О проблемах национальной эстрады, профессиональной студии звукозаписи, необходимости системной господдержки и композиторе Альзире Габараевой как «вечном двигателе» вопреки
Осетинское песенное искусство и, в частности, его современное направление, представляемое эстрадным жанром, в настоящее время переживает непростые времена. Молодежная среда требует музыку, соответствующую современным предпочтениям и активно интересуется западными и российскими музыкальными новинками. Но эстрадный жанр многообразен и в своих ежедневно появляющихся новинках на первый план в предпочтениях зачастую выходит низкопробная музыка, которая фактически навязывается со всевозможных музыкальных каналов. В таких условиях впору говорить об идеологической диверсии, захлестнувшей, в частности, Осетию – когда свое, представленное в мизерном количестве, растворяется в потоке искусно навязываемого чужого. Молодежь получает кумиров, подсознательно воспринимая случайных артистов с диапазоном в пару-другую нот, несущих в массы набор непонятных текстов и звуков, как часть культуры, на которую следует ориентироваться. Тревогу бьют осетинские исполнители, композиторы, отдельные представители общественности, проблему озвучивают, но почти не слышно предложений о том, как популяризировать современную осетинскую эстраду и какими методами противостоять экспансии низкопробности. И если ситуация с современной музыкой на севере Осетии в силу определенных, хоть и не совсем соответствующих условий, все же не столь критична, то на юге эстрадный жанр современной музыки в последние десятилетия производит удручающее впечатление. И для подобного утверждения нет необходимости проводить глубокий анализ с изучением положения дел в этом направлении нашей культуры. Достаточно простого присутствия на концертах, которые проводятся в Республике к различным праздничным датам и значимым событиям, на которых представляется творчество молодого поколения эстрадных исполнителей. Вано Бекоев, несомненное украшение осетинской эстрады, Сослан Хасиев, многолетний зрительский любимец, группа «Звездный юг» и ее своеобразное ответвление – группа «Симпатико», Марта Харебова, ну и к большой радости зрителей – новые имена – Люба Джиоева и Мария Кодалаева, сделавшие определенные успешные шаги в жанре эстрадной песни. Есть, безусловно, и другие артисты, уже как-то прозвучавшие на эстрадной сцене, но это в основном либо исполнители, перепевающие известные шлягеры, либо дебютанты, об успехах которых говорить еще рано. Между тем, история с Любой Джиоевой, достаточно громко прозвучавшей пару лет назад в проекте северо-осетинского телевидения «Азар-ма», наглядно показала, что для осетинской молодежи весьма привлекательно свое, национальное, если оно соответствует уровню. Уровню исполнения, звучания и уровню соответствующей, как сегодня принято говорить, раскрутки. Композиции «Дæу тыххæй», «Мæсыг», «Мæ зæрдæйы» в исполнении Джиоевой стали настоящими хитами и, в первую очередь, в среде молодежи. Не это ли является наглядным практическим шагом в деле популяризации, в первую очередь, родного языка и вместе с тем современного эстрадного жанра? Но, несмотря на отдельные проблески в популяризации современного эстрадного жанра, это направление на юге Осетии фактически выживает вопреки. И продолжает удерживать свои, хоть и слабые позиции лишь на энтузиазме отдельных творческих единиц.
Альзира Габараева – давний друг на-шей редакции, автор стихов и музыки нескольких десятков песен, уже более двадцати лет неустанно подпитывает современную юго-осетинскую эстраду своим творчеством. Вопреки всем трудностям коллектив «Звездный юг», которым она руководит уже много лет, и отдельные исполнители, сотрудничающие с ней, периодически радуют поклонников эстрадного жанра новыми песнями. Творчество вопреки и музыка вопреки – в «культурных» приоритетах текущего момента именно так, хотя эстраде на юге Осетии во все времена было непросто и вы-живала она во многом благодаря силе духа отдельных своих вдохновителей вроде Альзиры Габараевой.
Композитор благодарит второго Президента РЮО Э. Кокойты и действующего Президента РЮО А. Бибилова за поддержку, которая в разное время была ими оказана ей и ее подопечным и вместе с тем отмечает, что за все эти годы выстроить систему работы в данном направлении культуры, с созданием соответствующих условий для эстрадников, так и не удалось. Нет людей, конкретно ответственных за развитие данного направления и как следствие – единицы тех, кто его, эстрадное направление, может в принципе развивать. О тружениках на ниве эстрады вспоминают, как правило, в преддверии праздничных мероприятий и концертов. «Совсем не хочется из раза в раз высказываться по ситуации в негативном контексте, но приятного конкретно в моей деятельности мало, – говорит Альзира Габараева. – Чтобы повысить уровень мастерства участников группы и подняться на качественно новую ступень в своем творческом развитии необходимы постоянная финансовая подпитка (для записи песен, изготовления аранжировок, организации концертов, выпуска альбомов), техническое обеспечение и наличие помещения для репетиций. Не говоря уже о таком неотъемлемом атрибуте любого артиста, как сценический костюм, ведь молодые артисты в основной своей массе люди с весьма скромными доходами. Каждый раз это нервотрепка, это обивание порогов, это просьбы, адресованные в высокие инстанции. Конечно, неоднократно нас финансируют и президенты, и многие наши друзья оказывают помощь, но все это не носит системного характера. Нужны новые альбомы, новые песни, новое качество».
Творческий багаж лишь одного автора, в данном случае Альзиры Габараевой, на сегодняшний день насчитывает порядка восьмидесяти музыкальных композиций, из которых «в народ» вышли не все. Но те песни, которые удалось «родить» в недрах звукозаписывающих студий и представить на сцене, стали по-настоящему популярными. Между тем, выпуск альбома для эстрадников – невиданная роскошь, новые композиции в качественной аранжировке – роскошь не меньшая, поэтому новые песни на концертах скорее приятные исключения, чем реальность. Как говорящий пример – до сих пор не было выпущено ни одного сольного альбома «ветерана» молодежной эстрады Сослана Хасиева. «Когда мы здесь делаем аранжировки и потом вывозим их за пределы Республики, наш «продукт», как правило, бракуют и эта еще одна проблема, ограничивающая наше творчество, то есть со «звуком», записанным в местных частных студиях за пределами Южной Осетии не «разгуляешься», – говорит Альзира Габараева. – И даже те мизерные средства, которыми мы время от времени располагаем, не делают нам погоды. Если мы здесь, в Цхинвале, можем сделать аранжировку за десять тысяч рублей, которую нам в основном делают друзья нашего коллектива, то в той же Северной Осетии записать аранжировку стоит на порядок, а то и в разы больше».
Наверное, рассматривая сферу культуры, невозможно не отметить поддержку государством двух главных столпов национальной гордости – Государственного драматического театра и Государственного ансамбля «Симд», но есть и другие жанры, необходимые для правильной идеологической направленности и поверхностно относиться к творчеству тех, кто призван формировать музыкальные вкусы молодежи, по меньшей мере недальновидно. «Я не говорю, что создавать условия нужно именно под конкретных людей вроде меня, – говорит Альзира. – Это нужно государству, в котором хотят показывать высокий уровень культурных мероприятий. Современная, профессиональная студия звукозаписи нам просто необходима. Надо искать и находить новые таланты. Надо делать осетинскую музыку популярной. Ведь современная молодежь «на своей волне» и она, как показывают наблюдения, вряд ли заслушивается осетинскими героическими песнями, которым по сто лет. Знание прошлого, конечно, нужно для общего развития и понимания национальной идентичности, но современные веяния еще никто не отменял. Мы всю жизнь пытаемся работать, несмотря на полное отсутствие условий».
Несмотря на преобладающие пессимистичные ноты в оценке перспектив будущего и рассуждениях композитора, она продолжает активно творить. Одна из новых композиций Альзиры Габараевой – песня «Эпоха Родины моей» совсем недавно была презентована зрителю. А значит творчество в эстрадном жанре продолжает дарить новое. И это – как надежда на понимание тех, от кого зависит будущее культуры и осетинской эстрады в частности.
Рада Дзагоева
Фото ИА «Спутник» и газеты «Республика»
Надпись под фото:
Архивное фото 2007 года. На снимке часть участников первого конкурса исполнителей отечественной эстрадной песни «Ирыстоны зарæг» (аналог российской «Песни года»). После проходил песенный конкурс «Бонвæрнон», последние годы «Æрфæны фæд», однако системного подхода для развития национальной эстрадной песни мы так и не получили… Из архива газеты «Республика».
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.