Клятва на крови
Побратимами обычно становились мужественные и волевые люди. Личные качества человека играли особую, даже решающую роль для избрания его в побратимы. Союз между побратимами поддерживался дружбой, достигшей своей наивысшей формы. Взятую на себя моральную ответственность побратим хранил свято. За друга побратим жертвовал жизнью, ради него переносил самые тяжкие испытания. Желание друга для него было свято. Истоки этого обычая уходят в родовой строй. Он отмечен и у скифов. Прекрасную новеллу на эту тему из жизни скифов оставил нам греческий писатель Лукиан. В этой новелле («Токсарид, или дружба») Лукиан рассказал о дружбе между двумя побратимам, скифами, по имени Амизок и Дандамид. Как повествует писатель, большое войско савроматов (сарматов) внезапно напало на кочевье скифов. Последние обратились в бегство. Многих из них савроматы убили, других захватили, в плен, а все их имущество разграбили. В плен попал и один из побратимов – Амизок. Это произошло на четвертый день после заключения клятвенного договора между друзьями. Дандамид, чтобы спасти друга, не задумываясь бросился в реку (Танаис-Дон) и, переплыв ее, явился в стан врага. Дандамид, приведенный к предводителю савраматов смело потребовал освобождения друга. Савроматы пошли на переговоры и потребовали за пленного выкуп. Дандамид ответил, что они все разграбили, и у него нет, чем бы он мог заплатить за освобождение друга, и вместо него предложил себя. Тогда в качестве выкупа враги потребовали его глаза, на что он сразу же согласился. «Когда глаза были вырезаны и савроматы получили таким образом выкуп, – пишет Лукиан, – Дандамид, получив Амизока, пошел обратно опираясь на него. Но, конечно, – продолжает рассказчик, – Амизок не мог допустить, чтобы он был зрячим, раз Дандамид ослеп. Вскоре оба они стали кормиться на общественный счет скифского племени, пользуясь чрезвычайным почетом».
Обряд побратимства имел разные формы. Они менялись на протяжении веков, но имели одинаковую по своему значению силу. Основным элементом каждой из форм обряда была словесная клятва быть верным в дружбе.
Другим, наиболее распространенным методом было питье из общей чаши. В напиток, налитый в чашу, друзья путем надреза на пальцах капали кровь, которая смешивалась. Затем напиток выпивался обоими друзьями. Такой прием – смешивание их крови – придавал им силу братских отношений. Этот обряд побратимства уже бытовал у скифов. Геродот описывает его так: «Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливается вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши».
Предания и эпос, как отмечает В. И. Абаев, сохраняют память о другой древней церемонии побратимства – «клятве над огнем». Друзья, решившие стать побратимами, торжественно клялись в вечной дружбе друг другу исполнив подобный обряд. Последний, как раз и дал название осетинскому слову «побратим» «æрдхорд» (буквально «съевший огонь», «поклявшийся огнем»).
Древней формой обряда побратимства является также клятва на оружии, обмен оружием между побратимами. Вспомним, что в приведенных выше словах Геродота, в ритуале побратимства упоминается оружие. Оно не случайно. Так в самом древнем и наиболее популярном святилище осетин Рекоме имелось огромное скопление стрел и других частей древнего оружия. Как выяснено учеными, в этом священном для них месте осетины в древности путем обмена оружием исполняли обряд побратимства. Как свидетельствует побывавший здесь в 1847 году В. С. Толстой, двое друзей поклявшиеся в верности друг другу шли в Реком, чтобы закрепить свою клятву актом побратимства у алтаря святилища. Рассказывая об этом, Толстой писал: «Сопровождавшие меня старики-осетины пояснили мне, что в древние времена был здесь воинский обычай побрататься следующим образом: два воина отправлялись в Реком, из каждого колчана вынимали по стреле, перемешивали их, одну переламывали пополам, и оба куска оставляли в стенах Рекома. Это обязывало с самоотвержением оборонять друг друга в бою, а в случае гибели побратима, другой должен был вынести его тело из сражения и похоронить его».
Участие оружия в акте побратимства довольно широко бытовало еще в ХIX в. Однако наиболее распространенным обрядом побратимства в XIX веке стало питье напитков из общей чаши. Только древний обычай модернизировался: побратимы выпивали из одного бокала, куда предварительно клали золотую или серебряную монету, которая затем хранилась у одного из них.
Символическое значение благородного металла, участвовавшего в ритуале побратимства, должно быть объяснено, очевидно, формулой клятвы, дававшейся побратимами друг другу: «Сердце мое с этого момента в отношениях, касающихся тебя, будет всегда так чисто, как чисто серебро, находящееся в стакане».
Побратимы в семьях друг друга принимались как самые близкие люди. Побратиму в семье друга, даже во всей его фамилии, оказывались самые высокие почести. Отношения между побратимами переходили в добрые, почти родственные отношения между их семьями или даже родами. Случаи нарушения договора побратимства были очень редки, а если они бывали, то такие факты сурово осуждались обществом. Нарушившего долг побратима люди презирали.
Нередко в побратимство с мужчиной вступала женщина, и отношения, которые устанавливались между ними, не отличались от отношения родных брата и сестры.
Союз, аналогичный побратимству, заключался и между женщинами, принадлежавшими к разным родам. Отношения между посестрами отличались такими же высокими моральными принципами, как и в побратимстве. Обряд посестринства был проще. Девушки или молодые женщины вступившие в такой союз, в доме у одной из участниц посестринства устраивали стол, за которым в кругу своих подруг давали обет верности друг другу: как правило, они обменивались при этом платьями. Каждая из них готова была пойти ради другой па любые жертвы и перенести любое испытание. Как побратимы, так и пocecтры не имели права вступать в брак с ближайшими родственниками друг друга.
У осетин, как у других кавказских народов, близкие, подобно родственным, отношения устанавливались между людьми в таких случаях, как кормление чужого ребенка грудью, принятие ребенка во время родов и др. Одним словом, чрезвычайно широки были обстоятельства, при которых устанавливалось духовное родство и союз между ними.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.