Лаврентий Касоев. 70 лет бескорыстной службы Родине
Его имя давно стало признанным символом профессионализма, блестящего мастерства, наставничества и безусловной уникальности. Творчески одаренные люди, как правило, редко впускают в свой изысканный и полный какого-то неземного притяжения мир постороннюю суету и людское любопытство. Оттого и в большинстве своем живут в своем, огражденном от массового интереса мире, изредка балуя почитателей своего таланта произведениями своего неустанного труда. Его мир же, вопреки стереотипам, никогда не ограничивался границами изобразительного искусства. Творческое совершенство, изысканный почерк, признание, завоеванное уже на заре профессиональной деятельности – все это удивительным образом гармонировало с личностными качествами, всегда распахнутой для почитателей и учеников душой, огромным сердцем, в котором, кажется, во все времена хватало места для всех. Мастер. Непревзойденный в своем роде. Народный художник РЮО, член Союза художников СССР, осетинский живописец, работы которого выставлены в Третьяковской галерее и музее Востока. И Учитель. Несомненно, с большой буквы. Основатель и бессменный директор Государственного Лицея искусств имени А. Колиева. Все это – Лаврентий Павлович Касоев.
Он родился в Цхинвале ровно 70 лет назад, 9 ноября 1948 года. Это было время расцвета осетинского художественного искусства – наследие выдающегося Махарбека Туганова, десятки учеников, прошедших уникальную школу несравненного мастера, художественное училище, в стенах которого молодежь приобщалась к культурному наследию своих выдающихся современников – занятия искусством в те годы носили среди юных цхинвальцев своеобразный характер массовости. «На улице Тельмана, которую сегодня относят к исторической части нашего древнего города, и был расположен дом моих родителей, – вспоминает Лаврентий Павлович. – В этих местах в те годы наблюдать молодежь с мольбертами было явлением чем-то обычным, если не сказать обыденным. Молодые люди буквально сновали под ногами, выискивая удобное место для выставления мольбертов для последующей работы. Наблюдая за ними, я буквально застывал от интереса. Искусство в те годы, действительно, находилось на пике своего развития. И это, безусловно, связано с именем непревзойденного Мастера Махарбека Туганова. И дело не только в богатейшем и уникальном культурном наследии, которое он оставил нации. Осетинская школа живописи – это его творение, результат его мастерства, которым он при жизни щедро успел поделиться со своими учениками, которые стали продолжателями лучших традиций осетинского изобразительного искусства. Григорий Котаев, Борис Санакоев, Виталий Цховребов… – плеяда именитых художников, имеющая удивительную особенность заряжать своей энергетикой молодежь».
Лаврентий Павлович считает своей большой удачей по жизни и встречу с этими людьми, и их воздействие на формирование у него как молодого художника индивидуального почерка. Именно под их руководством будущий мастер кисти окончил художественную школу, а потом и училище в Цхинвале. После была Академия художеств в Тбилиси, а затем дипломированный специалист вернулся в родной город и начал преподавательскую деятельность в родном училище. В 1979 году Лаврентий Касоев назначается завучем этого учебного заведения, а уже через пару лет его возглавляет. Именно на начало 80-ых приходится и пик его профессиональной деятельности. Уникальные национальные традиции, быт, культурное наследие народа, родная природа во всем своем великолепии, город детства – под его кистью, кажется, оживают неповторимые черты национального колорита.
«В своем творчестве он употребляет простые и зачастую лаконичные приемы, не ограниченные определенными рамками, но имеющими личную идею, – считает Джульетта Цховребова, искусствовед, главный специалист Министерства культуры РЮО. – В портретном жанре – «Девушка в голубом», «Ирэн», «Моя бабушка», «Тетя Шура», «Хазби Кокоев» – для трактовки образов Мастер использует широкий спектр «старых» и «новых» живописных приемов. Осетинские национальные обычаи также запечатлены в работах Мастера. «На свадьбу», «Мой дед», «Ветераны», «Одиночество» – художник каждой своей картиной демонстрирует тонкие и весьма глубокие познания истории прошлых эпох. Изображая камерные непритязательные мотивы, отражающие своеобразие архитектуры Цхинвала 50-ых годов прошлого века, художник ностальгически передает свое трепетное отношение к родному городу. «Первый снег», «Улица моего детства», «Цхинвальский парк» – это воспоминания о детстве и юности живописца, это памятники культуры, созданные Лаврентием Касоевым для нас и наших потомков. Он идет в ногу со временем, которое диктует новые формы искусства».
Искусство Народного художника Касоева – это, действительно, летопись истории народа на холсте. Каждый период его творчества наполнен реальными событиями. Когда-то это были работы, отражающие благополучие и умиротворенность Цхинвала. Потом в его творчестве стали преобладать мрачные краски. «Это был период, когда творчество оказалось на задворках национальных приоритетов, – вспоминает Лаврентий Павлович, – фактически разбомбленные творческие мастерские, отсутствие условий для работы, и, тем более, невозможность знакомить с результатом своего творчества широкие массы – казалось, все это происходит не здесь и не с нами. Наши художники находили выход из сложившейся ситуации по-разному, кто-то обустраивал мастерскую у себя дома, кто-то в гараже, многие пользовались съемной площадью. Но оставались верными искусству, хотя крайне сложно было работать с ощущением невостребованности и явно просматриваемого равнодушия. Конечно, были моменты, когда опускались руки, но отрезвляло понимание важности перенесения сложнейшего периода военного лихолетья на холст. Это был период, когда хотелось творить для истории, которая, как правило, с течением времени имеет обыкновение ссылаться на искусство. Всегда проще писать картины, на которых найдутся покупатели, но меня это всегда интересовало меньше всего. Оттого, что моя работа будет находиться в чьей-либо частной коллекции или у кого-то дома, в будущем невозможно будет судить обо мне как о мастере. Любому художнику важно, чтобы его творчество было всенародным достоянием и находило свое место в первую очередь в музее родного народа. Поэтому, если творчество художника отражает эпоху, современником которой он, собственно, и является, его произведения улавливают текущий момент и течение жизни, его творения должны быть всенародным достоянием».
Событиям начала 90-ых посвящена целая серия работ Лаврентия Павловича. «Хозяйка города» – образ одинокой кошки на фоне обезлюдевших улиц Цхинвала – образность Мастера возвращает и погружает нас в голодные и холодные 90-ые. Образ животного Мастер наполнил множеством красок, олицетворяющих боль, страх перед будущим и в то же время откровенной непоколебимостью позиции, граничащей с безумием, так характерных для каждого жителя Цхинвала, вопреки всему верящим в будущее своей страны. Тяжелым испытаниям начала 90-ых посвящены и другие работы Л.Касоева – «Красная полоса», «Реквием», «Сожженная яблоня» – в каждой из этих картин красной нитью проходит активная гражданская позиция художника, его духовная сила, сопричастность с эпохой. Вообще, несмотря на очевидную сложность начала 90-ых, Лаврентий Павлович считает эти годы самыми важными и знаковыми – именно тогда в блокадном полуразрушенном Цхинвале он заложил основу главному, по его собственному признанию, делу всей своей жизни. В сентябре 1991 года в военном Цхинвале открывается Лицей искусств. «Время основания Лицея совпало с периодом осложнения ситуации в Республике. Война спровоцировала и впоследствии обнажила множество негативных явлений, заметно пошатнулись годами формировавшиеся устои и принципы образования, – рассказывает Лаврентий Павлович. – Ведь в условиях, когда речь шла об элементарном выживании, эта сфера оказалась отодвинутой на второстепенный план. Параллельно серьезным испытаниям стали подвергаться культура и искусство. В одночасье стало рушиться то, что кропотливо создавалось на протяжении многих десятилетий. Долгие раздумья о том, что же сделать, чтобы культурная жизнь нашего народа окончательно не угасла, привели к появлению идеи о создании учебного заведения, которое бы взяло хотя бы часть груза ответственности за подготовку будущих кадров для сферы культуры».
Потом последовали поездки в Москву и Санкт-Петербург, знакомство с работой подобных учебных заведений. В итоге было решено параллельно с учебным процессом организовать три отделения – хореографическое, музыкальное и изобразительного искусства. «Работа на всех отделениях с первого дня показала хорошие результаты, – с удовлетворением отмечает Лаврентий Павлович. – Сразу же стало понятно, что это нужно и интересно детям. За основу было взято воспитательное воздействие нашей культурной среды, чтобы подрастающее поколение вбирало в себя нравственную силу. Путем непосредственного контакта с детьми на занятиях мы пробуждали их интерес к духовным и материальным богатствам культуры. И я считаю, что Лицей в этом плане со своими задачами справился – ведь именно здесь появилась возможность привития нашим детям любви к национальному искусству».
Лаврентий Павлович уходит от вопросов, касающихся проблем в работе юго-осетинского Лицея, которых на всем протяжении двадцатишестилетней истории было немало. «Главный итог нашей работы – наши выпускники, – отмечает директор, – если за эти годы мы смогли воспитать даже десять человек, которые, в наше время почти всеобщего равнодушия к сфере культуры, смогут стать реальными специалистами, то тогда, безусловно, со своей задачей мы справились. Я горд от успехов своих учеников. И Вадим Каджаев, и Мария Кокоева, и Карина Дзигоева будучи еще совсем молодыми, уже являются теми творческими единицами, которые популяризируют осетинское национальное искусство».
Еще про одного своего ученика, вполне успешного, Мастер скромно умалчивает. Между тем, сын Лаврентия Павловича, Алан, помимо безусловных достижений в области режиссуры и операторского искусства (Алан Касоев, известный теле- и кинооператор, режиссер, основатель интернет-канала «Иудзинад» – прим.ред.) является также весьма талантливым художником. Его графические работы были представлены и на персональной выставке работ Лаврентия Касоева, которая в конце октября с успехом прошла в Москве. «Отец – человек крайне спокойный, скромный, – говорит Алан Касоев. – Совершенно не любит внимания к себе, избегает лишней суеты, а, тем более, беспокоить кого-то. Быть его сыном всегда было сложно. Отец никогда не давал мне замечаний, ничему целенаправленно не учил. Он просто был рядом. Как пример, как эталон человечности и профессионального мастерства. Именно оттого и было сложно. Всегда хотелось соответствовать его жизненной и профессиональной планке. Я многому научился у него, но так и не стал претендовать на высокий уровень профессионального художника, поскольку уже с детства понимал, что быть лучше, чем отец, сложно. А быть его тенью как-то не хотелось. Потому и выбрал несколько другую творческую профессию, в которой все полученные под наставничеством отца знания тоже пришлись весьма кстати».
Лаврентий Павлович, помимо преподавательской деятельности, по-прежнему много работает, продолжая через искусство способствовать возрождению духовных ценностей осетинской культуры. «Я считаю, что Лаврентий Касоев – художник от Бога, – отзывается о своем старшем коллеге Председатель Союза художников РЮО Тамерлан Цховребов. – Мастер с абсолютным чувством цвета, тонко чувствующий композицию. Это талант, на мой взгляд, заложенный на генном уровне. Никакая Академия не может этому научить, если человек не талантлив по своей природе. Лаврентий Павлович, без преувеличения, гениальный живописец, Мастер, творчество которого знают и почитают далеко за пределами Южной Осетии. Очень много его работ в музеях России, в частных коллекциях. Наруках у него теперь лишь небольшая часть его огромного наследия. И безусловная личностная заслуга Лаврентия Касоева перед своим народом – это его ученики, поскольку, наверное, мало кто из наших современников может похвастаться таким количеством воспитанников. Его ученики и есть будущее национального изобразительного искусства. Его же главная характеристика – человек исключительный, миролюбивый, далекий от всевозможных подводных течений, так свойственных творческой среде».
Лаврентий Павлович Касоев – действительно, художник, который не может ограничивать себя определенными шаблонными рамками в творчестве, ведь каждая его работа, каждый штрих – отражение личной идеи, внутреннего мира, который всегда может удивить своей энергией и новыми приемами. Его семидесятилетний юбилей – это, конечно же, подведение определенных профессиональных итогов, но вместе с тем и обозначение новых высот, которые, несомненно, ему вновь покорятся. Так было всегда. Так будет и дальше.
Рада Дзагоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.