«Не без способностей» Народный (к 50-летию артиста Госдрамтеатра Сослана Бибилова)
Он всегда разный. Может быть проникновенным, трепетным, тонко чувствующим и способным на сострадание. Или непримиримым, жестоким или надменным. Может вызывать трогательные улыбки и искренний смех и, напротив, отторгать своей циничностью и злостью. И каждый образ, созданный им на сцене, всегда удивляющий искренностью, точностью и невероятной правдоподобностью, раз за разом только утверждает уверенность в том, что на сцене для него не существует невозможного. Потому что, в принципе, он не приемлет игры. Он живет этим. Сценой, искусством, ролями, всем тем, чем наполнен театр. Безусловный Мастер сцены. Любимый артист. Олицетворение истинного таланта и завидного постоянства в профессии. Сослан Бибилов. Один из сильнейших осетинских артистов современности. Артист, ставший Народным задолго до официального присвоения высокого звания.
Он влюбился в театр еще в детстве. Когда его, совсем еще маленького, в Храм культуры в центре Цхинвала за руку приводили родители. Большой зрительный зал, интересные росписи на потолке, огромная люстра, сверкающая многими сотнями огней и занавес, который раскрывался перед ним, унося в какой-то мир таинственности и волшебства – театр манил и притягивал его, еще не совсем понимающего искусство, но восхищенного всем тем, что происходило там, на сцене. Классе в восьмом со свойственным его ровесникам подростковым максимализмом он уже озвучил родителям свое намерение стать артистом. «Сказать, что мое желание вызвало дома протест – не сказать ничего. И отец, и мать фактически объявили мне самую настоящую войну, пытаясь выбить, как им казалось, эту дурь из головы и направить мои мысли в более приземленное русло, – с улыбкой вспоминает Сослан. – Строительный техникум в Цхинвале, потом поступление во Владимирский политехнический институт на строительный факультет – казалось бы, вот она близость к родительским идеалам будущего для сына. Для меня же тот год, который я выдержал в названном ВУЗе, был настоящей мукой. Поэтому, закрыв первый курс, я уезжал в Цхинвал с твердой уверенностью в том, что возвращения обратно не будет».
Вопреки родительским протестам во Владимир он уже не вернулся, начав готовиться к поступлению в театральный. Были мастер-классы у знаменитой артистки Нины Захарьевны Чочиевой, участие под ее руководством в постановке народного театра «Пæсæйы фæндон»… Начинающему актеру совершенно неожиданно повезло – летом 1990-го в Цхинвал приезжает комиссия мастеров сцены, выдающихся педагогов знаменитой «Щепки» и Сослан Бибилов в числе двадцати счастливчиков, пройдя все конкурсные испытания, становится студентом осетинского курса одного из лучших театральных ВУЗов России.
Лучшие годы – именно так он характеризует пять лет учебы в «Щепке». Он учился актерскому мастерству у именитых наставников и лучших специалистов по театральному искусству, каждый из которых оказал на его творческое развитие огромное влияние. Но профессию со всей полнотой он понял и прочувствовал уже на сцене, после возвращения в Цхинвал. «Хорошее образование – это лишь часть успеха и вовсе не наибольшая, – уверен Сослан. – Мне кажется, что процентов на девяносто успех все же зависит от работоспособности. Поэтому я и сегодня, по прошествии двадцати пяти лет непрерывного служения сцене, продолжаю работать над собой и даже сейчас, перед каждым выходом, у меня присутствует определенный мандраж... Считаю ли я себя талантливым артистом?.. Когда-то давно, еще в годы учебы один из моих педагогов, перед мастерством которой я преклоняюсь – Татьяна Николаевна Ерохина, рассказывая нам про мастерство, подразделила артистов на несколько категорий: гении, таланты, люди не без способностей, посредственности и бездари. Когда я ее спросил, к какой категории можно соотнести меня, она совершенно откровенно ответила, что я объективно являюсь человеком не без способностей. И с ее оценкой я согласен. Поэтому меня откровенно удивляет, когда с легкостью применяются определения «выдающийся», «гениальный» и т.д. В большинстве случаев это не просто субъективно, но и, что еще неприятнее, незаслуженно».
В его актерском багаже около пятидесяти спектаклей. А вот ролей – больше, поскольку в отдельных постановках Сослан воплощал одновременно по две роли, а в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети» в начале своего актерского пути актер и вовсе исполнил три роли. При этом Народный артист не каждую из них считает удачной. «Еще в годы учебы художественный руководитель нашего курса в Щепкинском училище Владимир Монахов когда-то мне сказал: «Сослан, будешь работать в театре, не отказывайся ни от какой роли, зато потом ты научишься понимать, что тебе нужно, а что нет», – вспоминает артист. – И в самом начале своего актерского пути я всегда следовал его совету. В определенной степени мне это помогло. С годами я научился понимать, какие роли мне нужны, насколько я могу их воплотить и что они мне самому дают в плане профессионального роста».
Спустя годы Сослан, к примеру, не хочет вспоминать игру в постановке из 90-х «Дæ лæджы мын рауæй кæн». А вот любимых ролей у артиста гораздо больше. Здесь и Тибальт из «Ромео и Джульетты», и Брут из «Юлия Цезаря», и Фандо из «Фандо и Лис»... Самой запоминающейся же сам артист считает роль Владимира в пьесе «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета. «Это было полное погружение в материал, полная самоотдача, – рассказывает Сослан. – Три часа и сорок минут мы с Димой (Дмитрий Парастаев, Народный артист РЮО – прим. ред.), исполнителем роли Эстрагона, непрерывно были на сцене. Сложная актерская работа, но настоящее удовлетворение от того, что ты делаешь на сцене. То же самое можно сказать об еще одной нашей совместной работе в постановке Рэя Куни «Он, она, окно, покойник»... Вообще, все спектакли, в которых мы успели поработать с Димой Парастаевым вдвоем, считаю успешными. Удивительный партнер, человек, для которого на сцене нет ничего невозможного».
Еще одна знаковая роль в актерской биографии Сослана Бибилова – роль Джамбулата в трагедии Коста «Фатима». Образ, который он мечтал воплотить на сцене с ранней молодости, вынашивал эту мечту со времен обучения в театральном ВУЗе, когда однажды на экзамен по актерскому мастерству подготовил самостоятельный отрывок из этой бессмертной поэмы. «Я очень сильно хотел сыграть Джамболата, но я хотел сыграть его молодым, – артист считает время упущенным. – Получилось только накануне своего пятидесятилетия… Когда Тамерлан Дзудцов мне предложил эту роль, я долго отказывался. Вот она, казалось бы, мечта, приблизившаяся к реальности. Но я оказался уже не готовым к ней внутренне. Джамбулат – молод, в его поступках им руководит во многом максимализм молодости, непримиримость, зачастую свойственная мужчинам его возраста. Поэтому с высоты своих лет я уже считал, что не смогу его тонко и точно прочувствовать. Но режиссер меня долго убеждал и вконец убедил… Я не могу точно сказать, сколько раз я его еще сыграю на сцене, может быть только в текущем театральном сезоне и все. Мое время, как мне кажется, для этой роли уже ушло. Что касается того, насколько я справился с этой ролью... Я не совсем согласен с той интерпретацией, который представил Тамерлан, к примеру, можно было больше вынести на первый план еще кое-какие моменты, но своего персонажа я сделал именно таким, каким его видел. Я его не смог сделать негодяем. Потому что он им не был. В моем ощущении это человек, который вызывает сочувствие. Он не видит в Ибрагиме соперника, он видит преграду, которую он должен отодвинуть. И он это делает. Жестоко, да. Но объяснимо. Тем не менее, зритель, мне кажется, не прочувствовал моего Джамбулата, поскольку находится в плену стереотипов, которые в том числе навязаны и известной кинолентой».
А еще Сослан, как и любой признанный артист, очень избирателен к режиссерам. В числе последних, работу с которыми он считает успешной, Тамерлан Дзудцов, Роман Габрия, Анатолий Азаревич, Яна Тумина… «Я – артист, у которого никогда и мысли не было попробовать свои силы в режиссуре, поскольку к творческой деятельности в этом направлении у меня наивысшие требования. Считаю, что случайные режиссеры, которых на моей практике тоже было немало, мучают и себя, выдавая некачественный результат, и артистов. И в итоге, к сожалению, многие годы безвременья привели к тому, что мы зачастую вынужденно аплодируем ширпотребу».
Впрочем, Сослан Бибилов один из тех артистов нашего театра, который во все времена мог себе позволить откровенно и громко выразить свое мнение по поводу не совсем успешных работ. Народный артист считает, что театр призван воспитывать вкус зрителя, а потому основу репертуара должны составлять постановки, которые воспитывают в зрителе чувство вкуса. «Театр за последние два десятилетия ушел далеко вперед, а мы, хотя на это были и объективные причины, застряли где-то на уровне 50-ых-60-ых годов прошлого века, – категоричен артист. – Конечно, у нас есть и очень достойные работы, но есть и постановки, за которые откровенно стыдно. Когда ты открыто указываешь на недостатки, многие воспринимают это как личное оскорбление. Мы можем развиваться, для этого у нас есть все предпосылки, но мы сами же этому противимся, зачастую аплодируя бездарности и так называемому ширпотребу. Мне кажется, нам мешает местечковость, какие-то издержки маленького сообщества».
Еще одно направление творческой деятельности Сослана Бибилова в театре – его переводы. Артист, тонко чувствующий родной язык, перевел на осетинский такие пьесы как «В ожидании Годо», «Фандо и Лис», «Антигона», по которым на нашей сцене впоследствии были поставлены спектакли, высоко оцененные зрителем. «Я не считаю себя большим профессионалом, безусловным знатоком словесности и перевожу только те произведения, которые мне нравятся. Я воспитывался на осетинских сказках, на осетинской литературе. Даже в раннем детстве, когда еще и читать не умел, мне сказки читали именно на родном языке. Была у нас дома книга «Ирон аив дзырды хæзнадон», она и сейчас у меня хранится, которую мне сначала читал отец, а потом и я сам. Сека, Цомахъ, Арсен Коцоев – я воспитан на их произведениях. Отсюда и чувство осетинской стилистики, речевых оборотов».
У Сослана много творческих планов, которые он намерен реализовать. Уже в грядущем театральном сезоне зритель вновь увидит любимого артиста в двух новых спектаклях. В постановке национальной классики «Æфхæрдты Хæсана» режиссера Розы Бекоевой и комедии «Любовь до потери памяти» в постановке режиссера Эдуарда Келехсаева. Репетиции, еще репетиции, новые спектакли, новые роли – он только этим и живет, продолжая работать над собой, оттачивать свое мастерство до какого-то нереального совершенства. «Иногда мне кажется, что репетиционный процесс я люблю даже больше, чем сам спектакль, – говорит Сослан, – может потому что спектакль – это конечный результат работы, а репетиция – поиск. Это не значит, что уже в процессе демонстрации спектаклей мы не находим какие-то новые нюансы и краски. Находим. Но на репетиции иногда получаем такое невообразимое удовольствие, когда в результате экспериментов, поиска нового, оттачивания ряда мизансцен вдруг осеняет – вот он, необходимый ракурс, который на «ура» может принять зритель».
У артиста Бибилова есть еще одна профессиональная мечта – выйти на сцену в моноспектакле. Он давно определился и с произведением, которое хотел бы исполнить. Один. С глазу на глаз с полным зрительным залом. Поэма великого Коста на русском языке «Перед судом» – произведение, которое он прочувствовал до глубины души. «Как это перенести на сцену, я знаю, но произведение не объемное, на сцене максимум может длиться 25-30 минут, – говорит артист – для полноценного вечернего показа это очень мало. Впрочем, моноспектакль в принципе и не рассчитан на широкую публику. Надеюсь, что когда-нибудь мне удастся и эту мечту воплотить в реальность».
А еще Сослан подготовил проект создания первой национальной премии «Хинæйдзаг Сырдон» («Лукавый Сырдон»), в рамках проведения которой ежегодно в течение всего театрального сезона жюри из пяти человек будет определять лучших театральных артистов юга и севера Осетии. Своеобразный конкурс между профессиональными театрами Осетии с глубоким интеграционным смыслом, с итоговым награждением номинантов именно на сцене театра в Цхинвале. И автор проекта надеется, что найдет поддержку для его реализации. И вообще, в канун своего пятидесятилетия Народный артист Сослан Бибилов, как и должно быть, полон планов, каждый из которых в той или иной степени связан с жизнью родного театра, которому он служит уже ровно 25 лет. «Роль всей своей жизни? Несмотря на воплощение многих знаковых образов, есть ощущение, что я ее еще не сыграл, – говорит он. – Может быть это Воланд из «Мастера и Маргариты»... Не знаю. Пока это только мечта. Призрачная и очень отдаленная».
Ну а в ближайших перспективах у невероятно любимого зрителем Народного артиста только сцена. И только она. С юбилеем, Сослан! Достойных работ и несмолкаемых зрительских оваций!
Рада Дзагоева
Предлагаемые фото актерских работ Сослана Бибилова из архива газеты «Республика»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.