«Æфхæрдты Хæсана» – одна из знаковых премьер нового театрального сезона

19-08-2019, 15:11, Культура [просмотров 2073] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

«Æфхæрдты Хæсана» – одна из знаковых премьер нового театрального сезона«Не верю! – режиссер предельно требовательна к каждой фразе молодой артистки Зарины Бекоевой, настаивая на более искренних и уместных эмоциях, когда ее героиня впервые видит главного героя – Æфхæрдты Хæсана. – Пойми, ты показываешь осетинку не современную, а девушку, которая живет высоко в горах, обремененную множеством неписанных законов...».

Начавшиеся репетиции оживили Госдрамтеатр Южной Осетии, который после летнего отпуска приступил уже к работе. Творческий коллектив активно готовится к началу нового, 88-го по счету театрального сезона. Главным событием предстоящей осени обещает стать премьера спектакля «Æфхæрдты Хæсана» по мотивам поэмы Александра Кубалова – уже в конце сентября, сразу же после открытия театрального сезона, новый спектакль будет вынесен на суд юго-осетинского зрителя.

Надо отметить, что к этому произведению, одному из лучших в национальной литературе и драматургии, отражающему быт, традиции, обычаи и национальные истоки осетин, лучшие осетинские режиссеры в разные периоды обращались не раз. Спектакль с успехом демонстрировался на сценах осетинских театров юга и севера Осетии. У нас к бессмертному драматическому сюжету в последний раз обращались в конце 80-ых годов прошлого века. Тогда известный осетинский режиссер Хасан Джуссоев представил свое прочтение классического материала, в котором роль Æфхæрдты Хæсана исполнил талантливый артист Мэлс Кокоев, а образ Госæмы, матери главного героя, на сцене воплотила блистательная Эвелина Гугкаева... И вот теперь, спустя тридцать лет, к произведению национальной классики обратилась известный северо-осетинский режиссер, лауреат премии Коста Хетагурова Роза Бекоева.

Желание самого режиссера, считающейся одной из лучших на севере, поработать именно с труппой юга Осетии, совпало с пожеланиями и руководства нашего Госдрамтеатра, касающихся приглашения режиссеров извне. Первый этап работы, а именно распределение ролей, режиссером был выполнен до ухода труппы в отпуск. Поэтому теперь процесс перешел уже в активную фазу. «Зритель познакомится с совершенно новым прочтением «Æфхæрдты Хæсаны», – говорит режиссер. – С новыми акцентами, нюансами, новыми интонациями. Но это не значит, что мы будем экспериментировать и уходить от оригинала. Классика не приемлет экспериментов, тем более, когда речь идет о таком знаковом произведении. Здесь важно суметь передать дух давно ушедших эпох, характеры, ведькаждая сцена – это небольшой этюд, который требует глубокого погружения в материал. Мне кажется, итог нашей совместной с юго-осетинской труппой работы должен быть впечатляющим».

Следует сразу отметить, что Роза Ясоновна из числа тех редких осетинских режиссеров современности, для которых национальная драматургия – родная стихия. В ее режиссерском багаже лучшие постановки осетинской драматургии: «Земные боги» В. Гаглоева, «Амран» Е.Бритаева, «Аланты Нана» Д. Темиряева, «Горькие рифмы» К.Мецаева и Б.Черчесова, «Цола» Г.Чеджемова… Каждая из этих работ – отдельное событие, явление в осетинском сценическом искусстве. При этом опытнейший режиссер не боится и не избегает экспериментов на сцене, однако в случае с классикой предпочитает сдержанность и консерватизм.

В данном произведении красной нитью через весь сюжет проходит обычай кровной мести. Страшный, разрушающий все на своем пути – убивающий, калечащий судьбы не только отдельных людей, но и целого рода. Зритель должен увидеть и прочувствовать причины поведения главных героев, причины, побуждающие их перечеркивать свою жизнь, когда речь идет о долге, к которому подталкивает в первую очередь боязнь общественного порицания. Есть здесь и ярко выраженная любовная линия, но она не выдерживает конкуренции с линией долга перед обычаями, перед страхом быть осмеянным не только своими сородичами, но и проклятым предками, которые не могут обрести покой даже в царстве мертвых, пока не будут отомщены. И в этом смысле и Хæсана, главный положительный герой, и Кудайнат, главный отрицательный персонаж – жертвы эпохи, жертвы национальных устоев времени, в котором им пришлось жить.

Следует отметить и великолепный актерский ансамбль, на котором остановила свой выбор северо-осетинский режиссер. В главной роли зрители увидят заслуженного артиста РЮО Батрадза Кумаритова, Народную артистку РЮО Фатиму Тадтаеву в роли Госæмы, женщины, которую суровые неписанные законы осетинской горской общины XIXвека выставили жертвой и изгоем. Весьма противоречивая натура, какой она представлена в оригинале пьесы. С одной стороны - материнская любовь, стремящаяся обезопасить единственного сына, с другой – она не раздумывая предпочитает смерть позорной жизни, о чем она на протяжении всей пьесы говорит неоднократно. И здесь совершенно недвусмысленно показано одно – первым человеком, со стороны которого будет осужден Хæсана в случае, если не сможет отомстить за кровь своих предков, будет именно его мать, для которой, он, по сути, является единственным смыслом жизни.

Еще один из центральных персонажей пьесы – кровник Хæсаны – Кудайнат в исполнении заслуженного артиста РЮО Артура Гаглоева. Также в постановке задействованы Народные артисты РЮО Сослан Бибилов и Циснари Биченова, а также Григорий Мамиев, Милена Сагирова, Зарина Бекоева, Сослан Букулов... Предстоящая премьера представит и актерский дебют. Именно в спектакле «Æфхæрдты Хæсана» на сцену юго-осетинского Госдрамтеатра впервые выйдет молодой артист Эдуард Гаглоев.

Казалось бы, известный сюжет, который должен еще раз показать зрителю извечную борьбу добра и зла. Но и режиссер, и артисты придерживаются схожего мнения – в спектакле не может быть безусловных отрицательных героев. У каждого из заклятых врагов Хæсаны есть свои мотивы, свои причины, подталкивающие их к жажде крови. И в этом смысле творческая группа, работающая над новой постановкой, оставляет право на оценку тех или иных персонажей самому зрителю.

Кстати, еще один немаловажный момент, вызывающий отдельный интерес к постановке. Сценографом спектакля по приглашению режиссера Розы Бекоевой выступил Народный художник РФ и РЮО Магрез Келехсаев. Это не первая совместная работа именитого режиссера и мастера кисти. Роза Бекоева и Магрез Келехсаев уже представили совместную работу на сцене Осетинского театра Владикавказа. Художественные замыслы режиссера в постановке «Земные боги» Владимира Гаглоева также были воплощены в реальность видением маститого художника. Мастер уже представил художникам и декораторам театра свою тетралогию, четыре картины, связанные одной сюжетной линией, которые были написаны им по мотивам произведения «Æфхæрдты Хæсана». Таким образом, спектакль предполагает четыре смены декораций, каждая из которых является отдельным, завершенным с точки зрения композиции, сюжетом. Стоит отметить и то, что спектакль будет демонстрироваться с синхронным переводом для зрителей, не владеющих осетинским языком, но проявляющим интерес к истории и драматургии нашего народа. Одним словом, предстоящая премьера обещает быть зрелищной и интересной и уже в конце следующего месяца будет вынесена на суд юго-осетинских театралов.

Рада Дзагоева

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30