Когда встречают по одежке или особенности национальных головных уборов осетин
Особенностью каждого народа является его национальный костюм. Он есть воплощение особенностей культуры и традиций. Повседневная и праздничная одежда хранит в себе частичку прошлого и позволяет сохранять национальную идентичность. Но не только. По одеянию, обуви, головному убору можно было определить социальный статус человека, семейное положение женщины. По определенным деталям национального костюма можно было судить и о том, к какому сословию принадлежит его обладатель.
Важной особенностью любого горца и осетин, в частности, являлся его головной убор. Это была важная часть его внешнего облика. Шапка горца в разных ее видах была не только средством защиты от непогоды или солнца, но и маркером социального статуса. Вот что писал по этому поводу осетинский этнограф Г.А. Кокиев: «Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка, по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная. Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды горцы не заботились так, как о своей шапке. Горец мог ходить в рваной черкеске и рваных чувяках, но головной убор у него должен был быть образцовый. Как бы беден ни был горец, шапку он всегда старался иметь отличную. Да и как не заботиться о шапке, когда, по взглядам осетин и вообще горцев, она – принадлежность мужчины, как платок – принадлежность женщины! Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку, и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине».
Поэтому поводом для личной вражды могло стать то, если кто-либо, даже невзначай, дотронулся до головного убора горца. А уж сделать это демонстративно, означало, что противная сторона ищет повода для ссоры. И гарантировано это получала – сбить папаху с головы горца считалось большим оскорблением и могло привести к кровавой развязке.
Ношение головного убора осетином предписывалось горским этикетом. Появиться в присутственном месте с непокрытой головой значило продемонстрировать неуважение к окружающим. При этом это могло даже стать предметом насмешек на всю оставшуюся жизнь.
В Осетии было большое разнообразие головных уборов, они различались, прежде всего, материалом, из которого изготавливались – меховые, войлочные и матерчатые. Отдельную особенность им придавало разнообразие форм и фасонов.
Самым престижным головным убором была папаха, изготавливаемая из овечьей шерсти (осет. уæлдзарм худ). Этот головной убор был двух видов – теплые зимние папахи из овчины с длинным ворсом прекрасно защищали от дождя и холода в суровых горных условиях, и короткошерстные папахи, которые шили из овечьих шкур. Папахи в повседневной жизни обычно носили люди с достатком, простые же горцы папаху надевали только в праздник. На любое важное событие в жизни сельской общины мужчина должен был приходить непременно в таком головном уборе, даже если папаху приходилось одалживать на время.
Менее статусными были головные уборы из войлока (осет. нымæт худ), которые считались принадлежностью простых крестьян. Они изготавливались местными умелицами из овечьей шерсти. Различалось несколько окрасов: наиболее предпочтительным был белый цвет, использовался войлок черного и коричневого цвета. Особо ценились изделия из белого козьего пуха.
Значение имела широта полей войлочной шапки, так как она была незаменима в работе под солнцем. Сегодня такие головные уборы больше напоминают шляпы с округлыми полями, раньше же у них были широкие поля, прикрывающие не только голову, но и плечи. Папахи и войлочные шляпы выделывались также для детей и подростков, так как им уже с детства прививалась привычка носить головные уборы.
Свое место в перечне традиционных головных уборов занимал башлык (осет. басылыхъ), изготавливаемый из матерчатой такни. Считается, что башлык является скифским наследием.
Свои особенности имел и женский головной убор. Это были преимущественно платки, хотя иногда женщины надевали и башлыки. Платок для осетинки был не только предметом костюма, но и содержал важную информацию об его владелице. Например, для несведущего человека фотография осетинок на деревенской улице ничего не скажет об их семейном статусе. А ведь здесь информация как открытый лист: девушка крайняя слева и без платка на голове – не замужем; рядом с ней юная особа с платком, повязанным слегка – помолвлена; от нее по левую руку – замужняя горянка, у нее головной убор повязан полностью; крайняя справа – вдова, об этом свидетельствует черный цвет платка. В осетинской традиции статус каждой из этих горянок имеет свое определение: «чызг», «чындздзон чызг», «ус», «саударæг ус».
У женщин в возрасте поверх косынки было принято носить домотканый платок, который замужние женщины завязывали на затылке, прикрывая волосы, а пожилые, прикрыв волосы, завязывали узел выше лба. При выходе на улицу поверх тонкого нижнего платка надевали теплый шерстяной платок – традиция, сохранившаяся до нашего времени.
Согласно этикету появление женщины на улице без головного убора, да и находиться без платка дома в присутствии мужчин считалось верхом неприличия.
Рассказывают, что как-то женщины одного селения в Знаурском районе решили проведать приболевшего почтенного сельчанина, страдающего пороком сердца. Собрались небольшим коллективом, и пришли с гостинцами к больному в дом. Но все закончилось драмой. Когда старец увидел пришедших женщин, то пришел в такое волнение, что у него остановилось сердце. Но не женское общество так взволновало уставшее и больное сердце мужчины, а то, что одна из женщин пришла к нему без платка на голове. Эта ветреная особа так спешила присоединиться к своим товаркам, что попросту забыла надеть головной убор. Старик посчитал это демонстрацией открытого к себе неуважения и не пережил эту обиду…
Но это было исключение, которое подтверждало общее правило – обязательное ношение головного убора горянкой.
Д. Плиева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.