27 марта – Всемирный день театра

5-04-2017, 15:12, Культура [просмотров 1982] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

27 марта – Всемирный день театраВесной 1931 года руководство Юго-Осетинской автономной области вынесло решение организовать на базе Цхинвальского драматического кружка профессиональный театр «Государственной драмы» и выделило для этого денежные средства. Театральная труппа в Южной Осетии существовала давно. Первый спектакль был дан в 1904 году в помещении сельской школы в селении Дзау. Осетинская театральная труппа работала и в Тифлисе. Поэтому кадров для национального театра было достаточно.

Для работы театральной труппы предполагалось отдать новое здание, которое строилось в столице автономии. В том же году газета «Хурзæрин» писала: «Заканчивается постройка в г. Цхинвал Дома крестьянина, на что по настоящее время правительством отпущено 135.000 рублей. Постройка эта, при крайней бедности города архитектурными памятниками, без сомнения, сыграет огромную роль не только в смысле укрепления города, но и в смысле политическом и культурно-воспитательном. Дом интересует не только Цхинвал и его районы, им интересуются крестьяне всей области».

Именно в помещении Дома культуры колхозника 29 июля 1931 года открылся первый сезон юго-осетинского государственного театра. В постановке художественного руководителя и директора театра Владимира Хетагурова шла пьеса С.Церетели «Лихорадка» в трех действиях. Роли в спектакле исполняли Иван Дзахов, Владимир Джиоев, Лидия Джиоева, Нина Чочиева.

Пьеса «Лихорадка» была из репертуара так называемых санитарно-просветительских театров. Такие коллективы разъезжали по всей стране и показывали просветительские спектакли по профилактике заразных заболеваний. И в этом спектакле показано преимущество лечения болезни медицинскими методами, а не средствами сельской знахарки. В те годы театр, как кинематограф и печатное слово, был средствомагитации и пропаганды новых жизненных реалий.

Впрочем, и само новое здание Дома культуры колхозника было олицетворением пропаганды новой жизни. В те годы разворачивалось активное колхозное строительство. Дело было новое, во многом добровольно-принудительного характера. Вот власти и старались повысить престиж колхозника в глазах населения. А что может быть более убедительнее, чем дом-дворец.

Собственно говоря, по внутренней архитектуре он больше напоминал кинозал. А ведь театральная зала предполагает партер, ярусы, лоджии, балконы. Тем не менее, в год окончания строительства это здание передается непосредственно молодому театральному коллективу во главе с В.Хетагуровым. И именно театральной постановкой 29 июля 1931 года начинается история юго-осетинского государственного театра.

Строительство велось как на средства государства, так и на частные пожертвования. При этом сбор денег проходил в очень интересной форме. Газета «Хурзæрин» регулярно печатала имена жертвователей. Например, известный осетинский врач В.Карсанов пожертвовав 50 рублей на строительство театра, обратился к своим знакомым через газету сделать то же самое, при этом каждого из них назвав поименно. Понятно, что после такого откровенного призыва мало кто бы решил отказаться. И это была традиция.

Надо отметить, что название у нового культурного заведения – Дом культуры колхозника – не было абстрактным. Действительно, значительную часть его постоянных зрителей составляли именно жители села. Одни были любителями театра, другим же посещение спектакля организовывалось в виде поощрения.

Понятно, что культура зрителя в те годы оставляла желать лучшего. В том же 1931 году один из зрителей с возмущением писал в газету: «Невозможно сесть на место согласно купленному билету. Каждый садится, где захочет. Как только открывается занавес начинается хождение в зале, порой шумное обсуждение актеров, некоторые даже приводят с собой маленьких детей…». Впрочем, было бы странным, если бы в зале находились исключительно утонченные театралы. Требовалось время для изменения мировоззрения людей новой эпохи.

Со временем драматический театр стал культурным, просветительским и досуговым центром Южной Осетии. Здесь не только ставились спектакли, но и работал коллектив государственного ансамбля «Симд», проводились торжественные и юбилейные мероприятия: от собрания по поводу открытия железной дороги до партийно-хозяйственных активов. Но более всего театр был центром развития искусств.

В театре работали такие корифеи национального искусства Осетии, как художник М. Туганов, создавший первые полномасштабные театральные декорации, композитор Б. Галаев, сочинивший музыку к ряду спектаклей. А роспись потолка и плафонов театральной залы художниками Б. Санакоевым и Г. Котаевым по мотивам «Сказаний о нартах» стала образцом национальной фресковой живописи.

Не обошлось и без экспериментов в оформлении самих театральных постановок. Так в комедии «Другие нынче времена» впервые в спектакле был использован новый постановочный прием – проекция кинофильма на сцену. В 1935 году при театре был сформирован собственный оркестр. 15 октября 1939 года юго-осетинскому театру было присвоено имя Коста Хетагурова.

Здание юго-осетинского театра одно из старейших в Южной Осетии, и одно из самых интересных в архитектурном исполнении. Особый интерес представляет фасад. Кажется, что в его архитектурных формах нет ничего оригинального. Колонны, башенки, ажурные балконы – обычные изыски архитекторов, присущие многим театральным зданиям. Однако отдельные детали придают фасаду уникальность. Прежде всего, сами башенки. Они стилизованы под осетинские башни. В горской башне было две архитектурные особенности: бойница и вход, расположенный высоко над землей, в который пробирались по приставной лестнице. Архитектор театрального здания, сделав частью фасада стилизованные осетинские башни, отразил и эти два элемента. Интересно, что строители даже сделали выступы, на которых обычно крепился деревянный парапет-площадка. В более позднее время при очередной покраске фасада эти выступы сбили, не понимая их декоративного назначения.

Башенок две, фронтон крыши рассчитан так, что внешне он напоминает гору, которая замыкает две эти башни. Кстати, даже арки над основным балконом напоминают ажурные пролеты Гуфтинского моста, построенного ранее. Получилась такая сообразная архитектурная перекличка двух наиболее узнаваемых символов Южной Осетии.

Здание театра возвели в 1931 году. Долгое время этот архитектурный шедевр одиноко возвышался на пустыре, на краю оросительного канала, пересекающего город Цхинвал. Однако успех воодушевил автора театрального здания Абгар Тер-Степнова на новые проекты. Этот талантливый архитектор был уроженцем г.Цхинвал и ему принадлежит авторство многих архитектурных зданий в столице Южной Осетии. При этом в каждом архитектурном проекте, он отражал определенное направление и эпоху. В архитектуре театра – осетинские национальные мотивы, в здании гостиницы «Ирыстон» – мотивы Зимнего дворца в Петербурге, в силуэте государственного банка по ул.Хетагурова греческие мотивы, стиль модерн – в архитектурном облике городской поликлиники.

В Южной Осетии в 20-30-х годах был не только расцвет искусства и литературы, но и архитектуры и строительства. Именно в этот период создавались известные архитектурные шедевры, которые могут войти в перечень мировых: юго-осетинский театр, Дом правительства, железнодорожный вокзал, Гуфтинский мост

Но это все прошлое. А в настоящем есть большая уверенность, что к своему дню рождения – 29 июля – Государственный театр Южной Осетии будет уже не на чужих задворках, а в родных стенах.

Коцты Х.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30