Август. Завершение летнего цикла народного праздничного календаря

1-08-2022, 14:08, Культура [просмотров 1939] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Август. Завершение летнего цикла народного праздничного календаряВпереди последний месяц лета и вместе с ним заканчивается летний цикл традиционных религиозных праздников осетин. Большинство из них были связаны с хозяйственной деятельностью и призваны обеспечить ее успешную реализацию: обильные всходы зерновых, плодовитость скота, заготовку кормов на зиму, защиту от погодных аномалий… На сегодняшний день сохранилась преимущественно внешняя этнографическая сторона народных праздников, а вот сакральность ушла в тень веков.

1 августа, в понедельник в Осетии отмечается Таранджелос, главное святилище этого культа расположено в ущелье Тырсыгом. Эта территория, сегодня временно находящаяся в пределах Грузии, была передана в 1922 году волевым решением советских властей Тифлису. Это сакральное для всех осетин место упоминается и в Нартских сказаниях. В эпосе говорится, что когда погибает славный герой нарт Батрадз, то Создатель роняет в знак скорби три слезы и на мес-те падения каждой образуются святилища: Реком, Мыкалгабыр и Таранджелос.

На стыке июля и августа – 31 июля – в текущем году оказался праздник начала сенокоса Атынæг. После этого празднества, отмечаемого преимущественно в горной полосе Осетии, горцы обычно приступали к сенокосу. Этот общеосетинский праздник является и определенной вехой для высчитывания ряда последующих дат народного календаря. Так, 2 августа, во вторник после Атынæг будет отмечаться празднование Карасеты дзуары бон, посвященного святилищу, расположенному в Корнисском ущелье Знаурского района. В этот же день молитвы небесам будут вознесены и в селении Гуфта Дзауского района.

Святилище Карасеты дзуар заслуживает отдельного разговора. Те, кто часто бывает на этом священном месте, не могли не обратить внимание на стену, окружающую строение. Это каменная кладка с…бойницами – такое ощущение, что здесь раньше было военное укрепление. В пользу этого мнения и месторасположение дзуара – на возвышенности над дорогой, ведущей из Грузии в Осетию. Ну а тот факт, что военное укрепление обрело сакральность не должно нас удивлять, в Осетии статус святилищ обретали и башни, и отдельные жилые строения, и даже склепы.

С первого взгляда непонятна и семантика праздника Гуфтайы дзуары бон (букв. праздник святилища с.Гуфта) – не просматривается связь с конкретной небесной персоналией. Однако из расспросов старожилов стало ясно, что это празднество связано с Атынæг.

На 2 августа в текущем году пришелся и праздник, представляющий этакий синтез народной веры и христианства – Елиайы дзуары бон. Празднество посвящено небожителю-громовержцу Илье (Елиа), ставшему частью народных представлений. Его отмечают в РЮО жители юго-восточной части Знаурского района.

7 августа в селении Рук будет отмечаться празднество Рыны бардуаджы дзуары бон. Этот день сопровождается молитвами в честь покровителя эпидемий и эпизоотий. Еще недавно чума, холера, падеж скота были частым явлением в Осетии и защиты от этого мора просили у отдельного небожителя – Рыны бардуаг (букв. «Дух эпидемий»). Для этого действа составлялся так называемый подвижный хор певчих. По описанию исследователя Б.Т. Гатиева, узнав о наличии эпидемии или падежа скота, жители соседнего села по жребию выбирали юношей для этого хора.Те «отправлялись по аулам, вертя каждыйфæйнæгдзæгъдæнтæ(вроде русской трещетки), распевая песни. Приближаясь к селению, они останавливались и, встав в круг, протяжно пели: «Ой, Рыны-бардуаг! От тебя наши болезни и здоровье. Сохрани этот аул от твоего гнева». Певцов приглашали на сельскую площадь и щедро угощали. После стар и млад принимали участие в пении и круговой медленной пляске. Хор не переставал петь день и ночь. Жители одаривали их быками, коровами, баранами, козами» – отмечал Гатиев.Таким образом эта группа обходила все окрестные аулы, после же гадальщик выбирал лучших быков и баранов и их приносили в жертву Рыны-бардуагу,

Места почитания Рыны бардуаг расположены по всей Осетии, что свидетельствует о распространенности эпидемий и падежа скота. Неудивительно, что жертвы, приносимые в честь этого небожителя отличались статусностью – если для некоторых небожителей достаточно было зарезать барашка, то для Рыны бардуаг бык был обязателен. Рога жертвенного животного украшали лентами, его обводили по селению, от двора к двору и после уводили к святилищу, где и проходило жертвоприношение.

К сожалению, эпидемии не остались в далеком прошлом. Нашествие Covid-19 снова напомнило нам о тщетности усилий человечества противостоять Вселенскому мору. Неудивительно, что недавно святилище в с.Рук, посвященное небесному защитнику от эпидемий и эпизоотий Рыны бардуаг,было приведено в надлежащий вид.

25 августа в селении Сæридтатæ отмечается ежегодный праздникХъугомы дзуары бон (РЮО).

28 августа, как всегда несменяемой датой, будет отмечаться Майрæмкуадзæн(Успение Пресвятой Богородицы).В Осетии это день поминовения усопших, обязательный для семьи, где в течение года была утрата. В следующее после этого дня воскресенье, в этом году это 4 сентября, начинается основной период паломничеств в место силы юга Алании – святилище Джеры-дзуар.

Август месяц же завершается вознесением молитв в честь духа, обретающегося на вершине горы Бурсамдзел. Здесь расположено самое необычное сакральное место в Осетии, как по высоте расположения (3661 метров над уровнем моря), так и по количеству связанных с этой вершиной легенд. Празднование приходится на 31 августа.

 

Коцты Х.

Надпись под фото:

1. Святилище Таранджелос.

2. Тырсыгом. На вершине горы у селения Четойтыхъæу находится святилище Таранджелос

Август. Завершение летнего цикла народного праздничного календаря
Август. Завершение летнего цикла народного праздничного календаря

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Популярно