Сакральный календарь. Июнь
Каждый месяц года в народном календаре осетин отмечен группой религиозных празднеств. Раньше практически все они были связаны с хозяйственной деятельностью народа. Не ради выпивки и обильной еды люди поднимались к святилищам, испрашивание благодати для семьи и народа в целом были целью ритуального действа. А летние месяцы были особенными, летний зной или ливни могли на корню погубить и так более чем скромные урожаи нив. Сегодня повседневность человека уже не так зависит от природных условий, но благоговение к святым местам по-прежнему сохраняется на генетическом уровне.
Начало лета, как обычно, совпадает с праздником традиционного религиозного календаря осетин – Реком. В 2023 году он приходится на 3 июня. Патроном святилища Рекомсчитается небожитель Уастырджы, покровитель мужчин, воинов и путников, поэтому посещать святое место разрешалось исключительно паломникам мужского пола. Главным считается святилище, расположенное в ущелье Цей РСО-Алании, однако по количеству святилищ Реком лидирует юг Осетии, здесь их более тридцати. Согласно Сказанию о нартах, когда нарт Батрадз погиб, Создатель пролил по нему три слезы. На месте падения одной из них и появилось святилище Реком. В повествовании Реком называется с эпитетом «рухс» – светлый.
В определении даты праздника имеются расхождения. В Южной Осетии Реком высчитывается от первого новолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. В текущем году такое новолуние случилось 21 марта, практически одновременно с весенним равноденствием. А по лунному календарю праздник Реком приходится на одиннадцатую субботу после мартовского новолуния – в этом году это 3 июня.
Однако, в ущелье Цей, где и находится главное святилище Реком, это празднество отмечается 10 июня. Старожилы датой определили вторую субботу июня. По нашему мнению, это спорное исчисление, ведь привязка к июню под вопросом. По Юлианскому календарю (старый стиль), по которому определяли календарные сроки наши предки, 10 июня это еще месяц май. Ведь разница между ныне действующим Григорианским календарем и «старым» Юлианским 13 дней, т.е. фактически 1 июня наступает только утром 14 июня. Это как Новый год по старомустилю наступает утром 14 января.
Но и это не все. В том же Цейском ущелье праздник в честь Реком будут справлять еще и 17 июня, но это уже современная тенденция. Дело в том, что 10 июня к святилищу придут жители ущелья, а спустя неделю паломники из других регионов севера и юга Осетии.
Такая же разнесенность в определении дня празднования, к слову, имеется и в отношении другого святилища – Уастырджыйы къохы дзуары бон (Хетæджы Уастырджы). Празднование отмечено двумя днями, в первый раз, – а это первое воскресенье июля – в святое место приходят жители окрестных сел. Во второе воскресенье июля здесь собираются па-ломники со всей Осетии: от простого работяги до министра.
4 июня будет отмечаться празднование святилища Гомарты дзуар, которое рас-положено на высоком лесистом плато в Знаурском районе. Гомарты дзуар представлен в виде православного храма. Но на то, что здесь раньше располагалось дохристианское святилище указывает несколько признаков. Во-первых, христианскиехрамы строились рядом с населенными пунктами, в шаговой доступности от паствы. Те христианские святыни, которые расположены в высях вдали от деревень – это перестроенные христианскими миссионерами народные места силы. Во-вторых, в ограде храма представлены обелиски в виде бараньих голов – символы народной веры. Так, в Осетии есть отдельные сакральные объекты, отражающие эти представления. Например, Фыры-дзуар (букв. святилище барана) в с.Даргавс (РСО-Алания), где имелась медная статуя барана.
На 4 июня приходится и праздник Кæрдæгхæссæн(букв.принесение травы), обычно совпадающий с православной Троицей. Тогда же жители селения Коз отметят празднование в честь небожителяТаранджелоз (одна из трех слез Создателя), а в селении Мизур будет отмечаться праздник Хъæуы зæды бон (букв. день сельского ангела).
Осенью прошлого года силами ЖКХ Ленингорского района к «осетинскому» филиалу святилища Ломисы дзуар была отремонтирована дорога. Надеемся, что она остается в хорошем состоянии и 7 июня сюда смогут прийти паломники с подношениями. Главный храм Ломисы дзуар находится за пределами Осетии в соседнем Казбегском районе Грузии, но на виду границы Республики.
Праздником, имеющим общенациональное значение, является Дауджытæ(букв. ангелы или духи). Если главные персонажи осетинского религиозного пантеона имеют свои определенные дни поклонения, то стоящие рангом ниже ангелы и духи такой роскоши лишены. И, видимо, чтобы исправить такую несправедливость, осетины для них определили общий период почитания – Дауджытæ.
Интересная особенность: в Южной Осетии – Дауджытæ отмечаются в разных регионах в разные дни. Например, в ущелье Брытат района Урс-Туалта и в святилище на возвышенности Билурта он будет отмечаться в субботу, 10 июня; в селении Елкантæ и Котанто Кударского ущелья – в воскресенье, 11 июня; в соседнем Ерцо – во вторник 13 июня. Такая вот еще одна временная разнесенность.
15 июня выходцы из ущелья Тли Дзауского ущелья будут отмечать празднество Джермугъы дзуары бон. В этот день ущелье, давно покинутое людьми, снова наполнится громким молитвословием и радостным смехом детворы.
В понедельник, 19 июня, будут произноситься молитвы в честьУацилла, повелителя стихийных сил природы и урожая. К его покровительству обращались как в праздник, так и в обычный день, когда наступал период засухи или ливней. Согласно народным поверьям, Уацилла восседает на небесах и поражает молнией нечистую силу и грешников.
22 июня у фамильного святилища у селения Уанел соберутся представители фамилии Гаглоевых и все те, кто почитает покровителя урожая – небожителя Мыкалгабыр – одну из слез Бога.
Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.