Скифские личные имена по древним источникам. (Часть I)

19-12-2015, 17:46, Культура [просмотров 10156] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Скифские личные имена по древним источникам. (Часть I)Впервые «иранскую гипотезу скифов» окончательно доказал на богатом историко-лингвистическом материале В.Ф. Миллер. Впоследствии, более глубокое и всестороннее изучение скифо-сарматских наречий и говоров, начатое В.Ф. Миллером, продолжил В.И.Абаев. При этом ключом к решению проблемы в руках у исследователя послужила ономастика, сохранившаяся в надписях греческими буквами, расшифрованная в основном благодаря сопоставлению с осетинским языком. При этом личные имена, как известно, составляют важнейшую часть антропонимии любого языка.

Мы предлагаем вашему вниманию краткий перечень скифских личных имен, взятых из различных древних источников и эпиграфических памятников Северного Причерноморья, которые собрала воедино в одной из своих научных работ младший научный сотрудник Юго-Осетинского Научно-исследовательского института им. З.Ванеева Людмила Хачирова. Предлагаемый научный труд печатается в сокращении.

Абавх – имя скифа в диалоге греческого писателя II в. н.э. Лукиана «Токсарид или дружба». В пяти новеллах этого диалога Лукиан красочно повествует о дружбе скифов-побратимов. В одной из новелл речь идет о поступке скифа Абавха, который пожертвовал своей семьей ради спасения жизни своего друга Гиндана. В то время Абавх со своей семьей, состоящей из жены и двух малолетних детей, проживал в городе борисфенитов. Вместе с ними находился и тяжелораненый Гиндан. Однажды в их доме вспыхнул пожар, и так случилось, что Абавх успел спасти своего друга, но потерял в огне жену и детей. Когда впоследствии кто-то упрекнул Абавха за то, что он бросил родных, а в первую очередь вынес Гиндана, тот ответил: «Детей мне легко снова приобрести, да и неизвестно еще, были ли бы они хороши, а другого такого друга как Гиндан, который много раз доказывал мне свою любовь, я не нашел бы в течение долгого времени».

Абарид (Абарис) – имя полулегендарного гиперборейского (скифского) мудреца. Геродот первым из древних писателей упомянул о Абариде и сообщил, что он «был гипербореем и странствовал по всей земле со стрелой» знал «учение о природе и о богах» и имел «способности предвидения с помощью науки чисел». Об Абариде также писали Платон (диалог "Хармид”), Диодор Сицилийский ("Историческая библиотека”, II, 47), Гераклид Понтийский (диалог "Абарид или о душе”) и некоторые другие античные авторы. В произведениях Гераклида приведен список теологических и мифологических сочинений, приписываемых Абариду. Надо также добавить, что для древних греков понятия гипербореец и скиф были равнозначными. Многие античные писатели, как например, Страбон прямо называли Абариса скифом: «Анахарсис, Абарис и некоторые другие скифы пользовались большой славой среди эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты своего племени: любезность, простоту, справедливость».

Авасий – это скифское имя можно прочесть на надгробной плите, найденной наразвалинах Пантикапея. Языковед Л. Згуста включил это имя в перечень скифских личных имен Северного Причерноморья, обладающих надежной «иранской» этимологией, считая, что оно произошло от авест. слова avah. Надпись на плите датируется первой половиной IV в. до н.э., что свидетельствует в пользу скифского происхождения имени Авасий.

Авх – персонаж поэмы римского поэта I в. н.э. Валерия Флакка «Аргонавтика»: «…Авх, пришедший с единодушными тысячами, выставляет напоказ киммерийские богатства; у него издавна белые волосы, прирожденный знак, пожилой возраст уже выставляет простор на голове; обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной головы две повязки». Д.С. Раевский утверждает, что в своей поэме Флакк использовал имена, сюжеты и мотивы, взятые из скифской легенды, восходящей к независимому от Геродота несохранившемуся источнику. Э.А. Грантовский показал, что Авх соответствует родоначальнику авхатов Липоксаю из легенды, записанной Геродотом.

Агар – имя этого скифского царя упоминает Диодор Сицилийский. В 310/309 гг. до н.э. на Боспоре вспыхнула гражданская война, вызванная борьбой за престол между сыновьями умершего боспорского царя Перисада. На стороне законного наследника Сатира против его брата Евмела воевал большой отряд скифских наемников. Когда Сатир умер от ран, трон попытался наследовать третий брат Притан. Однако он потерпел неудачу, бежал на азиатскую сторону Боспора и был убит. Евмел, захватив Пантикапей, приказал убить всех родственников своих братьев. Избежать гибели удалось только сыну Сатира Перисаду, который верхом добрался до скифского царя Агара, где и нашел убежище. Из повествования Диодора следует, что ставка Агаранаходилась недалеко от Пантикапея, видимо, в пределах Крыма.

 

Агафирс – согласно легенде о происхождении скифов, рассказанной Геродоту понтийскими греками, Агафирс был старшим из трех сыновей Таргитая (Геракла), рожденных ему змееногой девой, обитающей в лесной стране под названием Гилея. Младших братьев звали Гелон и Скиф. От Агафирса впоследствии произошел народ агафирсов. Род Агафирса заселил Прикарпатье, где проживали катиары-акатиры-агафирсы.

Акроса (Akrosas) – царь скифов в Добрудже. Во II в. до н.э. царь Акросачеканил свою монету в греческих городах-колониях Томы и Одесс.

Амизок – имя скифа в диалоге Лукиана «Токсарид или дружба». Два скифа – Амизок и Дандамис, заключили друг с другом договор о дружбе с великой клятвой о том, что они в случае надобности, умрут один за другого. Так случилось, что на их землю напали савроматы, и Амизок оказался в плену. Дандамис, узнав это, пробрался в стан неприятеля и попросил у главного савроматского начальника освободить своего друга. Тот потребовал в качестве выкупа его глаза. «Дандамис тотчас же позволил выколоть их; когда они были выколоты и савроматы таким образом получили выкуп, Дандамис взял Амизока и пошел назад, опираясь на него… Однако Амизок не захотел долее оставаться зрячим при слепоте Дандамиса и ослепил самого себя».

Анахарсис – скифский царевич, сын Гнура, внук Лика, правнук Спаргапифа, брат Савлия, дядя Идантирса. Родился около 625 г. до н. э. в скифской местности недалеко от греческой Ольвии. В то время, когда Анахарсиспокидал родные берега, чтобы направиться в Элладу, город Ольвия только зарождался. Около 600 г.Анахарсис, будучи в Афинах, близко сошелся с политическим деятелем, реформатором и поэтом Солоном. Греки полюбили Анахарсиса и считали его одним из семи самых мудрых людей. По возвращению в Скифию Анахарсис был убит своим братом Савлием. Правящая династия, к которой принадлежал Анахарсис, правила Старой Скифией.

Кстати, Геродот, посетивший родные места Анахарсиса через полтора века после его смерти, с удивлением отметил, что скифы, в отличие от греков, забыли своего замечательного земляка: «…скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи».

Апи – скифская богиня. О ней известно то, что Геродот в своем скифском рассказе отождествил ее с греческой Геей. В греческой мифологии Гея – это мать-земля, одна из четырех первооснов мира (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), игравшая важнейшую роль в процессе создания мира в целом.

Сам факт отождествления Геродотом скифской богини Апи с греческой Геей дает основание для предположения, что Апи в скифской мифологии исполняла роль праматери всего живущего и являлась олицетворением Великой богини-матери, культ которой был достаточно распространен во многих архаических обществах.

По мнению ряда ученых, нимфа, дочь реки Борисфена, родившая от Зевса (Папая) скифского первочеловека Таргитая, является одним из воплощений богини Апи. Еще одним воплощением этой богини, согласно другой версии скифской легенды, является змееногая дева, вступившая в связь с Гераклом и родившая от него трех сыновей – Агафирса, Гелона и Скифа.

В скифских курганах обнаружено множество изображений женского божества, верхняя часть которого имеет женский облик, а нижняя имеет вид сложной пальметты с разведенными в разные стороны концами. На некоторых изображениях эти концы являются растительными побегами, а на других изображениях они трактованы в виде змей. По мнению многих специалистов, на этих памятниках изображена богиня Апи.

Л. Згуста увидел в имени скифской богини Апи почтительное обращение «мать». Это предположение подкрепляется тем, что в ряде тюркских наречий «апай» – это мать, матушка. В.И. Абаев производит имя Аπί от древнеиранского āpi – вода, увязывая это с тем, что легенда о союзе неба с водой (а не с землей) была стойкой мифологической традицией скифов. В гимнах Ригведы (VII 47, 49; X 9, 30) можно найти упоминание о молодых женщинах, олицетворяющих космические воды. Имя их – Апас.

Арга – имя молодой гиперборейской женщины, посещавшей со своей подругойОпис храм Аполлона в Делосе. В результате злодеяния обе девы были умерщвлены и захоронены на Делосе. Интересна близостью имени Аргас теониом Аргимпаса и с именем скифского царя Аргота.

Аргимпаса – скифская богиня. Геродот отождествлял Аргимпасус греческой Афродитой Уранией. Функции Аргимпасы в скифском пантеоне и этимология ее имени не вполне ясны. В.И. Абаев предлагал читать это имя как «Артимпаса» и сопоставлял его с известным из Авесты именем богини Арти. Такое сопоставление позволяет трактовать Аргимпасу как богиню судьбы и счастья. Вместе с тем, в Греции Афродита Урания известна как богиня плодородия, любви и красоты; так на греческих изображениях она предстает в виде обнаженной молодой женщины. В Скифии с культом Аргимпасы (Афродиты) был связан институт женоподобных гадателей-энареев.

Аргот – скифский царь. В 1999 г. в Неаполе Скифском (Палакии) была обнаружена надгробная надпись: «…много-славному Арготу от повелителя Скифии…». Гробница Арготабыла воздвигнута Скилуром в 130-х годах до н.э. Местоположение гробницы прямо перед порталом царского дворца свидетельствует о том, что Скилур придавал этому монументу большое значение, чтя тем самым память своего выдающегося предшественника, сыгравшего, очевидно, немалую роль в жизни Скифской державы. Это дает основания предположить, что Арготбыл царем Крымской Скифии непосредственно перед Скилуром. Коме того, в пантикапейской надписи Корпус боспорских надписей-75 встречается упоминание о Камасарии, жене покойного царя Перисада III, а также о некоем Арготе, втором супруге Камасарии. Из этой надписи следует, что овдовевшая боспорская царица вступила в повторный брак с представителем правящего дома скифского государства. Между тем, Ю.Г. Виноградов утверждает, что был еще один скифский царь с именем Аргот, а именно, отец царя Ариапифа и дед знаменитого Скила. Именно Аргот был первоначальным владельцем перстня Скила, обнаруженного недавно.

Ариант – скифский царь, по приказу которого изготовили огромный котел вместимостью 600 амфор. Этот котел был изготовлен из наконечников стрел, якобы для того, чтобы оценить число жителей в Скифии. Вот что об этом писал Геродот: «В этой местности (у верховий Гипаниса – Буга) стоит медный сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт. Кто не видел этого сосуда, тому я его опишу: он свободно вмещает 600 амфор, а толщина этого скифского сосуда шесть пальцев. По словам местных жителей, сделан он из наконечников стрел. Один скифский царь, по имени Ариант, пожелал узнать численность скифов. Он приказал для этого всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Тогда скифы принесли такое множество наконечников, что царь решил воздвигнуть из них себе памятник: он повелел изготовить из наконечников этот медный сосуд и выставить в Эксампее». По расчетам А.Н. Щеглова, для отливки котла указанных размеров скифам потребовалось от 3,5 до 15,5 миллионов наконечников.

Ариапиф – скифский царь, который правил скифами Побужья и Поднепровья с 490 по 470 г. до н.э. Возможно, что Ариапиф был сыном или внуком Идантирса. Ариапиф воевал с Тересом I, царем Фракии, затем женился на его дочери и имел от нее сына Октомасада. Старший сын АриапифаСкил родился от жены-истрянки. Третий сын Орик был от скифянки Опии. Ариапиф погиб сорокалетним в 470 г. до н.э. от рук Спаргапифа – царя агафирсов. Вообще, в скифском языке слово аrya – арийский, ариец засвидетельствовано как составная часть личных имен. Так, имя скифского царя Ариапифа с помощью индоиранского arya-paićas может быть прочитано как «имеющий арийский облик». Значение скифского имени Ариант со ссылкой на древнеиранское «arya-vant» может быть понято как «ариеподобный».

Арих – это имя читается на монетах, выпускаемых в Ольвии в 460-425 гг. дон.э. Ю.Г. Виноградов считал, что данное имя имеет скифское происхождение. В свою очередь Ю.А. Алексеев высказал мнение об идентичности имен Арих иОрик. По сообщению Геродота, Орик был младшим сыном скифского царя Ариапифа; у него было два сводных брата Скил и Октомасад. Возможно, что именно Орик стал скифским царем после смерти Октомасада. В аком случае время предположительного царствования Орика соответствует периоду выпуска монет с надписью Αριχος. Р. Исмагил высказал предположение, что Орик мог быть отцом известного скифского царя Атея.

Арпоксай – средний сын Таргитая, родоначальниккатиаров и траспиев. Геродот утверждал, что катиары входили в состав сколотов. В имени Арпоксай можно прочитать Арп, Карп (отсюда Карпаты). Катиары трансформировались в акатиров-агафирсов и заселили Прикарпатье. Род траспиев дал линию траспии-траки-фракийцы. Грантовский Э.А. вслед за Ж. Дюмезилем предположил, что паралаты, авхаты, катиары и траспиии представляли собой не этнические, а сословно-кастовые группы скифского общества. Паралаты суть воины и цари, авхаты – жрецы, катиары и траспии – земледельцы и скотоводы. По толкованию В.И. Абаева первая часть имени Арпоксай содержит корень arp, сохранившийся в древней форме ираноязычного названия Днепра - Δαναπρις (глубокая река). Имя Арпоксайон трактует как «владыка глубин».

Арсаком – персонаж диалога Лукиана Самосатского «Токсариc или дружба». Произведение Лукиана включает пять новелл, повествующих о скифской мужской дружбе и побратимстве. В одной из новелл главными героями выступают скифы Арсаком, Лонхат и Макент, связанные друг с другом клятвой побратимства. Арсаком, сын Марианта отправился к боспорскому царю Левканору для сбора дани. Увидев его дочь, он влюбился и решил посвататься. Однако она была отдана в жены более богатому и знатному… Посчитав себя кровно оскорбленным, Арсакомнаправился к своим друзьям – Макенту и Лонхату. «Он рассказал своим друзьям, как был опозорен царем и осмеян на пиру… Итак, – сказал Макент, – как же нам поступить в настоящем случае? Разделим между собой дело мести, – ответил Лонхат. – Я обещаю Арсакому принести голову Левканора, а ты должен возвратить ему невесту…».

Асар – скифское имя, которое было прочитано на стеле, найденной в гробнице в боспорском городе Нимфее. Надпись датируется второй половиной V в. до н.э., что исключает ее сарматское происхождение. Из надписи следует, что Асар был сыном Атака. В.И. Абаев включил это имя в свой Указатель скифских имен и названий. Имя Асарможно также обнаружить в перечне Л. Згуста, куда он включал варварские имена Северного Причерноморья с надежной «иранской» этимологией. Фасмер указал на возможность происхождения этого имени из авестийского: sarah – голова.

Аспамизар – скифское имя, прочитанное на надгробной плите III в. до н.э., найденной на развалинах некрополя Пантикапея. Л. Згуста также включил его в перечень варварских причерноморских имен с надежной «иранской» этимологией. Он предположил, что это имя произошло от авест. aspa – лошадь.

Атей – царь скифов, который на рубеже IV–V вв. до н. э. создал сильное скифское царство в нижнем Побужье и нижнем Подунавье. Атей родился в 429 г. до н.э. Завоевал области Фракии, лежащие за Истром и организовал скифское царство в Добрудже. По сообщению Помпея Трога, Атей обещал Филиппу, македонскому царю, усыновить его и сделать наследником Скифского царства, однако поссорившись с ним, заявил, что «ему не нужен наследник при жизни сына». Может быть, в связи с этим, а скорее всего в силу других объективных причин, в конце своей жизни Атей много воевал с македонцами. В 339 г. в возрасте 90 лет убит в сражении. Существует мнение, что прах Атеяпокоится в известном «царском» кургане Чертомлык.

Бастак – это имя прочитано на мраморной стеле, найденной в развалинах Пантикапея. Надгробная надпись сообщает о смерти Бастака сына Сморда и датируется IV в. до н.э. В.И. Абаев включил имя Бастак в свой Указатель скифских имен и названий. Он предположил, что этимология этого имени может быть связана с др. инд. upasta – место. Л.Згуста также включил это имя в число варварских причерноморских имен с надежной «иранской» этимологией. Следует отметить, что скиф с именами Баст выступают в качестве персонажа в диалоге Лукиана Самосатского «Токсариc или дружба».

Гелон – персонаж скифского генеалогического мифа. Брат Агафирса и Скифа, Гелон был сыном Геракла (идентичного Таргитаю) от его брака с змееногой девой – богиней-хранительницей скифской местности Гилея. Когда Гелон и его старший брат Агафирс достигли совершеннолетия, они были вынуждены покинуть Скифию, потому что не справились с испытаниями, предложенными их отцом, а именно, не сумели натянуть отцовский лук и опоясаться его поясом. Гелон, покинув родину, стал родоначальником народа гелонов.

Дандамис – имя скифа в диалоге Лукиана «Токсарид или дружба». Исследователи творчества Лукиана отмечают, что этот диалог наполнен множеством бытовых подробностей из скифской жизни, которые не могли быть простой выдумкой писателя. Для своих персонажей Лукиан также брал бы подлинные скифские имена. Имя Дандамис созвучно названию скифского города в Крыму Дандака.

 

Дарапс – персонаж поэмы Валерия Флакка «Аргонавтика». Дарапс – третий сын Юпитера (Зевса или Папая) от его брака с змееногой нимфой, дочерью реки Борисфен. В поэме Флакка читаем: «Дарапс, страдавший от раны, полученной в Ахемененской битве, послал на войну Датия…». Д.С. Раевский предположил, что в ткань поэмы Флакка вплетены имена, сюжеты и мотивы, связанные со скифской генеалогической легендой. Он заметил, что отрывок поэмы Флакка восходит к независимому от Геродота несохранившемуся источнику и обосновал тождество Дарапса родоначальнику траспиев Арпоксаю.

Зариакс – царь скифов в Добрудже в I в. до н.э.

Идантирс – царь, возглавивший европейских скифов в войне с персами в 514 г. до н.э. Представитель древней династии скифских царей, правивших в Северо-Западном Причерноморье, Идантирс приходился внуком царю Гнуру, его отцом был Савлий, а его дядей – блестящий Анахарсис. Во время царствования Идантирсаевропейским скифам пришлось пройти через самое серьезное испытание из тех, что выпадали на их долю за почти тысячелетнюю их историю. Дарий I, царь могучей персидской державы, раскинувшейся от Индии до Египта, собрав невиданное для тех времен войско, пошел на них войной. Скифы не дрогнули, а выстояли и победили. В ходе краткой двухмесячной компании, не понеся серьезных потерь, скифы рассеяли по степи и уничтожили практически все персидское войско, благодушно дав возможность их царю с позором бежать за Истр. Блестяще выполненная военная компания против грозного и непобедимого царя царей тогдашнего мира стала самой яркой страницей скифской истории. Через десять лет после скифской победы против персидского владычества восстали греческие города в Малой Азии и началась знаменитая 50-летняя греко-персидская война с битвой при Марафоне и сражением 300-х спартанцев. Геродот, вдохновленный идеей сохранить для потомков событий греко-персидского противостояния, посетил Скифию, чтобы на месте лучше уяснить обстоятельства скифской победы, воодушевившей греков. К тому времени, после Идантирса уже царствовал его сын Ариапиф, а после и внук Скил. Скифы не умели записывать свои предания, но были великолепными рассказчиками. Остается сожалеть, что Геродот не знал скифского языка и во время поездки в Скифию слушал только пересказы местных греков.

(продолжение в следующем номере)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно