Прошение у высших сил благости для Алании или вспоминая инициативу восемнадцатилетней давности
В минувшее воскресенье представители осетинской молодежи отправились к трем знаковым национальным святыням Алании Джеры Уастырджыйы дзуар, Реком дзуар и Гомарты дзуар просить благости у высших сил для нашей Родины, которую последние десятилетия, начиная с 90-х годов, серьезно лихорадит. Это и войны как на юге, так и на севере, это и теракты, среди которых особняком, безусловно, стоит Беслан, это и общая общественно-политическая нестабильность в обеих частях Осетии. Стоит ли говорить, что данная инициатива в большинстве своем в нашем обществе, в последние десятилетия вновь обратившееся к своим истокам, изучению традиций и обычаев предков, была воспринята в целом положительно и с пониманием.
В этой связи вспоминается инициатива, опубликованная на страницах газеты «Республика» еще в 2003 году за авторством ветерана Вооруженных сил России и Южной Осетии, ныне заместителя председателя юго-осетинского отделения «Стыр Ныхас» Алвери (Сергея) Кочиева о проведении общенационального куыдва, обращенного к Всевышнему. Идея была более масштабной и заключалась в том, чтобы одновременно со всех святых мест Алании представители нашего народа, всех фамилий, обратились к Дунескæнæг (Богу), чтобы молитва прозвучала со всех уголков Алании. При этом старейшины заранее должны тщательно разработать всю процедуру, расписать ее детально, установить конкретную направленность тоста-молитвы и другие нюансы, чтобы данный ритуал не превратился в обычное пиршество...
Надо сказать, что данная идея обсуждается давно, хотя многие к ней относятся скептически, поскольку инициатива возникла исходя из мотивов Нартского эпоса, когда нарты восстали против самого Создателя, за что были наказаны... Ну а поскольку к народному эпосу отношение разное, да и к возрождению национальной самобытности в то время мы были только в пути, то данная инициатива на тот момент необходимой поддержки не получила...
На протяжении всей новейшейистории Южной Осетии мы более четко привыкли отождествлять осетинский народ с его предками – аланами, скифами, сарматами. Это не только способствует самоутверждению нации, но и помогает ощущать свои корни. В нартах мы узнаем себя, не столько в подвигах (это было бы нескромно), сколько в каждодневной их жизни, обычаях и характерах. Для каждого нартского типажа мы находим соответствие среди наших современников, даем нашим детям имена славных нартов. И хотя повествования о нартах носят явно сказочный характер, многие рассматривают данные сказания как своеобразную летопись осетинского народа. Ведь в предлагаемых кадагах нарты действуют в соответствии со своими нравами, обычаями и характерами.
Многие ученые умы бились над секретом, шифром Нартских сказаний, но, несмотря на всю свою внешнюю простоту, сказания до сих пор скрывают множество тайн. Возможно и потому, что далеко не вся «летопись» уцелела, так как передавалась устно.
Историю осетин следует начинать с той далекой эпохи – «фыццаг заманы», когда рожденные из огня нарты повели свой род на земле. Соответственно, и последнюю страницу сказаний – гибель нартов – мы подсознательно стремимся ассоциировать с реальным историческим фактом. Почему погибли нарты? Можно ли нам, их сегодняшним потомкам, извлечь уроки из этой драматической истории? Есть ли у нас какой-нибудь шанс на коррекцию судьбы осетинского народа?
Издавна, порой полушутя, наши старцы говорят, что Южная Осетия никак не может встать на ноги, возродиться из пепла, достичь опять той могущественности, какая была ранее (разговор, как вы понимаете, идет о средневековье) по причине проступка, который много веков назад совершили нарты – они, не найдя с кем бороться на земле, бросили вызов самому Богу.
Стоит ли серьезно относиться к этим сказаниям или все же данные кадаги были донесены до наших времен не случайно? Этот вопрос все еще остается без конкретного ответа.
Бог создал нартов для борьбы: «…хæрынæн, нуазынæн æмæ хæцынæн». А если так, то ему должно было нравиться, как они справляются со своим «назначением» – на земле им нет равных, а пируют они неделями. В самом эпосе не раз говорится, что нарты – любимцы Бога. Они сильны, мужественны, благородны. Это гордый и беззаботный народ. Истреблять не только вражеские силы, но и всякие, какие найдутся вокруг – в этом видят свое призвание и назначение нарты. А когда враги просто кончаются, нарты отправляются на поиски новых, чтобы помериться с ними силой и вернуться домой с победой и трофеями. В итоге в этой своей «борьбе» сильнейшие герои начинают уже сражаться с небожителями, а именно с zædtæ æmædawgutæ. При этом сказание развивается стремительно и жестоко и в итоге нарты открыто бросают вызов Всевышнему. При этом Дунескæнæгнесколько раз отговаривал нартов от этой их неуемной дерзости, поскольку не хотел губить любимый народ. Но славные войны были неумолимы. И в итоге была битва…
«Когда настала пятница, нарты все до единого собрались на равнине Хыз. С вершины Уæза они наблюдали. Бог эту гору перевернул и накрыл ею нартов, всех до единого. Так оборвался славный нартский род»...
Непомерная гордость стала причиной того, что нарты отказались и от шанса, данного им Богом – оставить им хотя бы плохое потомство. «Глупые сказали: лучше плохое потомство, чем всеобщая погибель». Но никто не возразил Уырызмагу, который велит ласточке передать Богу: если сможешь одолеть нас, то истреби полностью – не хотим оставлять дурное потомство».
И все же, как свидетельствуют сказители в тех кадджытæ, которые не вошли в сборники, нарты погибли не полностью. Так, у сказителя Теба Андиева погибают Уырызмаг и другие герои-нарты, но оставшиеся ведут еще борьбу из поколения в поколение с небожителями и, отступая ночью, укрываются в ущельях гор. Таким образом, становится ясно, что титаническая борьба нартов с небожителями длилась в течение многих поколений и, возможно, продолжается до сих пор. Ну а мы, соответственно, являемся тем самым «плохим потомством»…
Кстати, в Нартиаде четко прослеживается существенная черта менталитета аланского народа – гордость, нежелание подчиняться какой угодно силе, не попробовав ее в сражении. В гипертрофированном виде это отразилось в богоборческих мотивах эпоса. Бог с сожалением осуществил свою кару – он любил нартов и трижды отправил к ним ласточку в надежде на то, что они образумятся и откажутся от своего намерения. Бог не проклял нартов, но грех, в который они впали, он не мог оставить без внимания, простить его. И его последствия мы видим и сегодня: сначала некогда мощное аланское государство распалось, народ наш разбросан по всему миру, осталось лишь два очага – Север и Юг – да и те оказались разделены как физически (по кавказскому хребту), так и политически, мы фактически потеряли Восток страны и почему-то не говорим об этом, ощущается разрозненность осетинского народа, отсутствие национальной идеи, политическая и экономическая слабость, проблема утраченных территорий...
Конечно, гибель нартов – это лишь народные сказания. Но давайте основывать свое мнение на высшем авторитете в области исследования Нартского эпоса – трудах В.И. Абаева, который утверждает: «Не существует такой альтернативы: либо миф, либо история. Какими бы фантастическими не казались события и образы героического эпоса, тщательный анализ и сопоставление с историческими реалиями народной жизни позволяет распознать в них наряду с мифологическим вымыслом отражение конкретной исторической действительности».
И последнее. Наша национальная вера,насчитывающая многие тысячелетия (а Нартский эпос ее составная часть), смогла сохраниться, по сути, вопреки, несмотря на серьезное противодействие сначала во времена царизма со стороны христианских миссионеров, а после в советский период во времена коммунистического атеизма. Статус-кво начал восстанавливаться с распадом СССР, когда осетины стали глубже изучать свое прошлое, познавать историю происхождения народа, вникать в обычаи, традиции, посещать святыни… Думается от озвученной идеи вреда точно не будет. Тут главное наличие веры в исход.
М. Багаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.