Музыкальный мир Кокион
Творчество Аллы Кокион способно разбудить в человеке только самые добрые, светлые эмоции и переживания. Каждая песня поражает искренностью исполнения. А после концертов волей-неволей заряжаешься позитивом на неделю вперёд. В этом году Кокион провела пятый музыкальный фестиваль в столице Алании, который, как обычно, не оставил равнодушных. В нашем городе так редко случаются подобные мероприятия, что они, без лишней лести, воспринимаются как глоток свежего воздуха. Сразу после фестиваля мы пообщались с музыкантом.
О музыке
– В детстве родители отдали меня в музыкальную школу на аккордеон, так как этот инструмент был у нас дома. Хотя, честно говоря, мне больше хотелось на фортепиано. Учёба давалась непросто, я недостаточно чувствовала игру. Наверное, понимала, что это не совсем мой инструмент. Промучилась четыре года и бросила. Но желание заниматься музыкой не отпускало, было ощущение, что чего-то не хватает. Через некоторое время уже по собственному желанию вернулась доучиваться.
После окончания решила поступать в музыкальное училище. Попала на первый урок к Тине Джандеровне. Она начала играть на аккордеоне, и с первого звука будто всё вокруг переменилось. Мне тогда было 15 лет, и я решила, что свяжу свою жизнь с музыкой.
Потом я начала заниматься гитарой. Дома у отца была старая гитара, но без струн. Когда-то давно он играл на ней еще в армии, и в детстве я часто представляла себе, как бы она могла звучать. Гитара словно родилась со мной, я еще в детстве брала ее в руки, фантазировала как играю, и уже тогда поняла, что это мой инструмент.
О первом выступлении
– Волновалась ли я перед своим первым выступлением?.. Это еще мягко сказано. Обычно свои песни я пела только близким друзьям. Мне тогда казалось, что они никому не могут быть больше интересны, да и с чего меня кто-нибудь станет слушать. В один прекрасный день друзья решили, что хватит мне петь самой себе в четырёх стенах, и просто поставили меня перед фактом: «Ты выступаешь на заседании «Аполлона». Сперва была в ужасе конечно, но выступила. После выступления, Элла Авагимова пригласила исполнить песни на её концерте, я не ожидала такого и сразу же отказала, приведя десяток отговорок. Но после ко мне подошла Тамара Николаевна Шавлохова и сказала простые слова, которые я до сих пор часто вспоминаю: «Это надо преодолеть». И я решила, что даже если в меня станут бросаться помидорами и выгонять со сцены, я должна попробовать. И не прогадала. Сейчас сцена для меня родное место, откуда я хочу делиться с миром самым прекрасным, что есть в моём сердце.
Осетинская поэзия
– К поэзии у меня отношение особенное. Из стихов рождается музыка, я могу читать стихотворение и с первых же строк услышать мелодию. Осетинский язык во всей своей красоте и музыкальности раскрылся для меня среди строк наших поэтов. Как можно им не восхищаться? Достаточно прочесть одно стихотворение Хаджеты или Азау, чтобы проникнуться языком, открыть для себя что-то важное. Или Алихан Токати, как он умудрялся в парочке простых строк вложить бесконечную гамму чувств? Это поражает до глубины души. Ахсар Джигкаев написал музыку на стихотворение Токати «Саутар». Когда я пою эту песню, я ощущаю, что в центре её гармонии есть место, которое сильнее самой смерти.
Всю свою жизнь человек находится в поиске себя, а то и вовсе в поиске смысла жизни. Кто-то обращается к древним мудрецам, медитации, йоге и так далее. Я нашла себя в осетинской поэзии, в осетинском Зармоне. Мне не нужно ехать в Индию за советами мудрецов и не нужно познавать основы йоги и медитации. Наоборот, мне самой хочется показать миру нашу культуру, рассказать о нашей культурной сокровищнице. Чтобы кто-нибудь из той же Индии захотел выучить стихотворение на осетинском. И ничего, что мы маленький народ. Это сейчас нас мало в сравнении. И нам есть что показать, главное для начала осознать это самим.
Осетинские инструменты
– Очень хочу открыть осетинские инструменты для наших детей. Пусть это распространится внутри семей. Пусть во всех домах будет дыууадастанон, хъисын фандыр, муку фандыр. Чтобы их звучанием традиционно сопровождался каждый праздник, каждое мероприятие. Звучание древних осетинских инструментов совершенно особенное, от них исходит настоящий осетинский «мон». Мне кажется, это очень важно в воспитании подрастающего поколения.
О фестивале
– В начале, это сложно было назвать фестивалем, так как выступала я одна. Всё началось с того, что мне просто хотелось поблагодарить молодых парней, которые воевали за нашу свободу в 1992 году. С детства у меня остались яркие воспоминания о жизнерадостных парнях, настоящих супергероях. И невозможно передать словами те чувства, что испытывал ребёнок, наблюдая за тем, как его Героев хоронят во дворе пятой школы. Я росла с мыслью, что, неважно каким образом, но когда-нибудь этот ребёнок сможет сказать им спасибо.
После того как у меня собралось 13 песен, я решила поделиться ими, поблагодарить Героев через своё творчество. У памятника Коста Хетагурову собралось человек двести, среди них были и ребята, которые воевали. Я сразу предупредила, что это не день скорби, это концерт благодарности. Все, кто сложил голову за нашу свободу, за независимость, будут среди нас, словно живые. И на самом деле было ощущение, что тут не двести человек, а тысяча. Атмосфера необыкновенная, никто не смел даже курить, мужчины выходили за сквер и курили там.
После были уже следующие фестивали. Я знала, что Цхинвал когда-то был культурным центром Осетии. Город, где жили и занимались творчеством Махарбег Туганов, Борис Галаев, где родились Козаты Исидор, Хаджеты Таймураз, сформировался «Бонварнон»... Неужели этот город может замолкнуть? Я не понимаю этого, и ещё не готова закрыть «книгу». Мне хочется сделать хотя бы маленький шажок к возрождению и возвращению былой культуры. Пусть хотя бы раз в год в городе звучит совершенно живая музыка, хоть акапельное пение. Это главное условие фестиваля.
В фестивале принимают участие музыканты, как с юга, так и с севера Алании. Они с удовольствием приезжают сюда и делятся своей музыкой. Каждый из них – это душа, это в музыке самое главное.
Изначально в организации фестиваля всё делалось на голом энтузиазме, было сложно и непонятно. Но меня очень поддерживали и поддерживают друзья, бесплатно ставят аппаратуру, делают афиши, распечатывают листовки, которые мы сами же расклеиваем. На телевидении и радио дают рекламные объявления и распространяют информацию. В прошлом году помогло Министерство культуры, в этом году помог Президент. Конечно непросто быть одновременно и организатором, и исполнителем.
Состояние осетинской культуры
– Наша культура сейчас переживает не самый лучший период. Всё настолько запущено, что не знаешь с какой стороны подойти. Безусловно, начать всегда лучше с собственных творческих кадров, с собственных сил. Должна быть возможность для развития, хотя бы минимальные условия. У нас много гениальных людей, творчество которых безмолвно и неизвестно. Например, у такого музыканта, как Сармат Дудаев, нет возможности дать сольный концерт. Хотя ему достаточно двух месяцев, для того чтобы подготовиться должным образом. Если бы он смог полностью посвятить себя творчеству, не отвлекаясь на работу. Яркий представитель осетинской песни – Анна Чочиева. Многие незнакомы с её творчеством, просто потому что людям негде услышать её песни. И подобных примеров более чем достаточно.
Чтобы изменить настоящее положение культуры, однозначно нужна помощь Правительства. Без развития культурных ценностей, без признаков культурной идентичности нельзя воспитать стойкость и чувство достоинства в сердцах подрастающего поколения.
Я часто слышу мнение о том, что наша культура не нужна миру. Мол, мы маленький народ, и большинству кажется, что она априори не может быть интересна широкому зрителю. Но дело тут совсем не в мире и не в культуре, а в нашем к ней отношении. Необходимо осознать, открыть для себя красоту и уникальность родной культуры, истории и языка, только тогда это будет интересно и постороннему человеку. Если мне близки песни на испанском и на английском, то неужели песни на осетинском не смогут тронуть чужие сердца? Много раз было так, что люди, которые не владеют осетинским, влюблялись в него через песни. И даже могли понять, о чём я пою. Это уже о многом говорит.
Не было ли желания бросить всё? Было. Но разве я могу? Видимо, у человека есть какая-то дорога, и ты просто не можешь иначе. Не можешь сойти со своего пути. Да и желание бывает мимолётное. Стоит увидеть восторг и интерес в детских глазах, как всё сразу забывается. Вспоминаю о простых работящих людях, которые через мои песни познакомились с осетинской поэзией. О людях, которые ещё не знакомы с творчеством наших поэтов. О тех, кто, не зная осетинского языка, может прочувствовать суть и смысл песни. И мне снова хочется делиться и отдавать.
Уалыты Диана
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.