Об элементах национального костюма и не только
Осетинская хореография богата и разнообразна: в ней и сольные танцы, и парные, и массовые. Разнообразны они и по характеру – лирические, соревновательные, парадно-представительные, шуточные, песенно-плясовые. Кроме этого мастера-балетмейстеры обогатили осетинскую хореографию еще и нартскими, партизанскими, колхозными, празднично-детскими танцевальными сюитами. Появились танцы и этнографического характера – «Примирение кровников», праздник рождения сына – «Сой» и др. Все это замечательно, и часто искусство хореографов предстает во всей красе перед зрителями на концертах, фестивалях и смотрах, не только радуя, но и вселяя великий оптимизм и веру в творческие и жизненные силы народа.
Наверное, никто не остался равнодушным 9 мая 2015 года, когда на площади Свободы в городе Владикавказ осетинское юношество продемонстрировало в массовом «Симде» мощь, силу и потенциал осетинского народа. Это впечатляющее своей массовостью, сдержанностью и красотой зрелище было не менее эффектно, чем проход тяжелой техники и марширующих колонн военнослужащих разных родов войск, показало наши неисчерпаемые силы и веру в будущее.
Но, наблюдая за концертной деятельностью осетинских танцевальных коллективов и будучи в прошлом участником самодеятельного танцевального ансамбля «Фарн», у меня возникли предложения для поддержания осетинских хореографических традиций, преимущественно этнографического характера и в виде рекомендаций. Пластика и танцевальные фигуры со временем могут меняться, но что касается традиционного костюма, его вид должен быть почти незыблемым, должен сохраняться неизменным: недаром национальный костюм называют традиционным.
Костюм танцора – это парадный костюм от головного убора, черкески, бешмета до обуви. Традиционными компонентами этого народного одеяния, безусловно, являются кинжал, наборный пояс с язычками, газыри, подколенные подвязки. В особых случаях, т.е. в характерных хореографических сценах, танцор бывает с буркой и башлыком. Традиционные цвета черкески – коричневый («морӕгъуыз»), черный, реже – серый, и очень редко – белый.
Бешмет(куырӕт) – светлый, но не белый, чаще бежевый. Бешмет без черкески – это рабочая одежда. К рабочему головному убору относится и войлочная шляпа, а потому с черкеской войлочную шляпу (нымӕт худ) нельзя надевать (Это как сочетание ушанки с фраком).
Головной убор – папаха – у осетин был усеченно-конической формы, а не цилиндрической или расширяющейся вверх, как у других народов Северного Кавказа.
Мохнатая баранья шапка несовместима с черкеской, это головной убор чабана, а потому не парадный головной убор.
Подколенные подвязки «зæнгбӕттӕн» не просто ремешки и подвязываются особо, с петелькой, а конец подвязки с наконечником – язычком должен свисать с боку голени.
Несоблюдение этих канонов напоминает одежду горе-похитителей из кинокомедии «Кавказская пленница»: на одном бешмет, на другом – черкеска, да еще с тюбетейкой. Там это сделано для юмора, чего нельзя делать в осетинском танце.
Кинжал – обязательный элемент костюма как парадного, так и рабочего. Он обязателен и для взрослых, и для детей, и подвешен должен быть строго посередине. Другие варианты подвески кинжала не соответствуют осетинскому ношению и должны быть исключены (как, к примеру, подвешивание кинжала, сдвинутого к левому боку – так носят казаки).
Ношение газырей, их число (7 или 9) было обусловлено традицией, и в зависимости от того, в каком общественном мероприятии участвовал осетин, газыри могли менять свое положение в газырницах (кармашках): во время совершения погребальных обрядов газыри поворачивали серебряной или костяной головкой вниз, и наружу выставлялся «черный» наконечник, а на свадьбах, пирах, у святилищ газыри вкладывались в газырницы серебряными или костяными головками вверх.
Как известно, женский парадный костюм непременно состоит из двух компонентов – наружного с вырезом на груди и второго – с высоким воротником. Цвета платьев: наружное светлое, второе, внутреннее – темное (например, бордового цвета), но не синего, зеленого, коричневого. На этом темном фоне хорошо смотрятся металлические застежки, расположенные на груди друг над другом – «риуы ’гънӕджытӕ». Ныне эти застежки «ушли» в музеи, а в ансамблях их грубо имитируют нарисованными полосами. Безусловно, ношение этих застежек следует восстановить, и не обязательнов ювелирном или другом варианте с драгоценными камнями. Достаточно изготовить их из мельхиора со стеклянными или даже эмалевыми вставками. Нетрудно предугадать, что осетинский женский костюм заиграет утраченными цветами.
Косынка«цыллӕ хауджын кӕлмӕрзӕн» – непременно должна быть с бахромой – и необязательно шелковая, возможна и имитация.
Этнографический материал, да и старые фотографии явно указывают на изящество шапочки невесты, придававшие особую прелесть осанке и всему внешнему виду молодой женщины. Сегодня же в танцевальных ансамблях на головы танцовщиц нахлобучены ведрообразные колпаки, добавляющие им только рост, из-за чего они часто выглядят выше своих партнеров.
Украшения танцовщиц ансамблей – серьги не имеют ничего общего с серьгами осетинок. Образцы серёг известны из археологических памятников – склепов, каменных ящиков. Они своеобразны, но легко могут быть изготовлены мастерами из достаточно недорогих материалов. Эти серьги являются этническими маркерами, т.е. были в обиходе только у осетинок.
Отметим еще и некоторые детали ношения одежды. Длинные рукава черкески закатываются только в быстрых танцах – джигитовке, имитации сабельного боя, танцевальном соревновании, с кинжала-ми и др. Но в «Хонгӕ», «Симд»-е и в парном танце рукава должны быть спущены: в этом большая красота, торжественность и целомудрие. И не следует ими пренебрегать.
Следует обращать внимание на руки танцоров. Во-первых, движение рук в «Хонгӕ» и «Симд»-е совершенно разное, во-вторых, пальцы рук во время исполнения любого осетинского танца, кроме, может быть, шуточных, должны быть собраны в кулак. Никаких растопыренныхпальцев даже в момент экстаза, ибо рас-топыренные пальцы рук – это элемент танца наших южных и восточных соседей. У нас свои характерные черты. Иноэтничные элементы лучше подчеркнуть втанцах того или иного народа при его воспроизведении осетинскими танцорами, но их следует избегать в осетинских танцах.
Еще об одном моменте музыкального сопровождения танца. Видимо, следует возрождать широкое распространение ударного инструмента – «къӕрццгӕнӕн». Они придают своеобразный колорит музыкальному ритму.
На танцорах часто бывает надета тесьма с блестками или же шнур, закрепленный на поясе. Это имитация шнура, крепившегося к пистолету «дамбаца», и конец его должен крепиться на поясе справа, а не слева, как это практикуется в настоящее время.
Соблюдение всех этих традиционных правил не только украсит танцоров, но сделает их неповторимо своеобразными, выделит их из общей массы кавказских танцевальных коллективов, подчеркнет их осетинский самобытный колорит.
Руслан Дзаттиаты,
доктор исторических наук, многолетний участник фольклорного ансамбля «Фарн» РЮО
Рисунок автора
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.