Из истории театра Южной Осетии или как зарождалось сценическое искусство в начале прошлого века

31-03-2020, 12:46, Культура [просмотров 1682] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

Из истории театра Южной Осетии или как зарождалось сценическое искусство в начале прошлого века27 марта отмечался всемирный День театра – международный профессиональный праздник всех работников театральной сцены. Это актеры, режиссеры-постановщики, продюсеры, светотехники, звукоинженеры, мастера декораций, билетеры, гардеробщицы... Всемирный день театр отмечался и в Южной Осетии, где национальное театральное искусство имеет свои богатые традиции.

В жизни нашего народа театрализованные представления всегда имели место быть. Это, прежде всего, обрядовые действия так называемых ряженых, которые разыгрывали костюмированные постановки в канве традиционных праздников. Позже при учебных заведениях стали ставиться любительские спектакли.

В 1904 году во время летних каникул учащиеся Ардонской духовной семинарии организовали драматический кружок на юге Осетии. В его составе были Еста Абаев, Лади Санакоев, Шакро Ванеев, Кима Кумаритов, Сардо Бежанов и др. Спектакли были представлены сперва цхинвальскому зрителю, после с постановками любительского театра познакомились и жители горных сел. Долгие годы осетинская речь с театральной сцены звучала и в Тифлисе. Здесь в театре Зубалова осетинский драматический кружок ставил пьесы осетинских писателей.

Прошло время и стал востребован переход к профессиональному театру. Но дорога от любительского театра к профессиональной сцене не была короткой.

В Цхинвале постоянный театр со своим помещением был организован в 20-х годах. Представления шли в деревянной постройке в левобережной части столицы Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО). 27 декабря 1923 года здесь начали ставиться спектакли. «Сыбырмæ хаст» – первая после осуществленного Грузией геноцида осетинского народа театральная постановка с участием актеров Ильи Гогичева, Сони Джаттиевой, Дзоцце Джигкаева, Веры Ханикаевой. Постепенно формируется и театральная богема, в которую помимо упомянутых выше актеров вошли А.Гугкаева, А.Бекоев, Г.Губиев, В.Джиоев, Л.Джичоева, И.Дзахов, И.Качмазов (Кавказаг), Т.Кокоев (Кокоити), К.Лохов, А.Магкаев, Д.Мамиев, 3.Туаев, М.Урусов, В.Хетагуров, Г.Хубулов, Н.Чабиева, Н.Чочиева, М.Шавлохов и др. При этом отметим, что театр был представлен по-прежнему драматическим кружком, его актеры совмещали служение в храме Мельпомены с другими обязанностями.

В 1931 году с организацией театрального коллектива отдельным распоряжением правительства ЮОАО, театр получил утвержденное штатное расписание и постоянный коллектив. В этот год руководство Юго-Осетинской автономии вынесло решение организовать на базе цхинвальского драматического кружка профессиональный театр «Государственной драмы» и выделило для этого денежные средства. При этом для работы театральной труппы предполагалось отдать новое здание, которое строилось в столице автономии. В том же году газета «Хурзæрин» писала: «Заканчивается постройка в г. Цхинвал Дома колхозника, на что по настоящее время правительством отпущено 135.000 рублей. Постройка эта, при крайней бедности города архитектурными памятниками, без сомнения, сыграет огромную роль не только в смысле укрепления города, но и в смысле политическом и культурно-воспитательном. Дом интересует не только Цхинвал и его районы, им интересуются крестьяне всей области».

Именно в помещении Дома колхозника 29 июля 1931 года открылся первый сезон юго-осетинского государственного театра. В постановке художественного руководителя и директора театра Владимира Хетагурова шла пьеса С.Церетели «Лихорадка» в трех действиях. Роли в спектакле исполняли Иван Дзахов, Владимир Джиоев, Лидия Джиоева, Нина Чочиева (пьеса «Лихорадка» была из репертуара так называемых санитарно-просветительских театров. Такие коллективы разъезжали по всей стране и показывали просветительские спектакли по профилактике заразных заболеваний. И в этом спектакле показано преимущество лечения болезни медицинскими методами, а не средствами сельской знахарки).

Впрочем, и само новое здание Дома культуры колхозника было олицетворением пропаганды новой жизни. В те годы разворачивалось активное колхозное строительство. Дело было новое, во многом добровольно-принудительного характера. Вот власти и старались повысить престиж колхозника в глазах населения. А что может быть более убедительнее, чем дом-дворец.

Само строительство велось как на средства государства, так и на частные пожертвования. При этом сбор денег проходил в очень интересной форме. Газета «Хурзæрин» регулярно печатала имена жертвователей. Например, известный осетинский врач В.Карсанов пожертвовав 50 рублей на строительство театра, обратился к своим знакомым через газету сделать то же самое, при этом каждого из них назвав поименно. После такого откровенного призыва мало кто бы решил отказаться. И это была традиция.

Понятно, что культура зрителя в те годы оставляла желать лучшего. В том же 1931 году один из зрителей с возмущением писал в газету: «Невозможно сесть на место согласно купленному билету. Каждый садится, где захочет. Как только открывается занавес начинается хождение в зале, порой шумное обсуждение актеров, некоторые даже приводят с собой маленьких детей…». Впрочем, было бы странным, если бы в зале находились исключительно утонченные театралы. Требовалось время для изменения мировоззрения людей новой эпохи.

В театре работали такие корифеи национального искусства Осетии, как художник М. Туганов, создавший первые полномасштабные театральные декорации, композитор Б. Галаев, сочинивший музыку к ряду спектаклей. А роспись потолка театральной залы художниками Г. Котаевым и Б. Санакоевым по мотивам «Сказаний о нартах» стала образцом национальной фресковой живописи.

В 1935 году при театре был сформирован собственный оркестр. 15 октября 1939 года юго-осетинскому театру было присвоено имя Коста Хетагурова.

Театральное здание в Цхинвале, кстати, использовалось не только для показа спектаклей. Здесь проводил репетиции государственный ансамбль песни и танца, кроме того, некоторое время в северном крыле здания располагались Краеведческий музей и художественное училище. В самом же театральном зале проходили пленумы Компартии Юго-Осетии и сессии Областного Совета народных депутатов. А также различные торжественные собрания, приуроченные к знаменательным датам в истории страны или юбилеи писателей, поэтов, общественных деятелей. В 1933 году здесь прошел впервые новогодний бал-маскарад.

Но главными были все же театральные постановки. Рекордным по посещению стал 1966 год, когда в театральном сезоне было представлено семь премьер, показано 290 спектаклей, которые посмотрели 95 тысяч зрителей. Среди наиболее «кассовых» постановок – «Катящийся камень» (С.Хачиров), «Наш жених убежал» (Х.Плиев), «Жених Гаци» (М.Шавлохов), «Бокал и змея» (Ранет), «Сердце матери» (С.Кайтов), «Наследие предков» (Гафез).

Театральная жизнь всегда отличалась определенной притягательностью для жителей Южной Осетии. Каждый спектакль представлялся зрителю как часть неведомого и завораживающего мира. На сцене актеры проживали жизнь, в которой в реальности хотел оказаться каждый из сидящих в зале. При этом многие зрители и вне театральных стен ассоциировали актеров с их сценическими персонажами.

Каждый актер или актриса, по мнению людей, должны были жить яркой жизнью и не быть подвержены серой повседневности. Говорить не как обычно, одеваться не как все, любить неистово... Свое реноме старалось поддерживать и актерское сообщество – в статусном поведении, во внешнем облике. И сегодня еще люди старшего поколения могут вам рассказать о гордой осанке актера Ивана Джигкаева, а рубиновое колье Донары Кумаритовой вспоминают и сегодня.

Не отставали и сами зрители. Для посещения театра всегда выбирали лучшее из гардероба, а вот в кино можно было пойти в свитере и джинсах. Неудивительно, что фойе театра становилось местом демонстрации новинок моды. Поход в театр – это способ себя показать и на других посмотреть. Новый имидж демонстрировали не только дамы, но и мужчины. Иногда на выходе из театра можно было увидеть настоящих денди.

В Цхинвале, как и во всяком городе с театром, была традиция «ходить на актера». Вне конкуренции, конечно же, был Давид Габараев, талантливый комедийный актер. Именно спектакли с его участием собирали наибольшую кассу.

Конечно же, в истории юго-осетинского театра были и не самые светлые времена. Небольшой пример – из служебной записки: «Актеры приходят на работу выпившими, во время спектакля «Горы говорят» один из актеров забыл свой текст и нес отсебятину. Некоторые актеры находятся в ссоре, и это бывает видно по их игре на сцене. Спектакли начинаются с большим опозданием».

Иногда в антракте или после спектакля случались и потасовки. Поводом мог стать наглый взгляд соседа на вашу спутницу, разговоры над ухом во время спектакля, неуместный комментарий игры актеров… А однажды в театре арестовали молодого журналиста. Тот получил взятку за то, чтобы не публиковать критический материал. На полученные деньги пригласил знакомых девушек в театральный буфет где купил им дорогих конфет. Сотрудники правоохранительных органов там его и задержали.

Порой в стенах театра разыгрывались истории поинтереснее написанных. Так, однажды темой отдельного разбирательства партийных органов автономии стало поведение одной из актрис театра. Она играла в грузинской труппе и приезжала в Цхинвал из Тбилиси только на время театрального сезона. Проживала в самом театре и по вечерам устраивала у себя в комнате шумные застолья. Вскоре информация об этих вольностях вышла за пределы театра, что и послужило поводом для принятия административных мер.

Впрочем, все это шелуха. Для нас театр всегда остается неповторимым магическим пространством, в создании которого принимают участие и актеры, и зрители. Потому что, если артисты покажут представление в абсолютно пустом зале, акта творчества не получится.

Театр, несмотря на турбулентность мироздания, по-прежнему является частью духовного мира человека. На протяжении веков человечество пытается разгадать тайну и магию театра, его притягательность. В эпоху исторических переломов сценическому искусству предрекали скорую гибель. Но кризисы приходят и уходят, а театр и сегодня с нами.

Подготовил Р.Кулумбегов

На фото: Исторический кадр первой постановки спектакля «Фатима»

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно