Лауызгæнæн – традиционные блинные поминки у осетин

6-03-2023, 16:10, Культура [просмотров 1542] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Лауызгæнæн – традиционные блинные поминки у осетинЕжегодно при приближении традиционных у осетин «Лауызгæнæн» – блинных поминок возникает вопрос о дате их проведения. Начинаются споры. И тут следует сказать, что увязывать данные поминальные дни народного календаря с христианским, даже при имеющихся параллелях, неверно. Оттого и путаница. Лауызгæнæн у предков осетин существовал еще с древних времен и высчитывается по Лунному календарю. В текущем году фыццаг Лауызгæнæн приходится в ночь с 10 на 11 марта, дыккаг Лауызгæнæн – в ночь с 17 на 18 марта.

Считается, что весенние обряды осетин тесно связаны с началом хозяйственного года и магией плодородия. При этомцентральное место в ряду весенних календарных обрядов осетин занимал праздник «Лауызгæнæн»– своего рода блинные поминки у осетин (от тюркского Lаwas«круглый тонкий хлебец вроде блинов, лепёшка»). Предки осетин, вероятно держались того общего верования, что весеннее время было порою пробуждения и самих душ из недр земли, и пробуждения самой земли. Кроме блинов-лауызтæ в эти поминальные дни, а это обязательно постная пища, в первый Лауызгæнæн варили пшеничные зёрна «мæнæу», а во второй к ним добавлялись ещё кукурузные зёрна «нартхор». Объясняли это тем, что в загробном мире пока сеяли пшеницу, а потом кукурузу. Следовательно, «Лауызгæнæн» напрямую связан с аграрным культом. При этом есть понимание, что зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая её. Цикл семя – растение – семя составляет извечный круговорот, который свидетельствует о нескончаемости жизни.

Общеизвестно, что вареные зёрна (кутья) составляют непременную часть похоронного обряда и поминок. Зёрна в чаше ставятся у изголовья умершего, пока он находится дома. Для поминального стола также готовится кутья из цельных нераздробленных зёрен. По представлению осетин, душа покойника продолжает жить на том свете. Он, как и в земной жизни, нуждается в пище и одежде. Пасёт там своих быков, коров, которых ему зарезали во время поминок, пашет, сеет, собирает урожай, радуется, переживает. Осетины считали, что умершие проявляют большой интерес к судьбе живых родственников, оказывают влияние на их судьбу. Связывая напрямую урожайность с весенним циклом обрядов, а именно кормлением умерших, осетины в точности старалисьвыполнить все обряды. Ещё в начале ХХ в. у осетин твёрдо держалось поверье в том, что на период «Лауызгæнæн» мёртвые посещают родной дом.

Соответственно, данный обряд включал три последовательных этапа: встречу душ умерших, их чествование и проводы. Еда на этот период готовилась исключительно постная. Главным в перечне поминальных кушаний были «лауызтæ» – блины, которые готовились из муки и воды, без соли, в форме круглых лепёшек. Готовые лепёшки обмакивались в чесночном соусе «нурыдзæхдон». В народе по настоящее время существует мнение, что на том свете «лауызтæ» пользуются большим почётом. Поэтому каждая семья к этим поминальным дням готовилась особенно тщательно.

Готовилось минимум семь видов еды. Варили брагу, кутью, фасоль, дзæрна (пшеницу), лауызтæ-блины, соленья, различные похлёбки из трав. При этом на фасоль и пшеницу клали немного золы, чтобы еду не спутали на том свете.

Каждая семья готовилась к этому периоду тщательно, каждый старался встретить его в чистоте и опрятности. Подметается и убирается как двор, так и всё внутри дома; двери все оставляли растворёнными настежь. К закату солнца (в пятницу вечером) должны быть готовы кушанья и напитки.

С заходом солнца в пятницу, по народному поверью, усопшие свободны. Новыепокойники остаются охранять место, старые же, т.е. умершие не в истекшем году, сажают детей на деревья, а сами идут в дом к родным (живым). Никто не должен в продолжение этого действа производить сотрясения (толочь что-либо или делать сильные удары, могущие производить сотрясение земли), не то могут попадать с деревьев дети (умершие).

В первыйЛауызгæнæн готовили еду так, чтобы за стол сесть рано, до захода солнца, чтобы вышедшие в эту неделю покойники могли пораньше пуститься в поход. «Старые» мёртвые отправляются в далёкий путь («стæры» – охота) за добычею дзыджыда(какое-то вещество, которое мёртвые выкапывают в далёкой стране и питаются им целый год). («Терские ведомости», 1892, №31).

По мнению старших, усопшие выходили также в поисках за давон (скъуда) или искали зерно – «нæмыг». В чьем доме умерший находил зерно, в том году умирал кто-то из родственников. Поэтому, когда ели кутью из пшеницы, то не должно было упасть ни одно зёрнышко: «Не роняйте их, – говорили старшие, – иначе их найдут покойники». А когда в Лауызгæнæн напутствовали в путь умерших, то говорили им пожелание: «Фæндараст ут, фæлæ уæ къухы цы ницы бафта, афтæ раздæхут». – «Счастливого пути, но, чтобы вам ничего не досталось и чтобы ни с чем вернулись». Лауызгæнæн и по сей день обязателен в каждом осетинском доме.

При втором Лауызгæнæн ужин бывал тот же, только добавляли кукурузные зёрна и садились поздно, так как умершие бывают уставшие. В одном из вариантов приготовления кукурузу дробили, отделяли шелуху и варили жидкую похлёбку. Жарили также кукурузные зёрна – цæкуытæ, предназначенные «для куриц мёртвых» – «мæрдты кæрчытæн». Пекли хъолоджынтæ – пироги из конского щавеля, также «хъуынды чъиритæ»– пироги, намазанные внутри солью. Из напитков готовили «къуымæл» – квас из кукурузной муки. Говорят, что вся благодать от кушаний и напитков (посвящённых умершим) уносится ими. «Те, у которых в истекшем году умер кто-либо из семьи, готовят к этому времени всего помногу, часть пищи женщины относят накладбище. В дом же приглашаются мужчины, которые также, в свою очередь, приготовленные напитки и кушанья посвящают умершим» (Терские ведомости за 1892, №31). Зафиксированный нами материал не дает обычая посещения могил в более поздний период, хотя есть упоминания скачек во время лауызгæнæн.

В осетинском обряде Лауызгæнæн примечательным является не только выход, но и поход мёртвых, то есть они выходят целенаправленно в поисках корней, трав,зёрен и, соответственно, влияют на жизнь людей, мало того, своим приходом некоторые уносят чью-то жизнь (если находят зерно), но, тем не менее, живые их почитают и принимают всё как должное. К слову, аналогичное явление выхода душ из царства мёртвых наблюдается в греческих и китайских верованиях. Кроме того, одним из поминальных кушаний и на Руси были блины.

Древний обряд поминовения усопших имеет целью задобрить, оказать внимание бывшим членам семьи, получить от них помощь. И то, что издревле он приходится на время весеннего равноденствия – середину весны, когда происходит обновление природы, надо полагать, не случайно.

Аза Кокоева,

кандидат исторических наук, научный сотрудник ЮОНИИ, этнолог

(печатается в сокращении)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Популярно