Нартиада. От Туганова до комиксов
Несколько дней назад в одном из новостных каналов в Телеграм появилось сообщение о том, что студентка из Северной Осетии Диана Кодалова решилась на немыслимое – «превратить Нартский эпос в комикс». Новость немедленно разошлась по осетинским пабликам и собрала тысячи комментариев, большая часть которых, как и большая часть любых комментариев в Интернете, негативная. «Нартский эпос это не тот случай, когда можно всякие комиксы придумывать!», «Сначала научитесь по-осетински говорить», «А кто дал право на это?», «Руки прочь от Нартского эпоса!», «Самой не хватает ума свое что-то придумать?"… Это лишь некоторые из наиболее популярных отзывов только в одном из пабликов.
Комментарии в сети, видимо, на то и существуют, чтобы их порой было не очень приятно читать. Но вопрос остается – зачем молодой девушке перерисовывать каноничных донельзя персонажей Эпоса и почему ее инициатива воспринимается в штыки частью осетинского общества?
Для того, чтобы это понять, достаточно сделать малое: попросить этих самых возмущенных комментаторов назвать любимый эпизод из Нартиады. Задать хотя бы один конкретный вопрос по теме. И, вероятнее всего, не услышать ответа.
Каким-то образом эпос – вещь по определению живая, дышащая вместе с народом, – в массовом понимании превратился в «памятник культуры». А памятники, опять же по определению, являют собой вещи неизменные. Простым людям к ним прикасаться не стоит – надо смотреть издалека и восхищаться.
Вот именно поэтому в современном массовом представлении эпос трогать нельзя ни в коем случае: он превратился в неприкосновенную святыню, однако причины этой святости объяснить мало кто сможет по причине элементарного незнания предмета. Между тем, будем откровенны, к Нартскому эпосу мало интереса у молодых, потому что в представлении большей части молодежи эпос – это тема, которой занимаются «взрослые», сидящие в пыльных тесных кабинетах и листающие толстые книги с пожелтевшими листами.
А потом, к счастью, оказывается, что это не всегда так, поскольку, кому-то повезло с родителями, бабушками-дедушками, школьным учителем или вовремя открытым альбомом работ Махарбека Туганова. И эти рассказы, страницы книги и репродукции картин наслаиваются на множество других рассказов, историй, картин, и личных впечатлений, и так появляется новое вúдение.
По-новому рисовать давно знакомых и, главное, любимых персонажей – не преступление, особенно если рисунки сделаны с любовью и знанием дела (посмотреть проект, о котором изначально шла речь, можно на странице narty_comics в Инстаграм). Преступление – оставлять эпос, да и вообще любой элемент национальной культуры, за пределами досягаемости народа, прикрываясь его святостью и неприкосновенностью. Потому что, учитывая имеющееся на сегодня положение дел, если запереть эпос в кабинетах и работах академиков, он там и останется, уйдет из памяти народной, и через поколение-другое умрет, превратившись в культурный реликт.
Отдельный вопрос вызывает слово «комикс», а точнее – причины такой негативной реакции на него. Во-первых, комикс – далеко не всегда дешевое, глупое и неуважительное творчество полуобразованного художника из американских трущоб. И вообще-то комиксы сами по себе являются огромной частью культуры всего человечества. Так, в некоторых регионах Европы в средние века большую популярность заработали рисованные пересказы житий святых – назывались они, конечно, не комиксами, но, по сути, своей являлись именно этим. Да что там, даже древнеегипетские картины на стенах храмов и гробниц, изображающие самые разнообразные сюжеты, от ритуальных обрядов до сцен повседневной жизни, представляют собой именно комиксы – серию рисунков, рассказывающую связную историю.
Во-вторых, почему-то есть уверенность, что авторы возмущенных комментариев, в большинстве своем с радостью и удовольствием смотрят фильмы Marvel и DC, снятые именно по комиксам. Фильмы, снятые за миллионы долларов и многократно окупающиеся в международном прокате, привлекающие сотни тысяч туристов в год и обеспечивающие стабильный интерес к стране своего происхождения во всем мире.
Возможно, столь масштабные кинокартины по Нартскому эпосу пока еще в далеком будущем, но комиксы– это возможность обратиться к большой части населения на привычном и понятном им языке, вызвать интерес к теме. Им не обязательно быть подробными – порой для привлечения внимания достаточно вообще одной картинки. Например, я как-то опубликовала на своей личной странице фотографию граффити с изображением Сырдона со Старого моста, и получила десятки вопросов от российских друзей, не знакомых с персонажем, с просьбой рассказать о нем подробней: «Ведь Нарты были воины, почему у него в руках музыкальный инструмент?», «А разве он сам не был Нартом?», «А как они дальше вместе жили?»…
Главной задачей поборников святости Нартского эпоса сегодня должна быть не защита его неприкосновенности, тем более что ее в принципе довольно сложно представить, апривлечение интереса к нему. Здесь и сейчас интерес к эпосу приравнивается к его выживанию, для которого делается преступно мало. А надо использовать все доступные методы, говорить с новым поколением на его языке, понятными символами, позволять приобщаться всем, кто этого желает. Не обязательно именно или только комиксы, использовать надо как можно больше разнообразных способов знакомства с Эпосом. Аудиокниги и аудиопьесы, мультфильмы, граффити, фестивали, научные конференции, академические исследования – все это привлекает внимание и играет свою роль в популяризации Нартиады. Да, вероятно, будут и неудачные знакомства. Но гораздо страшнее для эпоса - оказаться забытым потомками тех людей, что хранили его, передавая устно – из поколения в поколение.
К слову, комиксы по Нартскому эпосу, а также по истории скифов, уже выходили в свет. Так что нынешняя предполагаемая работа не первая попытка. В 2010 году такой проект осуществил Константин Бадоев, художником выступил Георгий Рамиоли. Это были яркие, глянцевые издания на русском языке объемом от пятидесяти до ста страниц. Было обозначено и продолжение работы, однако, к сожалению не сложилось.
Свои попытки были и на юге Осетии. В 2007 году для учеников младших классов была выпущена раскраска по Нартиаде. Подготовили ее автор проекта Андрей Кочиев, художником выступил Инал Джуссоев. Красочное оригинальное издание было рассчитано на первое полугодие, готовилось продолжение, кроме того параллельно шла работа над подготовкой комиксов по Нартскому эпосу, однако по причине раннего ухода из жизни самобытного художника, было решено закрыть проект. Но, вышедшая раскраска свою роль сыграла. При этом эти издания – лишь один из примеров того, как можно привлечь внимание детей к чему-то настолько объемному и многослойному, как национальный эпос. Приобщение к теме с детства приведет к тому, что для повзрослевших детей герои и сюжеты Нартиады будут не только обитателями кабинетов ученых и старых бумаг, а неотъемлемой частью повседневной жизни. Потому что именно в ней Эпос должен жить, и только в ней он может выжить.
Александра Цховребова
На фото: Попытки прошлого иллюстрировать Эпос для детей
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.