Некоторые итоги театрального сезона беглым взглядом
На неделе в Южной Осетии завершился очередной театральный сезон. Сезон, признаться, получился не совсем обычный по продолжительности, но достаточно яркий на события. Открывшийся премьерным показом трагедии и завершившийся также премьерой, но уже музыкальной комедии.
Открытие театрального сезона оказалось несколько затянутым по различного рода причинам, хотя еще в августе здание возрожденного Госдрамтеатра им. К. Хетагурова приняло два серьезных мероприятия – Х съезд осетинского народа и торжественное заседание, посвященное десятой годовщине признания независимости РЮО Российской Федерацией… Однако, стартовал сезон лишь в середине февраля – впервые на сцене вновь отстроенного театра творческий коллектив представил зрителю постановку легендарного произведения Коста Хетагурова «Фатима» – спектакль, вернувшийся на юго-осетинскую сцену сорок лет спустя. Примечательно, что именно это бессмертное произведение, как одно из неоспоримых столпов осетинской классики, велением времени и обстоятельств было представлено в качестве негласного символа возрождения театрального искусства юга Осетии. Спектакль получился зрелищным, масштабным, пронизывающим. Два разных состава исполнителей главных ролей, великолепная музыка Феликса Алборова и Ацамаза Макоева, оригинальные декорации – режиссеру Тамерлану Дзудцову и творческой группе удалось отойти от общеизвестного прочтения «Фатимы» и продемонстрировать высокий уровень профессионального мастерства.
Спектакль вызвал самые разные оценки. От чувств высокого восхищения до резких и вполне однозначных критических замечаний. С последними отчасти согласились и сами артисты, исполнители главных ролей в нашумевшей постановке, указывая на отдельные шероховатости и недоработки, которые, как и всегда, устраняются в процессе так называемой «обкатки» спектакля, его многоразовой демонстрации на сцене. Как говорится, совершенствованию подвластно всё и каждый. Но «Фатима» однозначно стала событием.
Правда долгожданную постановку представили на сцене всего четыре раза, по два раза соответственно с каждым из актерских составов, и от дальнейшего включения спектакля в текущий репертуар театр почему-то отказался. Так же как и от вероятной возможности демонстрации именно этого спектакля за пределами Республики…
Тут сразу необходимо отметить, что уже с апреля творческий коллектив сделал акцент на выездную составляющую. Успешные гастроли в Северную Осетию, участие в фестивалях в Луганске, Майкопе, Ульяновске. На суд владикавказской театральной публики были вынесены комедия «Он, она, окно, покойник» в постановке режиссера Эдуарда Келехсаева и детский спектакль «Красная шапочка». Успешное выступление, зрительское восхищение мастерством юго-осетинской труппы – гастроли прошли на высоком уровне. Уже вскоре в Цхинвал с ответными гастрольными поездками приехали сразу две северо-осетинские труппы – Осетинского театра и Русского театра им. Е.Вахтангова. Хорошая организация гастролей, теплый прием со стороны руководства нашего театра – взаимное сотрудничество на основе договоренностей обещает быть постоянным, а такие поездки регулярными.
В конце апреля труппа юго-осетинского театра приняла участие сразу в двух фестивалях – на фестиваль «Госпожа удача», проходящий в Луганске, направилась одна часть творческого коллектива со спектаклем «Лес», другая же приняла участие в международном фестивале «Кавказский меловой круг» в Майкопе со спектаклем «Антигона». Этот же спектакль, спустя пару недель после Майкопа, был представлен и на фестивале в Ульяновске. Театральные деятели, профессиональные критики, режиссеры за пределами нашей страны в каждом случае высоко оценили мастерство югоосетинской труппы, работу режиссера Тамерлана Дзудцова, отдельных артистов и в целом органичность и профессионализм актерского ансамбля, а компетентное жюри удостоило творческий коллектив сразу нескольких наград в разных номинациях.
Это уже не первый и несколько привычный триумф юго-осетинской труппы на различных международных фестивалях. Даже в самые сложные для нашего театра времена, в отсутствии элементарных условий для полноценной творческой деятельности, творческий коллектив, тем не менее, всегда демонстрировал высокий уровень во время выездов на различные театральные фестивали. И тут следует отметить лишь одно – не совсем понятен и оправдан в данном случае выбор материала, который демонстрируется за пределами страны и почему из раза в раз театр уклоняется от представления за пределами Республики постановок с национальной составляющей? Как пример можно привести выезд в Луганск части труппы со спектаклем «Лес» Островского. Да, хороший актерский ансамбль, да, классическое произведение, которое знакомо и понятно всем на просторах России и постсоветского пространства, везде, где знают и ценят русскую классическую драматургию. Но при этом данный спектакль, по сути, вполне обычная постановка московского режиссера Андрея Цисарука, подобных которой в провинциальных театрах по всей России десятки. Поэтому не совсем понятна в данном случае позиция художественного руководителя театра. Есть «Фатима», есть «Ныййарæджы кадæг» – по меньшей мере, два достойных национальных спектакля, которые могут быть представлены на фестивалях любого уровня, при этом демонстрировать и знакомить зрителя с историей, культурой, внутренним миром нашего народа... Однако из раза в раз выбор руководства театра минует знаковые постановки национальной драматургии. Кстати, «Ныййарæджы кадæг», один из лучших спектаклей в современной истории, но в нынешнем театральном сезоне так и не был показан. Также как и несколько других спектаклей из действующего репертуара, которые после переезда в новое здание пока находятся в забвении.
Вообще, несмотря на очевидные достижения, успешные выступления и на родной сцене, и за пределами Республики, театр все еще не смог отстраниться, как уже не раз отмечала наша газета, от так называемого «синдрома Совпрофа». Длительный вынужденный минимализм во всем, в том числе и в декорациях, продолжает негласно присутствовать и на новой сцене, где есть фактически невероятные условия для сценографии и различных спецэффектов. Однако возможности новой сцены пока почти не используются. И это касается не только так называемых восстановленных спектаклей, но и новых постановок, которые, к слову, в этом сезоне фактически отсутствовали. Лишь к концу театрального сезона, после «Фатимы», была выпущена еще одна премьера в постановке режиссера Фатимы Качмазовой «Æз ус нæ курын».
Комедия подготовлена по пьесе Исака Гогичева и еще в 70-ые годы ставилась на нашей сцене. Из безусловных плюсов спектакля: выбор режиссером произведения именно из фонда национальной драматургии, адаптация материала к современности и фактическое возрождение посредством этой комедии жанра музыкального спектакля. Авторские песни композитора Анны Чочиевой, специально написанные для этого спектакля, стали его безусловным украшением, максимально нивелировав и не совсем удачную вокальную составляющую артистов, и ряд технических погрешностей. В любом случае первый шаг для сотрудничества с композиторским сообществом сделан. Пока он только один, но уже обнадеживает сам факт обращения наших режиссеров к авторской музыке, которая является одной из главных составляющих успешности любого спектакля.
Что касается режиссерской работы в этом сезоне, то здесь, опуская обсуждение двух выше обозначенных новых спектаклей Тамерлана Дзудцова и Фатимы Качмазовой, больше остановиться не на чем. В начале прошедшего сезона руководством театра было заявлено о приглашении и последующей работе с нашей труппой сразу двух северо-осетинских режиссеров – Розы Бекоевой и Гиви Валиева. В случае с Розой Бекоевой работа, хоть и запоздало, но все же началась. К концу театрального сезона известный режиссер приехала в Цхинвал и уже приступила к работе над постановкой произведения из национальной драматургии – «Æфхæрдты Хæсанæ» будет представлен на нашей сцене осенью. Что касается Гиви Валиева, то здесь определенности нет, хотя и сам режиссер, и труппа изначально выразили огромное воодушевление по предстоящей совместной работе. Конкретного ответа на вопрос – когда же известный многообещающий молодой режиссер Валиев будет работать с нашей труппой и будет ли работать вообще, нет. Размытые формулировки ответов, касающиеся каких-то несоответствий в графике, отсутствия финансовых средств на новые спектакли и какие-то намеки на закулисные интриги вызывают еще больше вопросов. В любом случае неоспоримо одно – новые режиссеры и, тем более, такие креативные и современные как Валиев, нашей труппе нужны как воздух. Чем больше режиссеров, чем сильнее здоровая конкуренция между ними, тем живее и работоспособнее труппа, тем качественнее продукт, который они совместно выпускают.
Руководство театра, думается, должно переломить ситуацию и найти возможности и для приглашения к совместной работе профессионалов извне, и для подготовки будущих кадров для нашего театра. Тем более такие предпосылки есть. Думается, недавние встречи директора театра с ректором ГИТИСа и заместителем Председателя Союза театральных деятелей России должны иметь продолжение в виде конкретных итогов по подготовке кадров для нашего театра. И здесь речь идет не только о режиссерах. Театр испытывает острую нехватку молодых актерских кадров. Минувший театральный сезон показал сразу троих молодых артистов, которые успешно дебютировали в главных ролях и своим творческим рвением смогли на время вселить уверенность в том, что новый, возрожденный театр станет привлекательным для молодых профессиональных кадров. И Инга Маргиева (Фатима в одноименной постановке), и Зарина Бекоева (исполнительница роли Антигоны), и Андрей Чочиев (Гемон в спектакле «Антигона») показали высокий уровень профессионализма и очевидные перспективы для будущего нашей сцены. Однако недавно стало известно, что и Маргиева, и Бекоева покидают театр и вообще Южную Осетию. Официальные причины – семейные обстоятельства. В любом случае их уход, с учетом нехватки молодых артистов в труппе, незамеченным не пройдет. И эти два момента как лишние напоминания для тех, от кого зависит решение этого вопроса – кадры надо готовить уже сейчас. Незамедлительно. И делать это надо с умом, с заранее оговоренными обязательствами, контрактами для тех, кого государство направляет на учебу. Иначе опять получится как в случае с последним осетинским курсом в театральном институте им. Бориса Щукина, когда из Москвы в родной театр вернулись только Григорий Мамиев и Нина Кокоева...
В целом, если подводить итоги сезона беглым взглядом, то минувший театральный сезон показал своеобразную промежуточность – уже не по-старому, как в период многолетнего пребывания в Совпрофе, но и не на ожидаемом высоком уровне, который предполагает масштаб возрожденного театра. После «Фатимы» театр как бы вновь впал в стагнацию. И эти замечания касаются в основном творческой составляющей. В любом случае, ждать долгой раскачки, когда есть все условия для полноценной работы, не хотелось бы. Также как и слышать причины, не всегда, кстати, объективные, по которым тормозится развитие театрального искусства. Это, честно говоря, уже изрядно утомило. Поэтому новый театральный сезон, который стартует уже в октябре, должен показать другой уровень. Поскольку эйфорией от долгожданного обретения нового здания творческие недоработки, а временами и бездействие, заглушить уже не получится. Тем более, что на кону уже заявленная масштабная общенациональная постановка к 100-летию геноцида осетинского народа, в работе над которой, по всей видимости, будет задействована не только труппа Юго-Осетинского Госдрамтеатра, но и северо-осетинские актеры…
Рада Дзагоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.