Тема патриотизма в творчестве Плиты Гриса

18-12-2023, 12:11, Культура [просмотров 368] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Тема патриотизма в творчестве Плиты ГрисаВ осетинскую литературу в конце 20-х и в начале 30-х годов пришло целое поколение молодых прозаиков, поэтов, драматургов. Одним из самых видных его представителей являлся поэт и драматург Грис (Григорий) Дзамболатович Плиев. Родился будущий мастер пера 110 лет назад, 30 октября 1913 года в высокогорном селении Рук юга Осетии. В 1935 году окончил актёрский факультет ГИТИСа. С начала Великой Отечественной войны ушел на фронт. Участвовал во многих боях, вернулся в 1947 году в звании гвардии майора. Был награж­ден четырьмя боевыми орденами и медалями. Лирика Плиева очень содержательна, тематика ее разнообразна. Но у каждого поэта бывают темы, наиболее близкие его сердцу, душе, темы, где наиболее полно раскрывается его талант. Таковыми для Гриса являются война и искусство. В предлагаемом материале мы остановимся на теме войны. Талант поэта закалился на фронтах Великой Отечественной, освящен трагизмом войны.

 

Стихотворение «Уӕлахизы кадӕг» («Поэма о Победе») было первым военным стихотворением поэта. Это был призыв к битве, клятва, слова, даю­щие надежду. В нем противопоставлялись ненависть и любовь, насилие и свобода, трус и герой, бесславие и слава. Произведение показывает благотворный свет свободы и опасные последствия рабства. Но в нем еще не было войны как таковой, не было мук и боли, которые несет с собой война, оно написано на высоких риторических интонациях:

 

Зӕххыл рӕсугъд цӕрынӕн фидар

Дыууӕ стыр ныфсы ис лӕгӕн:

Фыдыбӕстӕ ӕмӕ сӕрибар, –

Циу цард ӕнӕ сымах? – Ингӕн

 

На мотивах набата и призывов построено и стихотворение «Цом, фæцæуæм» («Пойдем»):

 

Уӕ, мӕ хӕлар, рабад, райс дӕ гӕрзтӕ! –

Нал ис бирӕ сагъӕстӕн рӕстӕг, –

Сиды, хъус-ма, сиды нӕм нӕ бӕстӕ,

Cay фыдгул ӕрбабырста хӕстӕг

 

Автор этого стихотворения, а, следовательно, и его лирический герой, еще не видел истинного лица войны, еще не ощутил дыхания смерти, поэтому он легко, можно сказать даже вдохновенно, говорит о войне. Герой стихотворения осознает лишь, что настал час испытаний и он, не задумываясь, четко понимая свой долг, во весь рост встает на битву с заклятым врагом.

Но вот он ощутил на себе все тяготы и лишения военной жизни. В стихотворении «Фӕраз, салдат» («Терпи, солдат») перед читателем предстает такая картина:

 

Арвæй хур нæ зыны,

Бантъыснæг и бон.

Уары зæгъ… дæ быны

Уæрмы смал и дон, –

Де 'фцæгготыл уайы,

Сæрды йæ цъыфæй…

Ницыуал уæлдай и

Сыджытæй, дæуæй

Цæстытыл фæлладæй

Хуыссæг тых кæны.

Иу дæ сæр ма цадæй

Портийау зыны

 

Стихотворение «Ныстуан» («Завещание») – это обращение поэта к своему чи-

тателю, в котором он определил свою по-

зицию: он пишет о войне без прикрас, без героической патетики, он как будто спорит с теми, кто не ощутил на себе реалий войны:

 

Ныббар, фӕлӕ, уӕд мауал фенон амонд:

Кӕд иутӕм каст хӕрз хъӕлдзӕг аргъау хӕст,

Уӕддӕр дзы мах нӕ дзыллӕйы сӕраппонд

Уыдтам зынтӕ, фыдхъизӕмар ӕрмӕст

 

Солдат Плиты Гриса – не просто воин, а гражданин, мыслитель и поэт. Как гражданин, он защищает свою страну, свой народ, его свободу, честь и достоинство. Как мыслитель, он сознает всю сложность причин и целей войны, ее характер, ее всемирно-историческое значение,понимает ее как войну двух идеологий, двух типов морали, будущего и прошлого, рабства и свободы, гуманизма и мракобесия. Как поэт, он чувствует тонко и мужественно всю меру страданий в жестоком единоборстве свободного народа и кровавых захватчиков.

Именно эта глубина и сложность характера, внутреннего мира солдата дают особую привлекательность военной лирике поэта. Идет бой «не ради славы, ради жизни на земле», поэтому в раздумьях солдата большое место занимает противопоставление жизни и смерти. Оттого так естественно и чуждо сентиментальности звучат строфы о «солдатских слезах», о слезах солдата-победителя:

 

Салдат ныджджих и, бацыд дисы:

Зӕххыл цы диссӕгтӕ и, цы!

Цымӕ ӕцӕг уой, ӕви – фыны?

Йӕ зӕрдӕ байдыдта кӕрзын, –

Ӕмӕ йӕ цӕстытӕн сӕ быны

Дыууӕ егъау сыджы фӕзынд

 

Говоря о теме патриотизма в лирике Плиты Гриса, нельзя не отметить один важный момент. Поэт и его лирический герой, идя на поле брани, поклялись себе и своему народу, что не покроют позором ни себя, ни свой осетинский народ («Хӕцӕны»):

 

Ӕгад нӕ фӕкӕндзынӕ хӕсты

Рӕсугъд ирон дзыллӕйы ном

 

Отечество поэта – весь Советский союз, но Родина его – Осетия, поэт любит и уважает все народы, но дороже всех для него – его осетинский народ. Он защищает всю страну, но, прежде всего, думает о славе и чести своего народа, он держит ответ, прежде всего, перед ним. Если бы было иначе, патриотизм поэта был бы ложным, пафосным. И ярким доказательством тому является стихотворение «Акъоппы» (В окопе):

 

Уарзын саг, адджын ӕфсымӕрты уарзтӕй

Райсин сӕ сӕрыл мӕлӕт.

Фӕлӕ «ирон лӕппу басгуыхт!» – куы ‘рхӕссы

Исчи нӕ карз хӕстӕй цау –

Зӕрдӕмӕ хицӕн цыдӕр рухс ныккӕсы,

Уалдзыгон хуры тынау

 

Хрестоматийным, программным произведением является и монолог «Солдат», давший название книге, вышедшей в 1948 году. Это необыкновенное произведение является центральным во всей поэзии Плиева. В нем в виде системы отражена вся военная философия поэта, его художественные образы дышат жизнью, поэтическая мысль его свободна и крылата. Именно в этом произведении осетинское слово показало всю свою силу, мощь, естественным образом здесь слились поэтическая фантазия и правда жизни.

Война уничтожает народы, разрушает, разоряет города, села, еще больший вред – это моральный урон. Война будит в людях худшие стороны: жадность, злобу, склонность к насилию. Совсем другими были последствия Великой Отечественной войны. Наш народ вышел из нее закаленным, чистым. Патриотическая война и Победа дали людям надежду, разбудили в них жажду жизни, усилили советский гуманизм. Эти обстоятельства автор показывает разносторонне, описывает оптимизм народа:

 

Уалдзӕгмӕ зымӕджы сӕрты кӕсын,

Ӕмӕ зарӕг мӕ зӕрдӕйы зӕлы.

 

Лирический герой поэта – сердечный и красивый душой человек. Война не смогла потушить огонь любви в его сердце. Солдат Свободы радуется жизни. Бой утих и солдат видит красоту природы. Он плачет – и это не признак слабости, это свидетельство красоты чувств. Воин – защитник высоких идеалов – и на войне остался гуманистом. Он видит побежденного врага и жалеет его – это свойство доброго, щедрого сердца. Теперь он не воин, он – строитель новой жизни. Но в час опасности готов снова одеть шинель и встать на защиту отчего дома:

 

Фӕлӕ та знаг куы кала мæт мæ циныл,

Йӕ ныхмӕ мын уӕд амынд у бынат:

Фӕстӕмӕ та ыскӕндзынӕн мӕ цинел

Ӕмӕ та ног фӕцӕудзынӕн салдат

 

И многие годы спустя тема войны не отпускала Плиты Гриса. Миллионы советских людей отдали свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них, конечно, были и сыны Осетии. Многие семьи отправили на войну по трое, четверо, пятеро и даже семеро воинов. Среди них пять братьев Каллаговых, пять братьев Дигуровых, семь братьев Кобегкаевых и многие другие... Плиты Грис нашел нужную поэтическую форму для того, чтобы показать подвиг семи братьев Газдановых. Его баллада «Авд цухъхъайы» (Семь черкесок) стала поистине народной.

Семеро сыновей Осетии, мало того, семеро сыновей одной матери, от­дали свои молодые жизни во имя мира, свободы. Но и подвиг матери ничуть не меньше. Автору удалось очень колоритно передать это горе, тяжелые думы. Художественные возможности баллады безграничны, они объединяют эпичес­кие и лирические средства. С их помощью автору удалось трагедию матери и сыновей поднять на уровень высокой поэзии.

Особое место в балладе занимает образ матери. Много красивых слов и глубоких мыслей было сказано с незапамятных пор о матери, о беззаветной материнской любви, о ее готовности отдать жизнь за детей... Безграничную любовь матери смог показать и Плиты Грис. Он создал удивительный, яркий образ.

Баллада пронизана идеей патриотизма. Семеро молодых осетин погибли в разных краях нашей страны. Старший – в Севастополе, второй – под Мо­сквой, место гибели третьего осталось неизвестным, четвертый погиб в сраже­нии на Кавказе, близнецы сгорели в танке, а младший дошел до Берлина и сложил свою голову там...

 

Мах хӕларӕй радтам бӕстӕн

Авд ӕфсымӕрӕй нӕ цард…

 

Оценивая военную лирику Плиева в одном ряду с произведениями поэтов – современников, Н. Джусойты пишет: «В осетинской поэзии военных лет немало великолепных стихотворений Гафеза, Б. Муртазова, X. Калоева. Р. Асаева и др., но поэзия Плиты Гриса как бы воплотила в себе лучшие черты военной лирики и явилась ее вершинным достижением». Война сыграла огромную роль в становлении Плиева-поэта – «она сделала более обстоятельным его поэтический опыт, расширила его мировоззрение, выразительней и ярче стала его поэтическая палитра».

Военная лирика Гриса пронизана размышлениями трагического напряжения. Воин – жизнетворец не находит в душе примирения между тем, что он должен совершать ежедневно и совершает в силу необходимости, и тем, что является сутью его характера, его психологии, его мироощущения и идеала. И если солдат находит в чем-то утешение, так только в том, что данное состояние всего лишь эпизод в его настоящей судьбе. Правда, он сознает, что для него лично война может оказаться последним событием в недолгой жизни, но это не меняет соотношения вещей. Война – общенародное бедствие и проблемы ее решаются в масштабе общенародной судьбы. Отдельные жизни, сложившиеся трагически, – та великая жертва, которую народ приносит во имя «жизни на земле» вообще.

Грис никогда не рекламирует свою национальную принадлежность. Чувство национальной гордости – обязующее чувство. Свою любовь он выразил, как и подобает художнику, отношением к языку своих произведений. Мало кто из современных осетинских поэтов может соперничать с ним в богатстве и чистоте языка, в разнообразии стилистических возможностей, открытых им в родном языке и блистательно реализованных в целом ряде произведений. Родной язык он рассматривает как святое оружие, предназначенное для поэтического подвига. Вторая черта национальной самобытности поэзии Плиты Гриса – глубинная верность психическому складу, художественному мышлению родного народа и нравственным устоям его национального характера. Третья черта национальной самобытности поэзии поэта заключается в естественной преемственности национальной художественной традиции. Он весь пронизан любовью, сокровенным знанием и тончайшим чувством осетинской художественной культуры в самом широком смысле слова.

Нация живет и развивается лишь тогда, когда ценит по достоинству своих лучших сынов. Одним из виднейших, ярчайших представителей нашего народа был и будет поистине народный поэт Плиты Грис. Известный журналист Хазби Цгоев писал о нем: «Если бы Грис написал только книгу «Солдат», он бы оказал неоценимую услугу осетинскому народу, его имя бы обязательно осталось в истории осетинской литературы; если бы он написал только трагедию «Чермен», было бы то же самое; то же было бы, напиши он лишь драматическую дилогию «Сослан Царазон»; и если бы он всеголишь перевел на осетинский язык произведения Шекспира, не говоря уже о других его переводах, имя его навеки было бы вписано в историю осетинской литературы». Невозможно переоценить тот вклад, который внес Плиты Грис в сокровищницу осетинской литературы, осетинской культуры.

 

Хацырон Людмила,

научный сотрудник Юго-Осетинского научно-исследовательского института им. З.Ванеева

Тема патриотизма в творчестве Плиты Гриса
Тема патриотизма в творчестве Плиты Гриса


 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярно