Брейк-данс как состояние души
Появившись в США в 70-ых годах, брейк-данс быстро набрал популярность не только в Штатах, но и по всему миру. Этот спортивный стиль уличных танцев разразился, как вирус, влюбляя в себя все народы и страны. Стал он активно внедряться и в кинематографию, к примеру, такие фильмы как «Шаг вперед» или «Уличные танцы» стали культовыми и имеют по несколько частей.
В Цхинвале традиция брейк-данса, как и по всему Союзу, стала зарождаться в середине 80-ых, но грузинская агрессия кровавой чертой разделила нашу жизнь на до и после, когда многие начинания были попросту забыты. И только в конце 90-ых вторую жизнь брейкингу в нашем обществе дал Андрей Тедеев, создав танцевальную студию «Арс». За минувшие годы многие его воспитанники стали не только брейк-дансерами, но и тренерами. Одним из них является Станислав Джиоев, вот уже десять лет обучающий брейк-дансу юго-осетинскую молодежь в столичном Дворце детского творчества. И успехи, безусловно, есть. Вот и совсем недавно его танцевальная группа стала Лауреатом I-ой степени в номинации «Уличные танцы» на IX фестивале Национальной премии им. Айседоры Дункан в Ставрополе.
– На юге Осетии искренне порадовались успеху Ваших воспитанников. Но для начала расскажите, как Вы сами пришли в брейк-данс и почему в свое время выбрали именно его?
– Мой путь в брейкинге начался, когда я еще был в восьмом классе. Привел меня мой сосед, и небольшое время спустя я решил заниматься брейк-дансом. Тренировал нас Андрей Тедеев, с которым мы до сих в теплых отношениях. Сам я танцую уже пятнадцать лет, а обучаю этому виду спорта десять лет. Так что у самого уже несколько поколений танцоров сменилось J. Причина – многие после окончания учебы выезжают в Россию и приходится снова начинать с нуля. Набор производим в сентябре. К сожалению, не все выдерживают нагрузку, многие уходят. Так что, хорошо, если из двадцати детей остается 5-7 человек. Многим кажется, что танцевать легко, но это далеко не так.
– Вы сказали, что танцуете 15 лет, а когда поняли, что тренерская работа – это ваше?
– Когда я еще сам тренировался, то часто обучал чему-то новичков, помогал Андрею. И так потихоньку меня это увлекло. Сам я своей работой доволен, как говорится, еще никто не жаловался J. Изначально не все было радужно. После 2008 года у нас даже зала не было, работали без всяких условий, не было поначалу и зарплаты, но я любил свою деятельность и отдавал ей все силы. Потом уже восстановили Дворец, и стало намного легче.
– Брейк-данс является официально Олимпийским видом спорта. Вы бы сами не хотели принять участие на Олимпиаде? И не будете ли детей готовить к ней?
– Официально первым олимпийским чемпионом по брейк-дансу является российский спортсмен Сергей Чернышев. Что касается участия в Олимпиаде, то мое время для этого уже прошло. Но вот с детьми в будущем будем стараться дойти до соответствующего уровня.
– Сколько на сегодня детей обучается у Вас искусству спортивного танца?
– Тех, кто танцует, шестеро. А так ребят восемнадцать занимается. Правда, некоторые уже ушли на каникулы. Но, надеюсь, с сентября придут еще дети, и вместе будем готовиться к чему-то масштабному. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа. Обучаться же брейк-дансу могут дети с шести лет.
– Чем ваше поколение нулевых отличается от нынешнего? Что вас различает?
– То поколение брейкеров было выносливее. Я сужу по себе. Сейчас у детей даже отношение другое, не такоесерьезное. К примеру, есть дети, которых приводят, чтобы они лишь бы чем-то занимались. Что, впрочем, тоже важно. Но есть и целеустремленные. И я надеюсь, что они дойдут до достойного уровня.
– Сочетаете ли Вы каким-нибудь образом брейк-данс с осетинскими танцами? Может, это было бы оригинально?
– Танец, с которым мы выиграли сейчас на фестивале в Ставрополе, в прошлом году возили в Сочи на соревнования, и тогда к нему как раз были «примешаны» осетинские танцы. Но, к сожалению, те дети уже не танцуют. Тогда наш коллектив состоял из 13 человек: пятеро ребят танцевали брейк-данс, а восемь девочек – осетинский танец. Благодаря этому слиянию мы тогда выиграли Гран-при. На сегодня над подобным симбиозом мы не работаем, но все возможно, тем более, что выглядит это зрелищно.
Переживает свою «вторую молодость» брейк-данс и на севере, там детей брейкингу обучает Сослан Сланов и, надеюсь, с ними мы будем взаимодействовать. А так, выезды, участие в соревнованиях просто необходимы, только тогда ребенок полноценно развивается в танце. Ведь сколько бы ты не тренировался в зале, даже под руководством профессиональных наставников, именно опыт, приобретённый на соревнованиях, особо ценен. Поэтому по всему миру так популярны и уличные баттлы, благотворно влияющие на развитие и уверенность детей.
Брейк-данс это тяжелый труд. Бывает, работаешь с ребенком, но результата нет, зато потом он становится лучше всех. А есть дети, которые справляются быстрее. Все индивидуально. Я и сам, помню, долго обучался, над одним элементом мог работать 2-3 месяца, а некоторые ребята, кто тренировался со мной, могли усвоить его за две недели... Но, прежде всего, важно стремление и сильное желание каждого спортсмена. Глаза должны гореть. Когда я подобное вижу, то и для меня это является огромным стимулом в работе.
– Планируете ли в ближайшее время выезжать на соревнования?
– Нет, сейчас мы активно готовимся к выступлению на выпускном 23 июня. Потом у ребят каникулы.
– Как на счет сольного концерта?
– Для подготовки сольного концерта требуется много времени. Да и ребятам еще опыт нужен. Можно подготовить 4-5 танца, но этого мало для сольника. А вот выступить на каком-нибудь сборном концерте с 2-3 номерами мы можем.
Элина Багаева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.