Юго-Осетинский театр. Страницы истории. Выпуск Тбилисского театрального института им. Ш. Руставели
Их приход в национальный театр совпал со временем наибольшего расцвета сценического искусства юга Осетии. Совпал с периодом, когда в театре служили сразу несколько поколений выдающихся мастеров сцены, начиная от первых артистов профессиональной сцены Нины Чочиевой и Бориса Цховребова, знаковых в истории национального театра артистов-шестидесятников Давида Габараева, Людмилы Галавановой, Кадзаха Чочиева, других ярких представителей сценической элиты и заканчивая первыми для Южной Осетии выпускниками Щепкинского училища, приступившими к работе в театре в середине 70-ых годов. Речь идет о выпускниках Тбилисского театрального института имени Шота Руставели, влившихся в труппу в канун начала очередного, 52-го по счету театрального сезона в 1983 году. Восемь профессиональных артистов – именно в таком количестве осетинский курс прошел обучение в столице ГССР.
Только получив дипломы о профессиональной квалификации, в августе 1983 года данная восьмерка сразу представила несколько своих дипломных работ и была зачислена в штат Госдрамтеатра. Котэ Сурмава, известный грузинский театральный деятель, режиссер и педагог советского периода, который на протяжении четырех лет учебы был художественным руководителем осетинского курса, напутствовал своих подопечных после аншлага спектакля «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу и предсказывал им блестящее сценическое будущее. Таким образом, новый театральный сезон театр начинал с внушительным молодым пополнением в лице Фатимы Качмазовой, Фатимы Квезеровой, Мэлса Кокоева, Асаха Айларова, Марины Кумаритовой, Изеты Сиукаевой, Таймураза Меладзе и Лили Хуриевой, а дипломные работы молодых артистов были включены в репертуар театра.
Они еще успели насладиться невероятным духом того, старого театра, который в годы его наибольшего творческого расцвета был своеобразным центром притяжения для всех поколений цхинвальцев и гостей Южной Осетии. Молодые артисты активно привлекались к работе в постановках режиссеров Хасана Джуссоева, Геора Хугаева, Федора Харебати и других мастеров. «Мы получили образование в одном из лучших ВУЗов советской Грузии, каждый из мастеров нашего курса был большим профессионалом в своем направлении, да и курс наш среди многообразия других национальных групп, а с нами параллельно учились абхазы, аджарцы, русские и представители других народов, считался одним из лучших, – говорит Фатима Качмазова, Народная артистка РЮО. – Но, несмотря на полученный багаж знаний, мы как будто продолжили учебу уже начав работать в нашем театре. Это был новый опыт, новые возможности роста уже в процессе работы на сцене. Мы учились у старших коллег и этот процесс давал нам не меньше, чем годы учебы в ВУЗе».
Выдающийся артист Ростик Чабиев и молодая артистка Фатима Качмазова, одна из прим 70-ых- 80-ых Раиса Гассиева и начинающая артистка Фатима Квезерова, выдающийся мастер сцены Иван Джигкаев и молодой артист Мэлс Кокоев – опыт и молодость были прекрасным дополнением друг друга в спектаклях тех лет, в которых им довелось поработать в партнерстве. Эти благополучные годы, не составившие даже одного десятилетия, остались в памяти артистов, начавших служить театру в начале 80-ых, как наиболее насыщенные и успешные в творческом плане. Потом наступила эпоха перемен. Другая эпоха, сменившая благополучие на череду тягот и испытаний. 1989-ый, 1990-ый… 1991-ый, начало которого было ознаменовано разрухой в национальном театре, уже ставшим для молодых артистов вторым домом.
Они пришли в театр после январского погрома грузинских бандформирований и собирали осколки стекла по всему фойе, убирали свой храм, не допуская даже мысли, что театральная жизнь, их жизнь на сцене может замереть даже ненадолго. Потом был еще один сложный год – 1992-ой, год большого кровопролития на земле Южной Осетии и год больших потерь. Но театр продолжал жить. Продолжал творить и вечерами ждать своего зрителя. Изета Сиукаева, Фатима Качмазова, Фатима Квезерова, Марина Кумаритова – молодые артистки были задействованы почти во всех постановках военного периода. Как и их однокурсник – яркий и талантливый артист Мэлс Кокоев, трагическая смерть которого в начале 90-ых стала настоящим потрясением для всего коллектива театра. «В этот момент пришло какое-то опустошение, – вспоминает Фатима Качмазова. – Мы с Мэлсом фактически во всех спектаклях были партнерами, поэтому меня его смерть лишила не просто друга, но и профессионального плеча. Артист талантливый, незаурядный, неутомимый в творчестве – я иногда думаю, сколько бы он смог сделать на сцене, если бы не ушел так рано. Но несмотря на ранний уход, а ему было всего 38, он успел сыграть несколько десятков ролей и оставить заметный след в истории нашего театра».
Годы войны и тяжелых общественно-политических потрясений не прошли бесследно для национальной сцены. В начале девяностых коллектив не досчитался многих представителей старшей плеяды артистов, многие молодые артисты, уставшие от отсутствия нормальных условий работы, покидают театр и уходят в другие сферы деятельности или в поисках другой творческой пристани уезжают за пределы Республики. «Конечно, все эти годы было очень сложно, – говорит Фатима Квезерова, заслуженная артистка РЮО, – если артист вынужден думать о хлебе насущном, он как-то выпадает из своей погруженности в творческий мир. Нашему поколению пришлось совсем тяжело. Расцвет творческих сил пришелся на самые тяжелые для театрального искусства годы. Был момент, когда известный режиссер Геор Хугаев, который в 80-ые годы работал с нашей труппой, а в 90-ые возглавлял один из театральных коллективов севера Осетии, звал нас к себе. Меня, Фатиму Качмазову, Галину Гучмазову… Мы остались здесь. Остались, чтобы ждать возрождения своего театра, остались ждать изменений. Возможно, это было неправильное решение с точки зрения собственного профессионального роста, но привязанность к своему театру, на-верное, сыграла решающую роль».
Сегодня, спустя уже 38 лет после своего первого выхода на юго-осетинскую сцену, театру из того талантливого осетинского курса Тбилисского театрального института имени Шота Руставели по прежнему служат две Фатимы. Качмазова и Квезерова. Служат так же преданно, как и в благополучные 80-ые, тяжелые 90-ые и нестабильные для искусства нулевые.
Народная артистка РЮО, Заслуженная артистка РСО-Алании. В ее профессиональной биографии более пяти десятков ролей. Среди них: Софи в «Софийы зарæг» Г. Хугаева и Р. Хубецовой, миссис Пирс в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, Флоренс в «Странная миссис Сэвидж» Д. Патрика, Минат в «Усгур Гаци» Мухтара Шавлохова, Агунда в «Бинонтæ» Геора Хугаева, Калимат в «Тугæйдзаг чындзæхсæв» Владимира Гаглоева, Алана в «Кæмдæр ирон лæппутæ зарынц» Асаха Айларова, Роксана в «Хилачы фидар» Владимира Ванеева, Таурзат в «Æнусон цырт» Нафи Джуссойты, Зарета в «Мæ усы лæг» Геора Хугаева, Уарзета в «Дыууæ чындзæхсæвы» К.Саламова и З.Бритаевой, Уарзета в «Сухтаг фыдсылтæ» Гольдони, Аза в «Расыггæнджытæ» Вильгельма Хасиева, донна Люция в «Тетушка Чарлея» Т. Брэндона, Лаура в «Пир…» А. Пушкина и многие, многие другие работы. За почти четыре десятка лет своей профессиональной деятельности Фатима Казбековна воплотила на сцене практически все лучшие женские образы, представленные в осетинской национальной драматургии. Именно ей на протяжении многих лет отдавали предпочтение режиссеры при выборе претенденток на роль осетинских красавиц. Фатима Качмазова отметилась несколькими яркими работами и как режиссер. В 2011 году она прошла профессиональную переподготовку в «Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма» по программе «Режиссура драматического театра» под руководством Леонида Хейфеца. В ее постановке на сцене юго-осетинского Госдрамтеатра были представлены спектакли «Чи у аххосджын?», «Ды мæ куы уарзай», «Цыппæрæмæй цыппæрæммæ», «Æз ус нæ курын» и другие. В этом году, в октябре, артистка и режиссер отпразднует свой шестидесятилетний юбилей. В ее планах в день юбилея вновь выйти на сцену. В спектакле «Пять вечеров» по пьесе Володина она сыграет главную роль Постановку планирует осуществить режиссер, которого руководство театра пригласит из России.
Заслуженная артистка РЮО, уже почти четыре десятка лет неразрывно связанная с национальным театром. В ее профессиональной биографии более пяти десятков ролей в разных жанрах. Но сама Фатима Сергеевна все же считает себя артисткой комедийного жанра. Такой она, судя по перечню ролей, была и в представлении режиссеров. Ладинка в «Софийы зарæг» Г. Хугаева и Р. Хубецовой, Клара в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, Лия в «С 3 до 6» А. Чхаидзе, Мелея в «Мораль пани Дульской» Г. Запольской, Зарада в «Усгур Гаци» Мухтара Шавлохова, Ямзе в «Чинарский манифест» А. Чхаидзе, Залдуз в «Зæххон зæдтæ» Владимира Гаглоева, Тыфыл в «Файнустытæ» Григория Нартикоева, Элла в «Пир во время чумы» А. Пушкина, Китти в «Тетушка Чарлея» Брендона Томаса, Катрин в «Мамаша Кураж» Б. Брехта, Ацырухс в «Æнусон цырт» Нафи Джуссойты, Зарина в «Æфхæрдты Хæсанæ» Дабе Мамсурова, Марианна в «Худæджы хабар» Гольдони, Рухсана в «Кæмдæр ирон лæппутæ зарынц» Асаха Айларова и многие другие работы Фатимы Квезеровой на протяжении многих лет заслуженно удерживали за ней звание зрительской любимицы. За роль Ферри в спектакле «Странная миссис Сэвидж» на международном фестивале, который проходил в Тбилиси в 1987 году, Фатиме Квезеровой был присужден приз за лучшую женскую роль. Отдельно следует отметить и ее работы в постановках для детей. «Сыст æмæ æхсынкъ», «Бременские музыканты», «Æмбæлттæ» и в других постановках для детей образы многих сказочных героев, мастерски созданные артисткой нашли живой отклик со стороны детской аудитории. И, кажется, что ни время, ни годы не властны над ней. Фатима Квезерова по прежнему, как и много лет назад, с легкостью исполняет роли, требующие от артиста огромных затрат сил и энергии. В разные годы своей профессиональной деятельности Квезерова занималась и работой с детьми, когда возглавляла драмкружки в отдельных образовательных учреждениях. Ее подопечные из Дменисской школы не раз становились победителями детских театральных фестивалей. Фатима Квезерова пробовала свои силы и как режиссер народного театра. Но главным в ее жизни всегда был и остается Госдрамтеатр. Театр, которому она оставалась верна всегда, вопреки, казалось, нескончаемым сквознякам целой эпохи. Театр, процветания которого она желает в ожидании своих новых ролей.
Рада Дзагоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.