Из истории зарождения сценической версии народного танца «Симд»
В четверг, 7 декабря, в Юго-Осетинском Государственном драматическом театре им. К Хетагурова прошел праздничный концерт Государственного ансамбля песни и танца «Симд» им. Б. Галаева, посвященный 85-летию со дня образования прославленного коллектива. Красочное представление не оставило никого равнодушным. Участники творческого коллектива демонстрировали на сцене высокую степень мастерства, погружая зрителей в богатое танцевальное и песенное культурное наследие осетинского народа. В ноябре, в преддверии юбилея, газета «Республика» публиковала серию материалов из истории становления и развития Госансамбля «Симд». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию фрагмент нашего материала семилетней давности об истории зарождения сценической версии народного танца «Симд», уходящего своими корнями в глубокую древность.
Есть много знаковых понятий, которые ассоциируются с осетинским народом: осетинский сыр, осетинские пироги, осетинское пиво и, конечно же, осетинский массовый танец «Симд». В Осетии он является одним из излюбленных народных танцев. «Симд» неоднократно упоминается в героическом Нартском эпосе.
В традиционном быту осетин существовало несколько разновидностей этого хороводного танца. Так, разновидностью танца является «Симд Нартов» – старинный осетинский двухъярусный танец, «Тымбыл симд» («Круговой симд»), «Нагуай симд» («Симд на одной ноге») и др. С течением времени «Симд» несколько видоизменился. К примеру, в более поздних вариантах в танце стали принимать участие и женщины. Сначала они легко скользили вокруг «башни», напоминая белых летящих птиц. Затем верхний ряд мужчин соскальзывал вниз, после чего мужчины присоединялись к женскому кругу и вместе продолжали танец.
А вот на профессиональную сцену старинный танец «Симд» вышел относительно недавно в 1936 году. Сегодня мы видим его модернизированный, сценический вариант. До этого танец, конечно же, многократно исполнялся отдельными танцевальными группами на различных площадках. Но это был народный вариант, без профессиональной шлифовки. А дело обстояло следующим образом. 1 августа 1936 года первый секретарь Обкома Юго-Осетии Борис Таутиев вызвал в свой кабинет начальника управления культуры Владимира Хетагурова и показал ему телеграмму, которая пришла из Тбилиси. В ней сообщалось, что на V Олимпиаде самодеятельных коллективов, проводимой в рамках Грузинской ССР, должна быть представлена и Южная Осетия. Здесь же указывалось, что художественный смотр состоится… 5 августа. Таким образом, до концерта оставалось всего четыре дня.
Сегодня трудно определить сделано ли это было случайно или тбилисский организационный отдел просто проявил небрежность в своевременном оповещении юго-осетинской стороны, но как бы то ни было, готовиться к республиканскому смотру было необходимо.
Во время разговора в кабинете партийного начальника было решено представить на суд тбилисского зрителя танец «Симд», который не был тогда широко известен за пределами Осетии. «В тот же день я обратился к актерам драмтеатра. И из их числа сформировал двенадцать танцевальных пар, – вспоминал сам В.Хетагуров. – Пришлось, основываясь на своем опыте участия в профессиональных коллективах, подгонять народные танцевальные элементы к сценическим требованиям. Репетиции шли ежедневно с утра и до самого вечера».
5 августа в Цхинвал приехала комиссия из представителей Тбилисского театра оперы и балета, которым был представлен «Симд» в новой, сценической редакции. Окончание выступления было встречено аплодисментами – танец был однозначно одобрен специалистами и уже к вечеру юго-осетинский коллектив был в Тбилиси.
Олимпиада проходила на сцене Тбилисского театра оперы и балета в течение двух дней.Свое танцевальное мастерство демонстрировали десятки коллективов со всех уголков ГССР. Однако выступление юго-осетинских танцоров произвело наиболее сильное впечатление. Так народный танец получил новую жизнь. Среди участников презентации осетинского массового танца «Симд» на большой сцене были Владимир Харебов, Соско и Алексей Джадтиевы, Георгий Аликов, Борис Андиев, Зина и Варя Гаглоевы, Дарья Бигулаева, Зинаида Плиева и др… Через месяц после триумфа в Тбилиси В.Хетагурову сообщили, что в декабре в Москве пройдет Декада искусства Грузинской ССР и в числе других танцевальных номеров Госансамбль танца Грузии должен представить и осетинский «Симд». Поставить танец предлагали самому В.Хетагурову. Задача это была непростая – грузинские танцоры не имели представления о том, что такое «Симд» – они его первый раз увидели на смотре. Ответственности прибавляло и то, что на концерте в Москве среди зрителей должен был быть сам И.Сталин. В итоге, после выступления аплодисменты раздавались и из правительственной ложи.
Столь высокое одобрение вождем осетинского танца не осталось незамеченным руководством грузинского ансамбля и с этого периода «Симд» входит в репертуар коллектива. Правда, со временем его название претерпевает удивительные перемены, превратившись в… «грузинский массовый танец». Эта особенность наших южных соседей известна давно. Они всегда (порой успешно) пытались присвоить достижения нашего народа, перевирая страницы истории, интерпретируя под себя различные события. А о присвоении элементов осетинской кухни и хореографии и говорить не приходится. В этой связи следует привести один любопытный момент. В 60-х годах известная балерина Лили Гварамадзе защитила диссертацию по хореографии на соискание ученой степени. И доказывала, что никогда осетины на носках не танцевали, потому что горцы, проживая в горах, не могли найти места, где поставить на землю свои носки. А потому танец «Симд» никак не может быть осетинским. И ведь эта дама защитилась по данной теме(!). Уж лучше бы расписала свой танец гандаган с его «богатой» и неоднозначной историей. В любом случае это ничего не изменило. «Симд», несмотря на все старания грузин, во всем мире считают жемчужиной осетинской хореографии.
Д.Плиева
Фото с праздничного концерта ИА «Рес»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.