Скоро премьера! «Сæтти æмæ Бæтти» - любимая постановка с любимыми артистами
Зима 1991-го. Сложное военное время. Цхинвал, пребывающий в блокаде. Национальный театр, только переживший варварское нашествие грузинских бандформирований, вопреки всему почти каждый вечер распахивал свои двери и устраивал праздники искусства для своего преданного зрителя. И вот в один из февральских вечеров, когда в театре по обыкновению тех лет сознательно показывали комедию, в здание попал вражеский снаряд. Грохот сотряс весь театр. Легендарный Давид Габараев, который в тот момент находился на сцене, со свойственным ему драматизмом и непревзойденным чувством юмора, мгновенно сориентировавшись тогда прокричит фразу, которую в театре до сих пор помнят все. «Абида, ло-о-жись!» – надрывно крикнул мастер сцены своей партнерше, и молодая артистка Инга Гагиева, подчиняясь импровизации любимца публики, в доли секунды пала ниц. Переполненный зал, где в основном сидели мужчины в камуфляже, разразился хохотом. Зритель так и не понял, что грохот не был предусмотрен по сценарию. Лишь сами артисты осознали всю серьезность ситуации, но, несмотря на определенные угрозы и, прежде всего, своей же безопасности, спектакль доиграли. Этот эпизод из истории театра начала 90-ых произошел во время показа одной из любимых цхинвальской театральной публикой комедий «Сæтти æмæ Бæтти».
Спрос на комедийный жанр со стороны зрителей в те годы был достаточно высок, хотя данная постановка считалась одной из самых кассовых и гораздо раньше, еще в 70-ые годы прошлого века. Именно тогда, 45 лет назад она впервые была представлена на юго-осетинской сцене. Впервые искрометную комедию про двух друзей-стариков на сцене Госдрамтеатра Южной Осетии представил сам автор пьесы, режиссер Геор Хугаев, который в далекие 70-ые был художественным руководителем национального театра юга Алании. Комедия стала несомненным украшением репертуара того времени и почти пять лет собирала полные залы. В главных ролях в той, первой постановке «Сæтти æмæ Бæтти» блистали несравненные Ростик Чабиев и Давид Габараев, а также легенда осетинской сцены Нина Чочиева.
В начале 90-ых за возрождение популярного спектакля взялся уже представитель другого поколения – артист и режиссер Ахсар Ванеев. Вопрос о том, кому же предложить одну из главных ролей, перед режиссером не стоял – Ванеев загорелся идеей поставить этотспектакль, ориентируясь именно на Давида Габараева. За воплощение же образа второго старика – Бæтти Ванеев взялся сам. И спектакль опять повторил успех двадцатилетней давности, став одним из лучших комедийных работ театрального искусства военного лихолетья.
И вот теперь, почти тридцать лет спустя театралы в ожидании третьего прочтения любимой комедии. В этот раз за постановку «Сæтти æмæ Бæтти» взялся художественный руководитель театра, режиссер Тамерлан Дзудцов. Кажется, не совсем свойственный для данного режиссера выбор, который, наоборот, известенпоиском смыслов, яркой расстановкой акцентов, демонстрацией нестандартной картинки. А тут легкая комедия, рассчитанная на ту часть театральной публики, которая привыкла не перегружать себя излишним анализом драматургического материала. Можно предположить, что Тамерлан Дзудцов в этот раз изменил сам себе. После «Амыран»-а, «Маленьких трагедий», «Юлия Цезаря», «Ныййарæджы кадæг» и, наконец, «Фатимы», мастер, судя по всему, решил попробовать что-то ему до сих пор не свойственное. Но режиссер обещает если не удивить, то порадовать точно. «Почему «Сæтти æмæ Бæтти»? – отвечает на заданный вопрос Тамерлан Дзудцов. – Можете считать это моей личной профессиональной отдушиной в промежутке между двумя трагедиями – «Фатимой» и спектаклем про геноцид под рабочим названием «Последний свидетель», к работе над которым мы должны приступить в ближайшее время. Что же касается ожидаемых итогов от работы над этой постановкой, то для меня они достаточно очевидны. Во-первых, с актерским составом, который задействован в постановке, невозможно не рассчитывать на успех. Два наших Народных артиста, два больших друга, на протяжении уже многих лет выступающих творческим дуэтом, Ахсар Ванеев и Вильгельм Хасиев, несомненно, являются главной составляющей будущей востребованности спектакля зрителем. Во-вторых, женские роли в постановке обещают быть не менее яркими. Наши заслуженные Жанна Догузова и Альма Джиоева – блистательные характерные артистки, творческий диапазон которых достаточно широк, но особенно они органичны в комедиях с национальным колоритом. Ну и, в-третьих, спектакль «Сæтти æмæ Бæтти» станет своего рода демонстрацией преемственности – вместе с Ахсаром Ванеевым и Вильгельмом Хасиевым в этой постановке задействованы их сыновья, наши молодые талантливые артисты Эдуард и Сослан соответственно».
Кроме того, еще одной составляющей будущего успеха постановки режиссер считает оригинальную музыку, специально написанную к этому спектаклю еще в 70-ые годы прошлого века выдающимся музыкантом современности Булатом Газдановым. В этот раз, впервые за много лет, в спектакле будет звучать живая осетинская музыка. Таким образом, это будет двойная премьера – в спектакле «Сæтти æмæ Бæтти» впервые в новом здании будет звучать музыка в исполнении возрожденного оркестра театра. Всей музыкальной составляющей предстоящей премьеры руководит Заслуженная артистка Южной Осетии и Абхазии Залина Сапиева, которая сама же и исполнит партии осетинской гармони в оркестре. Помимо гармони спектакль украсят также скрипки, контрабас, фортепиано, барабаны... Режиссер обещает удивить также оригинальными костюмами и сценографией.
Первую в этом году премьеру Дзудцов предполагает выпустить уже совсем скоро. Работа над спектаклем, по словам режиссера, уже вышла на финишную прямую. Хочется отметить, что национальная драматургия в действующем репертуаре нашего театра в настоящее время представлена во всем многообразии. И это, по заверению худрука театра, еще не предел.
Рада Дзагоева
Фото Хоха Бекоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.