Традиции в погребально-поминальных обрядах осетин: некоторые аспекты
Традиции рождаются в ходе исторического процесса и проявляются в конкретных формах материальной и духовной культуры: в обычаях, обрядах, в материализованном виде – в орудиях труда, жилище, одежде, пище и т.п. Возникнув в определённой исторической обстановке, традиции становятся сильнейшим регулятором исторического развития народа, выполняя множество социальных функций. Прежде всего, передачи социального опыта прошлых поколений последующим. Именно благодаря такой функцииосуществляется линия непрерывного развития культуры. Таким образом, с помощью традиций осуществляется связь времён – современной эпохи и историческим прошлым.
Говоря о традициях, связанных с погребальными обрядами осетин, в последние десятилетия мы сталкиваемся с многочисленными наслоениями и искажениями. Между тем, погребальные обряды требуют к себе более внимательного, взвешенного подхода, чтобы исключить различные излишества, как, например, приносить множество покрывал (æмбæрзæнтæ). У одной женщины их насчитали 18 (!) штук. Потом, говорят, её видели во сне и она жаловалась, что задыхается. Верим или не верим в это, но во всём должна быть мера. Если мы апеллируем к прошлому, то наши предки были скромнее, и дело тут вовсе не в том, что люди в прошлом жили беднее. К примеру, наши предки посвящали коня покойному, в честь умершего устраивали скачки, другие состязания. И все это обходилось им дорого. Но они не говорили затяжные речи на траурных митингах, не превращали их в рупор для пропаганды политического или религиозного течения, как порой это можно наблюдать в современности, не клали у изголовья умершего курицу с пирогами, не вкладывали деньги в руки умершего, чтобы потом раздать внукам, не предавались пиршеству на «æхсæвæр» и «сабатизæр». Соблюдали траур, и несли его скромно, не вешали на грудь фотографии умерших или, как многие женщины сегодня, не накидывали просто на плечи черный платок. Мæрдджынтæ носили траур искренне, а не, как некоторые сегодня, ради условности.
Конечно, со временем многое меняется, и, в частности, изменились сами люди. Больше внимания начали уделять внешним атрибутам и меньше внимания умершему. Вся суть погребально-поминальных обрядов не должна сводиться к гастрономическим излишествам, когда порой нет существенной разницы между свадебным и поминальным столом. Все эти излишества неформально стали влиять еще и на размер «сабæттаг». Недавно была на похоронах в Северной Осетии, там вносили и по 500 рублей. У нас же уже стыдно даже и 1000 давать. Нужна умеренность во всем. Конкретно о некоторых аспектах.
Вынос тела. Ближе к полудню старшие представители фамилии заходили в помещение, где находился покойный и всех женщин, кроме родственниц просили выйти во двор. У изголовья располагали хæйттæ от погребального стола. Молодые ребята заносили крышку гроба и ставили с левой стороны от него. Старший из мужчин произносит импровизированную молитву, освящает блюда и напитки, приготовленные для поминания усопшего. «Абон ды хицæн кæныс дæ бинонтæй, дæ хæдзарæй, æмæ цæуыс де ‘нусон бынатмæ. Мæнæ дын цы хæринæгтæ сарызтой, удон мæрдты дæ разы уæд. Нæбары хай дзы макæмæн бакæ. Сæрд дын æмбигæ ма кæнæт, зымæг та сæлгæ. Рухсаг у!».
Поминающие усопшего до конца стаканы не допивали, так же как никто после недопивал и за поминальным столом.
Мужчины закрывали двери дома. Молодые ребята поднимали гроб и три раза стучали им о дверь, затем усопшего выносят во двор вперёд ногами и ставят на специально подготовленное место лицом на восток. Крышку гроба располагают в горизонтальном положении слева от гроба. Со временем, когда появилась фотография, стали выносить и портрет умершего. Но перед выносом покойного из дома выходила старшая из женщин (саударæг) с причитаниями. И портрет умершего должна выносить из дома именно она, а не кто-то из молодых родственников-подростков, что можно наблюдать в последние годы. Раньше подростки близко не подходили, ибо всем занимались старшие по возрасту. Кстати, в наше время в знак скорби и уважения приносят цветы. Раньше этого не было.
Траурный митинг. Обычно на траурном митинге, прежде всего, выступает красноречивый родственник из фамилии умершего. В дань уважения к покойному голова выступающего, как и всех присутствующих, непокрыта. Вкратце рассказывается биография умершего. После о покойном коротко повествует сосед. Если умерший был общественным деятелем, имеющим заслуги, то выступающих может быть чуть больше, но и они должны говорить кратко. На траурном митинге необходимо придерживаться умеренности, а то некоторые выступающие порой удаляются, говорят не в тему. Выступающих заранее предупреждают.
Отправление на кладбище. Перед выносом покойного со двора дома гроб приподнимали три раза, давая знать его душе, чтобы она следовала за телом и не потянула за собой кого-либо из родичей. Фотографию покойного, цветы, крышку гроба в наше время стали нести впереди процессии, что неверно. Процессию, образно говоря, возглавляет покойный, впереди него никто не должен идти. Именно поэтому, когда в наше время похоронная процессия идет по городу, никто на машине проезжает впереди шествия, а, наоборот, останавливает свое транспортное средство (цæмæй йæ разы ма фæуа). Поэтому цветы, венки, фотографию нужно нести не впереди процессии, а после гроба покойного, как и саму крышку гроба.
На кладбище гроб ставили рядом с могилой, прислонив к нему его крышку. У могилы, вокруг гроба собирались родственники, устраивали прощальный плач, произносили напутственное слово, по очереди делая рукоположение. По указанию старшего, закрывали лицо покойного, накрывали крышкой гроб, и опускали его в могилу. Близкие родственники первыми бросали горсть земли в могилу. Лопату не принято передавать из рук в руки. Её клали на землю, другой подошедший подбирал лопату и продолжал засыпать могилу землей. И так дальше… Обычай этот связан с тем, что раньше, при строительстве дома или мæсыг, осетины орудия труда или строительный материал передавали из рук в руки, соблюдая таким образом принцип непрерывности – «æнæскъуыйгæ». Зианы хабар та æндæр у. Кроме того бросание лопатытакже означало отрицание – «тагъд рæстæджы мæ мауал бахъæуæд».
После того, как покойный предан земле и могильный холм выравнен, все возвращались в дом и присоединялись к поминальной трапезе: мужчины – к мужчинам, женщины – к женщинам. Только после придания покойного земле, можно было притрагиваться к мясу. До тех пор блюда на протяжении всех дней, включая æхсæвæр должны были быть постными.
Аза Кокоева,
кандидат исторических наук
На снимке: репродукция картины М. Туганова «Посвящение коня покойнику»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.