Летописец осетинской культуры
Живописное высокогорное селение Рук Южной Осетии. Суровые горы, крутые склоны, вечные ледники, холодные горные реки и родники. Кажется, именно эти пейзажи воспевали в своих бессмертных произведениях осетинские классики. В этом месте, расположенном, кажется на уровне неба, красота природы сливается воедино с непередаваемой атмосферой осетинского фарн и национальными истоками. И есть устойчивое ощущение, что именно здесь и только здесь сохранилась незримая связь с прошлым.
Сегодняшний Рук почти обезлюдел. Здесь доживают свой век редкие старожилы, так и не сумевшие переступить через чувство преданности к родному очагу. Они, вопреки современному мироустройству, остались здесь, чтобы охранять дух своей колыбели, своего родового села, из последних сил пытающегося отгородить свою чудодейственную энергетику от внешнего воздействия. Когда-то здесь бурлила жизнь. Здесь старшие воспитывали младших в духе взаимоуважения и национального агъдау, а младшие трепетно и благоговейно относились к наказам старших. Быть рукцем – уже само по себе носило в себе некий знак качества. И в воспитании, и в отношении к миру. Утонченностью, присущей горцам, выходцы из этого села были наделены в высшей степени. Это живописное место вскормило много выдающихся личностей, в разные эпохи составляющих цвет национальной культуры, литературы, образования, общественной жизни.
Здесь же в 1935 году родился профессор, литературный и театральный критик, публицист, неутомимый исследователь осетинской литературы Гацыр Гаврилович Плиев. В селении Рук, на фоне величия родового села, прошли его детство и юность. Жизнь в высокогорье всегда была сложной. Тяжелый быт, постоянная нехватка рабочих рук в домашнем хозяйстве, особенно в годы Великой Отечественной войны, заставляли горцев приобщать к труду детей с самых ранних лет. Семья Плиевых не была исключением, однако родители Гацыра, Габила Плиев и Гыгы Шавлохова, с самого детства прививали всем своим детям, а их в семье было восемь, любовь к чтению и наукам.
Впрочем, в выборе профессии на юного горца большое влияние оказала и среда, в которой он родился и рос. «Богатейшие речевые обороты наших предков, устное народное творчество, прекрасное знание традиций и обычаев своего народа, æгъдау во всех его проявлениях – все это формировало речь, язык, стиль общения моего поколения, – вспоминает Гацыр Гаврилович. – Сельская местность в те годы была густонаселенной, особенно в высокогорье. В то же время, в виду ее труднодоступности, жители осетинских сел имели своеобразную защиту от какого-либо воздействия других языков. Люди разговаривали только на родном языке и воспитывали своих детей в национальных традициях. Почти во всех селах были свои таурæгъгæнджытæ, знатоки фольклора, которые накопленные годами глубокие познания передавали младшим поколениям. В нашем ущелье тоже было много старцев, которые в совершенстве знали фольклор осетинского народа. Одним из них был мой отец. Он располагал достаточно глубокими знаниями о Нартском эпосе, рассказывал их, одновременно играя на хъисынфæндыр. Поэтому, интерес к национальной литературе, языку и фольклору со мной фактически с самого детства».
Окончив школу в своем родовом селе, Гацыр Гаврилович поступил на факультет осетинского языка и литературы Юго-Осетинскогопединститута. Пять лет обучения в ВУЗе были преисполнены множеством ярких запоминающихся событий. Жадный до учебы, молодой горец не обходил вниманием и другие стороны студенческой и общественной жизни. Принимал участие в работе научного кружка института, активно выступал с докладами на научных и студенческих конференциях. Кроме того, уже с первого курса его статьи публиковались в местной периодической печати – газете «Советон Ирыстон» и журнале «Фидиуæг». Его научные работы выходили и за стены родного ВУЗа – студента из юга Осетии слушали сверстники на конференциях во Владикавказе, Нальчике, Сухуме и других городах. К моменту окончания ВУЗа, на кафедре осетинского языка и литературы преподаватели уже приняли решение о будущем пути своего успешного студента – профессорско-преподавательский состав принял решение оставить его в институте в качестве преподавателя.
Лекции по истории осетинской литературы, осетинской детской литературы, фольклору, ораторскому мастерству, теории литературы – своими обширными и интересными знаниями Гацыр Гаврилович уже почти шестьдесят лет щедро делится со студентами. Его манера подачи материала индивидуальна и оригинальна, неповторимые образы из литературы на его лекциях оживают, а проводимые параллели заставляют прочувствовать ушедшие эпохи глубже и шире, ну а его удивительно красивую речь на туальском говоре хочется слушать бесконечно.
Параллельно с преподаванием в ВУЗе Гацыр Плиев не забывал и о научной деятельности. Он окончил заочное отделение аспирантуры Северо-Осетинского Научно-исследовательского института под руководством известных исследователей осетинской литературы, профессоров Бориса Алборова, Хадзыбатыра Ардасенова и Азы Хадарцевой. Позднее, в 1973 году, выпускник аспирантуры успешно защищает и диссертацию. В Тбилиси, в институте имени Шота Руставели его работа «Драматургия Давида Туаева» была высоко оценена комиссией по защите научных работ и молодому ученому было присвоено звание кандидата филологических наук. За этим, вполне закономерно последовали и ученые звания – новые научные труды стали основополагающими в присвоении звания доцента, а потом и профессора.
Сегодня научные работы Гацыра Гавриловича исчисляются сотнями, из которых десятки вышли отдельными книгами. В его статьях, научных работах, монографиях представлен фактически весь осетинский литературный олимп. Аксо Колиев, Темырболат Мамсуров, Коста Хетагуров, Сека и Цомак Гадиевы, Грис Плиев, Давид Туаев, Кудзаг Дзесов – публикации об этих и других выдающихся осетинских писателях уже много лет печатаются на страницах местной периодической печати и в сборниках научных статей Госуниверситета. Многие из этих работ вошли в книгу «Фæлтæртæ æмæ азтæ», которая представляет огромный интерес и является серьезным вспомогательным пособием для молодого поколения исследователей осетинской литературы и школьных учителей.
Впрочем, это не единственная книга автора, являющаяся вспомогательным пособием для преподавателей школ и ВУЗа. «Осетинская детская литература», «Хрестоматия по осетинской литературе для детей дошкольного возраста»,
«История осетинской литературы ХХ века», «Дороги жизни» – каждая из этих работ автора объемна, содержательна и представляет большую ценность не только для изучающих осетинскую литературу или работающих над вопросами ее развития, здесьмного нового и для тех, кто просто интересуется историей и становлением осетинской художественной словестности.
«Художественная литература – это, пожалуй, единственная дисциплина, которая дает не только знания, но и играет огромную роль в воспитании, формировании каждой личности, – считает Гацыр Гаврилович. – Поэтому осетинская литература занимает одно из главных мест в числе приоритетов развития нашей нации. В осетинской литературе, начиная от бессмертных произведений великого Коста и до литераторов-современников нашли отражение жизнеописание, быт, богатые обычаи, традиции народа, религиозные мировоззрения и т.д. И, безусловно, именно в соприкосновении с творчеством наших величайших классиков мы, их потомки, ненавязчиво приобщаемся к своим истокам, развиваемся духовно, обогащая при этом глубоко сидящее внутри каждого такое объемное понятие как «ирондзинад».
В центре внимания исследовательской деятельности Гацыра Плиева – неизвестные или малоизвестные факты из биографий многих наших писателей, их неопубликованные и не внесенные в учебные программы произведения.
Еще одним важным направлением деятельности Гацыра Гавриловича Плиева являются его статьи и исследования об истории национального театра. Его перо как будто оживляет в памяти образы несравненных артистов, оставивших яркий след в истории национальной драматургии. Соня Джаттиева, Гаврил Таугазов, Кадзах Чочиев, Нина Чабиева, Нина Чочиева – очерки об этих и других прославленных мастерах сцены были объединены автором в переплете одной книги, вышедшей в печати в 2011-ом году. «Ирвæдæны зиууæттæ» – в этом красочном иллюстрированном издании большая часть истории национального театра, отдельные рассказы об артистах, блиставших на сцене в 1956-64 годы и немного позднее, о драматургах тех лет, об успешных постановках и некоторых критических замечаниях к ним.
Гацыр Гаврилович уже много лет активно занимается подготовкой молодых специалистов. И деятельность его не ограничивается работой со студентами, в качестве научного оппонента он выступает на защитах диссертационных работ в аспирантуре Северо-Осетинского Госуниверситета. Профессор всю свою жизнь посвятил важнейшим вопросам развития литературы, осетинской духовности, культуры и пропаганде национальных традиций. Именно поэтому его не может не удручать сегодняшнее состояние современной осетинской литературы. «История национальной литературы, несмотря на очевидное богатство, фактически во все периоды была непростой. И в 30-ые годы, когда мы потеряли целое поколение талантливой молодежи, только начавшей свой путь восхождения на литературный олимп и уничтоженной кровавыми репрессиями, и в 40-ые годы, когда на фронтах Великой Отечественной мы недосчитались десятков своих литераторов, и уже в новое время, когда в довольно молодом возрасте один за другим ушли наши выдающиеся современники, произведения которых составляют основу современной осетинской классики, – рассказывает профессор. – Но всегда наша литература, образно говоря, перерождалась, появлялись новые имена, новые поколения щедро вдыхали в нее новую жизнь и развитие литературы было процессом непрерывным. Исключение составляют последние два десятилетия. В настоящее время в осетинской литературе наблюдается серьезный кризис и очень жаль, что мы как-то слишком равнодушно за этим наблюдаем». Он продолжает активно работать и на девятом десятке лет своей жизни, как будто пытаясь своим неустанным трудом привнести яркие краски в удручающую картину современной осетинской литературы и литературоведения. А еще Гацыр Гаврилович при первой же возможности едет домой, в Рук – туда, где сужаются границы между землей и небом, туда, где дышится и думается намного легче. Отсюда, как ему кажется, лучше обозримы все вершины Южной Осетии, служению которой он посвятил всю свою жизнь. И это пока не предел.
Рада Дзагоева
На фото: У могилы Васо Абаева: Н.Джусойты, Ш.Джигкаев, Ф.Таказов, М.Исаев, Н.Асаева, Г.Плиев и Л.Чибиров
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.