Сцена сквозь столетия
Во вторник, 14 февраля, выдающаяся актриса, поэтесса и общественный деятель Осетии Людмила Графовна Галаванова будет отмечать свой юбилей.
Когда я слышу, что тот или иной человек обладает многогранным талантом, мне почему-то представляется ограненный драгоценный камень. Обладателями подобного таланта становятся редкие люди. Причем, многообразие дарований встречается столь же редко, как и сам драгоценный камень. Но в отношении творчества Людмилы Галавановой (Галуанты) это сравнение справедливо: талантливая драматическая актриса, прекрасный поэт, общественный деятель…
На ее стихи сложено множество песен. Был выпущен авторский диск. За выдающийся вклад в развитие осетинской культуры и многолетнюю трудовую деятельность она удостоена многих почетных наград, среди них – Орден «Кады Нысан». Л. Галаванова – депутат Парламента РЮО первого и шестого созывов.
Тем не менее, Людмила Графовна в своей жизни всегда ставит на первое место театр. Действительно, ее заслуги перед осетинским театральным искусством неоспоримы. Галерея прекрасных и убедительных образов, созданных ею на сцене Юго-Осетинского Госдрамтеатра, стали образцом для молодого поколения актеров.
В газете «Советская Осетия» от 1 января 1988 года было опубликовано постановление Юго-Осетинского Обкома Компартии и Исполкома Совета народных депутатов о присуждении премии имени Коста Хетагурова за 1987 год. Лауреатами этой престижной награды стали Анатолий Жажиев, автор пьесы «Орешник не зацвел весной», Хасан Джусоев, режиссер-постановщик драматического театра, актеры, исполнители главных ролей в спектакле по данной пьесе Давид Габараев, Людмила Галаванова и Руслан Чабиев.
Галерея сценических образов Людмилы Графовны значительна и разнопланова. Есть в ней комедийные роли, есть роли в постановках, пронизанных духом социалистического реализма. Но полнее всего она раскрыла себя как драматическая актриса.
Театр для Людмилы Галавановой начался со школы-студии МХАТ, куда она поступила в середине пятидесятых. В коридорах студии она встретила и своего будущего мужа Алихана Тедеева, тоже студента. Там же столкнулась с еще неизвестным Владимиром Высоцким. «Я Володю смеющимся не помню. Мы с ним были на одном курсе. Он, правда, на год раньше меня окончил студию, ведь, в отличие от остальных, выпускники национальной осетинской студии учились пять лет, – вспоминает Людмила Графовна. – Мы тогда все были как одна большая семья. Практически жили во МХАТе. Я помню Володю с очень грустными глазами».
После возвращения в Цхинвал начинается ее сценическая деятельность, охватившая многие годы и спектакли. Историческая драма «Дон Карлос», где Л.Галаванова блестяще сыграла в дуэте с супругом, наполненные трагическим содержанием «Чермен» и «Гибель нартов», откровенная «Волчица», игривая «Странная миссис Сэвидж», ироничные «На каждого мудреца довольно простоты» и «Шахматы», везде она разная и одинаково талантливая.
В предлагаемых вашему вниманию архивных фотографиях всего лишь мгновения этих сценических перевоплощений. Всего лишь фрагмент времени, льдинки застывших эмоций, не дающих представления о пламени страстей и переживаниях большой сцены.
Людмила Графовна из тех актрис, которые потрясают зрителей высотой и правдой человеческой боли, радости и надежды. Она пробуждает самосознание зрителя, открывает смысл жизни человека, дает нравственные уроки, и не только сама душой дотрагивается «до звезд», но на какое-то мгновение дает это ощущение нам, зрителям, и тогда спектакль становится мерилом совести для зрительного зала.
Лично мне кажется, что главная роль всей жизни Людмилы Графовны – это образ матери Госамы в спектакле «Ныййарæджы кадæг» («Сказ о матери»). На прошедшем в Северной Осетии VII Международном фестивале национальных театров «Сцена без границ» актриса за эту работу была удостоена приза «Лучшая женская роль».
«Действительно, роль сложная. Мне уже скоро будет 80 лет, и воплотить сейчас этот образ на сцене оказалось особенно трудно, – делилась своим восприятием роли Людмила Графовна. – Эту роль я играла три раза в своей жизни – в 29 лет, в 50 и на пороге 80-летия».
Наверное, у каждого актера должен наступить тот возрастной порог, когда та или иная роль становится частью его самого. Несомненно, Людмила Графовна великолепно исполняла роль Госамы в предыдущие годы, но именно сейчас она слилась душой и телом со своим образом. И это неудивительно, ведь Людмила Галаванова 25 и 50 лет назад – это совершенно другой человек, нежели сегодня. Изменились не только люди, поменялась эпоха.
За последние годы через ее сердце прошли бури грузино-осетинского противостояния, гибель сынов Осетии, неимоверные лишения блокады и годы неопределенности. И та тема, которую она играла на сцене в спектакле «Сказ о матери», была, кажется, взята из окружающей ее реальности: немецкий фашизм перекликается с грузинским фашиствующим национализмом, сыновья, уходящие на фронт – это проводы защитников Цхинвала на позиции, похоронки – черный вестник о гибели юных парней на Присских высотах. И кажется, что на сцене говорится не о том, что случилось в далекие 40-ые годы прошлого века, а о том, что произошло всего несколько лет назад в залитой кровью Южной Осетии.
И уже на сцене видишь не Госаму, угасающую в скорби по своим погибшим сыновьям, а саму Людмилу Галаванову, проживающую снова и снова каждый день борьбы нашего народа за свою свободу и независимость. Борьбы, в которой она не была сторонним наблюдателем.
Людмила Графовна, как актриса, тонко чувствует драматургический материал. Со многим в прочтении режиссеров она была не согласна, многое хотела бы изменить в сюжетной канве литературных источников. Очевидно, желание написать материал так, как она видит литературное произведение для театра, и подвигло ее на создание нескольких пьес.
По ее пьесам поставлены спектакли на юго-осетинской сцене. Первая – «Сыст æмæ хсынк» – это осовремененное произведение для детей по мотивам народной сказки. Вторая – драма «Райская дорога в ад». Своего режиссера ждет третья пьеса – историческое повествование «Аланская мать».
14 февраля Людмиле Графовне Галавановой исполняется 80 лет. Прожитые годы берут свое. И порой сердцем овладевает печаль и беспокойство о том, что сделано мало: недолюбила, недосказала… Кажется, что наступает осень жизни, которую сменит бесконечная зима. Об этом проникновенные строки Людмилы-поэтессы:
День стал короче. Вечер. Я одна…
И солнце жизни катится за крыши.
И осень за окном уже видна,
И листопад души моей чуть слышен.
Но мы знаем, что за грустной осенью и студеной зимой наступает весна, где пространство захватывают озорные солнечные зайчики – наши дети и внуки. И, конечно же, теплые воспоминания о театральных ролях, каждая из которых как отдельно прожитая жизнь.
Роберт Кулумбегов
Фото из архива газеты «Республика»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.