большое значение осетины придавали тому, кто на следующее утро первым переступит порог дома. Этот обычай существует и сегодня. И если есть человек, который отмечался «хорошей ногой», его специально даже зазывают. А в подарок, как правило, ему давали шерстяные носки.
Асиат Наниева, писатель, заслуженный работник культуры РЮО:
– Праздничный стол на Ног Бон всегда бывал разнообразным и богатым. Помню, моя бабушка всегда готовила очень много. Это, конечно же, уæливыхтæ, без которых не может быть ни одного застолья. Это и несколько видов мясных блюд: отварная или жаренная курица, свинина, обязательно отварная говядина. Кроме того, в Ног бон для мальчиков пеклись фыркъатæ, а для девочек – къукълатæ. Мы их так называли. Хорошо помню, что на нашем праздничном столе, наряду с фруктами, всегда были грецкие орехи. Из напитков на столе было вино белое и красное, бæгæны, къуымæл, арахъхъ. Все это есть и на моем праздничном столе. Традиции в нашей семье мы чтим беспрекословно.
Подготовила Козаты Рена
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.