К 100-летию со дня рождения Народного художника Осетии Николая Кабисова
28 апреля 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения Николая (Кола) Григорьевича Кабисова, Заслуженного художника ГССР, Народного художника РЮО, члена Союза художников СССР. Судьба и творческий путь Николая Кабисова были неразрывно связаны с этапами истории Южной Осетии, созданием Союза художников, в деятельность которого он внес большой вклад, возглавляя его в течение многих лет. Мастер принадлежал к замечательному старшему поколению художников, составляющих гордость изобразительного искусства Осетии, многие выпускники Цхинвальского художественного училища, сегодняшние мастера кисти, были его учениками. Его работы и сегодня вызывают большой интерес у ценителей искусства, это не только родные пейзажи, портреты известных писателей и поэтов, но и тематические картины, принесшие ему славу маститого художника. В работах Кабисова значительность момента гармонично сочетается с обыденностью деталей, тонко передающих атмосферу изображаемого события. Николай Григорьевич был сдержанным и скромным в жизни, но с твердым характером, который помогал ему держать удары судьбы, ценить и любить жизнь, как возможность творить искусство и приносить добро людям.
Николай Кабисов окончил Цхинвальское художественное училище при Махарбеке Туганове, то есть в благодатное время для развития изобразительного искусства в Южной Осетии, давшее целую плеяду выдающихся художников и скульпторов. Чтобы представить масштабы подвижнического подвига Туганова, достаточно назвать современников Николая Кабисова, прошедших через знаменитое тогда на весь Советский союз училище: Борис Санакоев, Георгий Кокоев, Хсар Гассиев, Григорий Котаев, Асланбег Плиев и другие, работы которых имеют мировую славу. Понимать прекрасное, тонко, до слез, чувствовать искусство, выработать свой стиль в живописи и создавать шедевры – такую судьбу Николаю Кабисову выбрал не кто иной, как Махарбек Туганов.
Наш сегодняшний собеседник Заслуженный художник РЮО, член Союза художников Южной Осетии и России Рудольф Бигулаев, который близко знал Николая Григорьевича Кабисова и его семью, делится своими воспоминаниями о знаменитом художнике:
– Кола, как его звали в среде художников, родился в селе Дампалет в апреле 1922 года, то есть он был ровесником Юго-Осетинской автономной области. Уже в раннем детстве он проявлял интерес и любовь к рисованию, было очевидно, что у ребенка несомненный талант. Окончив Зарскую среднюю школу, он поступил в Цхинвальское художественное училище. Его педагогом был Махарбек Сафарович Туганов, который создал неповторимую атмосферу в училище. Он очень заботился о том, чтобы талантливые ученики имели возможность раскрыть свой потенциал, причем, заботился в буквальном смысле, т.е. помогал им приобретать краски, холсты, бумагу. Кола всегда с благодарностью вспоминал своего великого педагога. Я учился вместе с его старшим сыном, Ацамазом Кабисовым, которого в истории Осетии больше запомнили, как полевого командира в ходе грузино-осетинской войны 1991-1992 годов. Мы были близкими друзьями и однокурсниками в училище, потом наши пути разошлись – я продолжил учебу в Ленинградском художественном училище им. Мухиной, а он в Москве, в художественном училище им. Строганова, это во многом схожие учебные заведения. Мы продолжали общаться, вместе ездили на выставки, и когда приезжали на каникулы, Николай Григорьевич с удовольствием беседовал с нами, не скупился на мудрые советы. Мы много разговаривали об избранном нами пути, это было близко ему, и он делился с нами тем, что испытывал сам. Люди двух поколений, мы были удивительно на одной волне. Он разносил в пух и прах наши дипломные проекты, называл нас бездельниками и требовал, чтобы мы все время над собой работали. Нас это очень мобилизовало тогда, мы успешно защитились.
– У Николая Кабисова есть прекрасный портрет Туганова, очевидно, что Мастер оказал на него сильнейшее духовное влияние.
– Безусловно. Как и на многих других студентов училища. Когда мы собирались втроем дома у Кабисовых, Кола больше всего любил рассказывать о Туганове, о том, как Махарбек Сафарович обходил горные села, собирая этнографический материал, делал зарисовки, собирал детей в селах, отбирал самых талантливых из них и помогал поступить в Художественное училище. Одним из таких талантливых детей и был Кола Кабисов. Кто-то в селе сказал Махарбеку, что есть такой мальчик у Кабисовых, любит рисовать, и он попросил показать ему его рисунки. После чего сомнений уже не было, он позвал его в училище.
Невозможно переоценить то великое дело, которое делал Туганов, продвигая художественное искусство, этнографию, хореографию. Ведь сельский житель очень смутно понимал, что собой представляют занятия в училище, для них было неожиданностью, что там нужно покупать материалы, для того, чтобы учиться рисовать. Ученику надо было где-то жить, чем-то питаться. Махарбек помогал детям из бедных семей продуктами, делился последним куском, находил им жилье, обращался к руководству с просьбой помочь его талантливым ученикам с общежитием и хоть с какой-то стипендией. Трудно сказать, кто сделал для Осетии больше, чем Туганов. Удивительный был человек. Он находил в самых отдаленных селах сказителей и записывал Нартские сказания, зарисовывал народные танцы, которые потом смогли возродить, реконструировать в ансамбле «Симд». Помимо того, он всеми силами помогал строить здание нашего Дома художников по улице 13 коммунаров. Здание построено на средства Худфонда СССР, а не правительства, то есть дом принадлежит художникам, хотя время от времени появляются желающие прибрать его к рукам, перестроить в гостиницу или еще во что-то. Кола рассказывал, что когда копали фундамент для здания, его вместе со всем курсом часто забирали туда на работу, проводили иногда субботники, чтобы помочь строителям. Туганов всеми силами добивался, чтобы у художников Южной Осетии были свои мастерские и достойные условия для работы.
Николай Григорьевич окончил училище в 1942 году и был призван на фронт, воевал, но уже через год, получив тяжелое ранение, был демобилизован. Современники рассказывают, что Махарбек Туганов очень переживал за своих учеников, отправленных на фронт, они поддерживали связь, писали ему письма, а он просил их не забывать об искусстве и делать хотя бы фронтовые зарисовки, которые потом пригодятся в работе. Кабисов вернулся после госпиталя в Цхинвал и работал в родном училище, которое возглавил, спустя годы.
– О творчестве Кабисова известно не много, а биография написана еще более скупо, а ведь он был одним из выдающихся мастеров Южной Осетии…
– После войны в 1947 году Кола поступил в Тбилисскую художественную академию, сначала на отделение скульптуры, затем перевелся на живопись, убедившись, что в этом его призвание. Хотя скульптором он тоже был успешным, лепил отлично, к этому у него тоже был неоспоримый талант. Через четыре года он успешно окончил академию с дипломной работой «Прибытие первого поезда в Сталинир» – по мотивам реального события, когда в Цхинвал, тогдашний Сталинир, был отправлен первый пассажирский поезд. Позже он повторил свой дипломный труд, написав картину с тем же сюжетом. Работа хранилась в старом музее. В новом здании Национальногомузея я ее, признаться, не видел. Это очень хорошая работа, и, на мой взгляд, она должна висеть в зале, тем более, что на ней изображено историческое для Южной Осетии событие. Надо беречь такие работы, чтобы их не постигла участь картины Туганова «Расстрел 13 коммунаров», которую я, к слову, в последний раз видел в 2000 году на стене старого музея (я тогда изучал искусство соцреализма 1940-х годов).
Одна из его картин висит у нас в Союзе художников – «1943 год. Косари» («Хосгæрдджытæ»), на которой изображена семья: отец с черной повязкой на рукаве и две молодые женщины – видимо, жена и сестра того, по ком надет траур, он погиб на фронте. Есть у нас еще горный пейзаж в его исполнении, это превосходные работы, отличная живопись.
Кабисов постоянно участвовал в выставках с 1955 года. Я сам начал выставляться с 1978 года, мои работы были представлены на выставках пейзажа и натюрморта, на которых всегда бывали и работы Кола. Кроме пейзажей у него были жанровые картины, к примеру, «Коста на открытии памятника Лермонтову», это одна из его самых известных работ. Кроме того, он был великолепным портретистом, у Кола есть даже в акварели портрет знаменитого врача Падо Кабисова, потом он сделал его еще и маслом. Однажды он прямо на моих глазах написал портрет скульптора Владимира Плиева, это был интересный типаж, с бородой, выразительным лицом, и портрет получился удивительно похожим, в живом цвете, даже характер отразился, то есть художник буквально попал в точку. Потом эта работа не раз выставлялась, а я удивлялся мастерству Кола – ведь он не собирался специально писать этот портрет, просто мы занимались тогда, рисовали, и он решил тоже постоять с нами, поработать.
В период, когда Николай Кабисов уже достиг мастерства и стал признанным, он с 1978-го по начало 1980-х годов был директором Худфонда Южной Осетии. До этого у него был период, в 1960-е годы, когда он практически не занимался живописью, его даже пригласили председателем колхоза в родное село Дампалет, затем он возглавил несколько других хозяйств в ЮОАО... У художников случаются периоды в жизни, когда происходит переоценка ценностей, что-то кардинально меняется во взглядах на жизнь и продолжать прежний путь становится трудно. Мы все это испытали на себе. Но Кола вернулся к живописи и был избран председателем Юго-Осетинского Союза художников.
Из его известных полотен я могу назвать серию портретов, например, «Развал Советского Союза», на ней изображен старик, который стоит перед картой СССР и в смятении держится за голову. Во всей его фигуре читается жизнь советского человека, очевидно, что он прошел Великую Отечественную войну, воевал за свою страну, которая теперь на его глазах рушится. Кабисов много сделал портретов известных актеров, писателей, других известных личностей.
О том, какую оценку ему давали не только среди художников Южной Осетии, но и в Союзе художников Грузии, говорит то, что он всегда принимал участие в республиканских выставках, на которые от Южной Осетии принимали, как правило, только работы Николая Кабисова и Хсара Гассиева. Работы у них разные по стилю и жанрам, ведь у каждого художника свой почерк,своя линия, но они оба маститые художники. В тот же период работали другие известные наши мастера: Борис Санакоев, Григорий Котаев, Умар Гассиев, скульпторы Василий Кокоев, Владимир Келехсаев и другие.
– Каким человеком был Кола Кабисов?
– Он всегда казался мне ранимым, очень чувствительным. Он мог смотреть на картину и заплакать от избытка чувств, от красоты. Об одной из картин Веронезе он сказал с вызовом: «Я что, хуже него напишу?». Но перед картиной другого мастера, я точно не помню, какого именно, он действительно прослезился, так она его тронула, я видел это сам. Но при этом Кола был стойким человеком по жизни, что помогло ему вынести с достоинством непосильную для любого отца трагедию – смерть сыновей. Я помню, как он сказал тогда: «Мои сыновья – герои, я не буду плакать!». Николай Григорьевич, безусловно, оставил прекрасное творческое наследие, которое занимает очень важное место в сокровищнице художественного искусства Южной Осетии.
Судьба была жестока к семье Николая Григорьевича, за год он потерял обоих сыновей. Это самый трагичный период новейшей истории Южной Осетии, послевоенные годы, когда во внутренних столкновениях погибло много молодых ребят, которые с честью воевали в ходе грузинской агрессии, были в первых рядах защитников Республики. Таковы были Ацамаз и Азамат Кабисовы. Ацæ был полевым командиром, а после войны стал депутатом Верховного совета, первым заместителем Председателя. Буквально накануне годовщины гибели Азамата старший брат Ацамаз был убит в результате покушения во Владикавказе, где он тогда жил с семьей. Две страшные трагедии за такой короткий период подкосили Николая Григорьевича морально и физически, каким бы стойким человеком он ни был.
Чтобы не заканчивать материал на трагической ноте, сообщим читателю, что та самая картина Николая Кабисова – «Прибытие первого поезда в г. Сталинир» не пропала, она хранится в запаснике Национального музея РЮО вместе с несколькими другими его работами. Небольшая часть его картин размещена в здании Союза художников РЮО. Что же касается 100-летнего юбилея со дня рождения – то это подходящая дата для проведения хотя бы небольшой выставки работ Народного художника РЮО Николая Кабисова.
Инга Кочиева
На фото: Николай Кабисов со студентами Художественного училища. Из фондов Национального музея Южной Осетии.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.