И снова о восстановлении здания Юго-Осетинского Госдрамтеатра
В первом номере за текущий год газеты «Ирыстон сæрибары фæзуат» было опубликовано «Открытое письмо Президенту РЮО Леониду Тибилову», в котором в частности говорилось о проблеме «восстановления многострадального Юго-Осетинского драматического театра имени Коста Хетагурова». Проблема, безусловно, государственного масштаба, однако, затянувшаяся во времени, и не делающая своими половинчатыми решениями чести всему нашему народу. Известно, что за последние годы было разработано несколько проектов восстановления здания Госдрамтеатра, однако работы так и не начались, и дальше слов ничего не идет.
С желанием прокомментировать публикацию в газете «Ирыстон сæрибары фæзуат» к нам обратился художественный руководитель Госдрамтеатра им. К. Хетагурова Сослан Бибилов, которому мы, естественно, предоставили наши полосы, поскольку мнение театрального чиновника и актера, отдавшего половину своей жизни служению Мельпомене в родных стенах, более чем имеет право на гласность. Тем более, что по его словам, он выражает не только свое мнение, но и всего коллектива нашего театра.
Сослан Бибилов, художественный руководитель Государственного драматического театра им. Коста Хетагурова:
– Хотелось бы «пройтись» по всей статье поэтапно. То, что возня вокруг восстановления театра есть и уже не первый год – это действительно правда. Было разработано целых четыре проекта. Четыре. И на каждый из них, естественно, выделялись немалые средства. Четвертый проект, который был одобрен и утвержден, я видел сам. При этом уточняю – проект! Не эскиз, не макет, а именно проект. И этот четвертый (по счету) проект подходит под все стандарты современного театра. Что же касается опубликованного открытого письма, читая его, возникает как минимум две мысли. И я максимально корректно попытаюсь их высказать. Первое: авторы этой статьи заблуждаются. Вполне возможно, они просто не владеют достаточной информацией. Или же второе: они нарочно вводят в заблуждение и Президента, и народ, что гораздо хуже. Составители письма пишут, что «проект, который был практически утвержден в 2009 году, представляет собой концертно-развлекательный центр». Ничего подобного! Это проект именно современного театра, в котором предусматриваются большая и малая сцены (так называемая камерная сцена на 60-70 человек), современные гримерные с душевыми, репетиционный зал, балконы и VIP-ложа, а также современная сцена. В этом проекте так же предусмотрены цеха: художественный, декорационный, и по производству сценических костюмов, т.е., все, что должно быть в современном театре.
Далее самое интересное: «…Уроженцы Осетии, проживающие в разных странах мира, обратились к тогдашнему министру культуры РФ Александру Авдееву и мэру Москвы Юрию Лужкову. Они просили повлиять на ситуацию и оказать содействие в восстановлении театрального здания в историческом виде…». Мне не понятно, что значит уроженцы Осетии, проживающие в разных странах мира? Я не хочу никого ущемлять, они такие же осетины, как мы, но мне кажется, и со мной согласятся многие, что сначала надо спросить тех, кто здесь проживает. Потому что любить Родину издали легче и проще. Поэтому их мнение, в данном конкретном случае, мало о чем говорит. После того, как здание театра сгорело, приезжали специалисты из Москвы. Они четко и ясно сказали, что здание восстановлению не подлежит. Стены потрескались от пожара, плюс еще они столько времени находились под дождем и снегом. Тут должно быть строительство, никак не восстановление. Что же касается вышеупомянутой статьи, то могу сказать одно. Ничем это, кроме как словоплётством не назовешь. Пишут красивые слова, а сути не знают. Ну, а если и знают, то просто есть и другие интересы.
Почему нам пытаются навязать мнение, что нет ничего красивее, чем то сгоревшее здание, в тех прежних размерах? Ведь о фасаде речи не идет. А коль восстанавливать нельзя, у нас есть возможность сейчас построить красивое здание, отвечающее всем современным стандартам. Я не понимаю, почему нас пытаются вернуть в позавчерашний день? Ведь нам надо смотреть в будущее. Да, никто не спорит с тем, что сгоревшее здание было уютным и все мы его любили, как родной дом, но оно изначально строилось как Дом Колхозника. Нынешним требованиям оно не соответствует. Давайте смелее смотреть вперед.
Далее в обращении к Президенту: «Уважаемый Леонид Харитонович, сохранив театр в первоначальном виде, мы сохраняем память о тех, кто блистал на его сцене…». Кроме негодования и возмущения эти слова ничего не вызывают. Память сохраняют не таким образом. Давид Габараев был величайшим актером Осетии. Но до сих пор на стене его дома нет даже клочка бумаги, напоминающей о том, что в этом доме проживал гениальный актер нашей Республики! Иван Джигкаев, народный артист ЮО, великий человек – та же самая картина!.. Вот так сохраняют память? Между тем, помимо вышесказанного, в новом проекте здания театра предусмотрен также музей театра. А это, согласитесь, даже звучит солидно.
Что же касается слов авторов открытого письма на счет вынесения данного вопроса на всеобщее обсуждение, так все это уже было! Мы это уже проходили. И абсолютно все поддерживают новый проект. И творческие работники, и преподаватели ВУЗа, и писатели, и художники… Кроме того, на заседании Коллегии Министерства культуры все единодушно проголосовали за новый проект.
Поэтому, я возвращаюсь к тому, с чего начал. Или авторы письма сами не сведущи во всех этих нюансах, или нарочно вводят в заблуждение население. Ведь новый проект – это новые затраты. А кому это выгодно – вопрос интересный. Очень не хочется так думать, но мысли текут именно в том русле.
И еще один момент. В этом году наши студенты заканчивают Театральное училище им. Щукина в Москве. Туда их направило наше Правительство в количестве 15 человек. Большинство из ребят не местные, а значит, им попросту негде будет жить. Нужно подумать, где их расселять. К тому же, сразу оговорюсь, возникнут проблемы с нехваткой штатов. А обеспечить выпускников работой, конечно же, нужно...
Бесконечно говоря о необходимости восстановления театра, мы почему то молчим о другом. К нашему стыду и сожалению сгоревшее здание превратили в отхожее место. Вот о чем надо думать прежде всего. С проектом проблем нет никаких. Так зачем их создавать искусственно? Поэтому еще раз задаюсь вопросом – кому это нужно?
В заключении хочу подчеркнуть, что это не мое личное мнение. Я высказался от имени всего коллектива театра.
Мадина Цховребова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.