Осенний листопад или Народный сакральный календарь октября
Народные праздники октября немногочисленны. Наверное, это единственный месяц в традиционном календаре осетин (наряду с декабрем), где количество празднеств не насчитывает и полдюжины. Объяснения, конечно, можно найти, тем более что в течение года уже было испрошено благословение основных покровителей труда горца. Но благословение небес необходимо как в трудах, так и в повседневности, поэтому люди не забывают о своих святилищах на протяжении всего календарного цикла.
Октябрь в народном календаре носит название «Кæфты мæй», что обычно переводится как «месяц крупной рыбы». Хотя название можно перевести и как «месяц осетра», так как наименование собственно рыбы в осетинском языке – «кæсаг», а осетр обозначается непосредственно словом «кæф». Впрочем, наши читатели больше согласятся со связью названия месяца октябрь с «рыбой», чем с «осетром». Действительно, откуда в Осетии осетр? Но название этого месяца могло утвердиться в осетинском языке еще в древности, когда наши предки аланы жили у берегов морей. Кроме того, осетр водился и в реках юга Осетии, во время нереста эта ценная рыба доходила до верховий рек Большая Лиахва и Проне. Лишь после того, как на реке Кура была построена плотина ГЭС, путь осетру в Южную Осетию был заказан. Сегодня в реках Осетии нерестится форель, которая начинает интенсивно откладывать икру именно в октябре. Но даже если реки были бы полны рыбы, и она сама выпрыгивала на берег, ее возбранялось ставить на стол во время религиозных праздников. Такое вот табу!
Впрочем, во время главного народного празднества в Осетии, которое отмечается в октябре – Ичъына – на столе хватает и других яств. Праздник обычно приходится на второе воскресенье октября, в 2023 году – это 8 октября.
В Северной Осетии празднество отмечают в пределах Алагирского ущелья, а в его ответвлении, Урсдонском ущелье, находится и главное святилище Ичъына – Мигъдауы дзуар. Сакральный объект являлся одним из священных мест для представителей рода Кусагонтæ, отвечавших за судопроизводство в средневековой Алании. По преданию, предки алагирцев произошли от легендарного предводителя народа Ос-Багатара, у которого было три сына – Царазон, Сидамон и Кусагон. Территория Алагирского общества состояла из трех частей, занимаемых потомками этих братьев: Кусагонтæ, Царазонтæ и Сидамонтæ.
Родовой ветви Кусагонтæ принадлежали селения Урсдон, Дагом и Донисар в Урсдонском ущелье. Главной святыней рода являлся Мигъдауы дзуар. Известный археолог Е.Пчелина так описывала этот сакральный объект: «Название этого святилища состоит из двух слов: мигъ – туман и дау, которое может являться сокращением от слова даугæ – светлый дух от слова «дау» – подозрение, клятва. В обоих значениях этого слова название это соответствует народному представлению о функциях данного святилища. С одной стороны, святилище Мигъдау является патроном благоприятной для земледелия и плодородия трав погоды и, во-вторых, здесь давались клятвы при совершении судопроизводства».
Ежегодное ритуальное пиршество в честь Мигъдауы дзуар устраивала поочередно каждая фамилия, проживающая в с.Урсдон. Члены фамилии в складчину покупали на праздник жертвенного быка, варили большое количество пива. В деньпоклонения каждая семья приносила к святилищу три круглых пирога с сыром (хæбизджынтæ). Празднество продолжалось до самого вечера.
В Южной Осетии празднование Ичъына не ассоциируется с одним каким-то святилищем. С этим праздником связаны святилища селений Дзомаг, Кроз, Ерман (Дзауский район), Бикар, Отреу, Коркула (Цхинвальский район)… Над селением Сатикар Цхинвальского района расположена священная роща, куда жители округи приносят подношения в честь Ичъына. Дубравы являются широко распространенным элементом мифологического ландшафта. В Осетии такие лесные массивы называются дзуары хъæд или æрхъуын хъæд.
Понятие «священная роща» встречается в Нартских сказаниях. Здесь это чудесная роща из сказания «Борæ дзуары хъæды» («Нарт Бора в священной роще»). Ее деревья светятся подобно свече, ветру подпевают ее родники и водопады. Здесь герой эпоса нарт Бораувидел небесную голубку – племянницу Бога, Арвырухс, и поэтому часто приходил в этот лесной массив. Ярким примером сакрального пространства является Уастырджыйы къохы дзуар в Алагирском районе Северной Осетии (т.н. роща Хетага) и Дзуары хъæд в Чесельтском ущелье Южной Осетии, священные рощи имеются у святилищ Реком и Дзивгис (РСО-А)… Впрочем, практически каждый лес, в котором находится сакральный объект, считается заповедным.
Пространство священной рощи было запретной территорией. Здесь возбранялось вести какую-либо хозяйственную деятельность, выносить что-либо за ее пределы. Эта табуированность поддерживалась в людях легендами, повествовавшими о небесной каре, которой подверглись нарушители запретов. В качестве иллюстрации данного положения приведем свидетельство известного исследователя быта осетин Ю.Клапрота: «В Трусовском ущелье (Тырсыгом – прим. ред.) недалеко от с. Абанойы-кау расположена роща – Дзуары кад. Сюда приходили молиться в честь Елиа, резали баранов, мясо которых они поедают, а шкуры в знак почитания развешивают на деревьях. Они верят, что тот, кто срубит в этом лесу дерево, будет наказан богом слепотой, и поправится, только принеся в жертву быка». Возбранялось даже возвращаться за оставленной ненароком в святом месте вещью: «Если кто из осетин, при удалении из священного леса, заметит, что он забыл в оном какую-нибудь вещь, то он уже не может возвратиться за ней, хотя бы она составляла самую большую драгоценность во всем его имуществе» – писал Клапрот. Священные рощи по причине своей сакральности служили часто и местом, где горцы укрывались от преследования со стороны кровников.
Через неделю после праздника Ичъына, в субботу 14 октября в Южной Осетии будет отмечаться празднество Гори-дзуар. Его отмечают в ряде сел Дзауского и Цхинвальского районов. В селении Борджнис Дзауского района в этот день устраивается этнографический праздник. Помимо широкого застолья с приглашением сотни гостей, молодые люди состязаются в поднятии тяжестей, подростки показывают свое умение в вольной борьбе.
Подготовил Коцты Х.
На фото: Мигъдауы дзуар представляет собой трёхъярусное сооружение. Интересно и «соседство» дзуара – обычно святилища устраивают за пределами селения, а тут почти вплотную находится башня…
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.