Осетинский хæдзар как модель воспроизводства и функционирования традиции в современном обществе

20-11-2015, 16:19, Культура [просмотров 3269] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Осетинский хæдзар как модель воспроизводства и функционирования традиции в современном обществеАнализ исторического опыта народов Северного Кавказа показывает, что в хо-де включения в российское административное, правовое, социокультурное и хозяйственное пространство традиционные культуры проявили жизнеспособность, основанную на глубинных уровнях этнического мироощущения и сознания. Самообновленческие функции этнической культуры обеспечивают ее адаптацию к новым экономическим и социальным условиям, а социально-культурный опыт многих поколений позволяет ставить вопрос о перспективах функционирования этнических традиций в современном обществе, их адаптации к процессам глобализации и модернизации. Весьма продуктивными в этой связи представляются исследования локальных объектов традиционной культуры – выявление первичного пласта, тенденций его развития, результатов внешних влияний и следов адаптивных практик, функционирование в современных реалиях.

В качестве такого объекта представляется хæдзар – явление современной городской повседневности, капитальное строение во дворе многоквартирного дома или нескольких домов, центр общественной жизни соседских сообществ, ставший формой кристаллизации культурной традиции, ее адаптации к современному быту.

Современный хæдзар аккумулировал функции и свойства нескольких традиционных институтов – общинного схода Ныхас, кунацкой уазæгдон, кладовой къæбиц, летней кухни под распространенным названием хæдзар – и приобрел новые социальные задачи.

Будучи важнейшим объектом материальной, социальной и духовной традиционной культуры осетин, хæдзар возник в глубокой древности. Многозначный термин означает главное жилое помещение, весь комплекс жилых и хозяйственных построек, хозяйство всей семьи, а также всю семью или семейную общину.

Хæдзар был тем местом, где рождался и рос человек, где проходили все важнейшие события и обряды жизненного цикла – первое укладывание ребенка в люльку, напутственные молитвы отправляющихся в дорогу членов семьи, свадебные церемонии с трехкратным обхождением вокруг очага, обычаи и обряды похоронно-поминальной культуры и др. Как символ единства и неразрывности семейных уз, хæдзар в родительском доме оставался местом совершения религиозных и семейных обрядов, ритуальных жертвоприношений и вознесения молитв даже после семейных разделов.

Отмеченная многими исследователями сакральность хæдзар’а в мировоззрении осетин породила многочисленные суеверия и предохранительные магические практики. Нельзя было нанести осетину большего оскорбления, чем наградить бранными словами его жилище.

Появление первых городских хæдзар’ов относится к 70‑80‑м гг. ХХ в., когда началось строительство многоквартирных домов, которое сопровождалось миграцией большого числа сельского населения в город. В указанное время жизнь хæдзар’ов была не столь активной, во многих дворах не было специальных построек, для обрядовых нужд использовались гаражи, а застолья проходили в квартирах. В центре города, где получала квартиры городская интеллигенция, по понятным причинам не было открытой обрядовой жизни и, соответственно, надобности в хæдзар’е. Свадьбы, похороны, поминки и праздники, как правило, проводились в родных селениях, коллективные застолья – в квартирах.

Широкое распространение хæдзар получил со второй половины 80‑х гг., когда строились новые микрорайоны, в которых активно поселялись горожане «первого поколения» – недавние выходцы из сельской местности. Они принесли в город традиции организации обрядовой жизни и пытались приспособить их к новой среде обитания. Впоследствии хæдзар’ные практики распространились и на центр города.

Благоустройство хæдзар’а зависит от сплоченности и материальных возможностей соседского коллектива. Как правило, хæдзар делится на кухню-кладовую и помещение с посадочными местами, количество которых доходит до 300‑400. Воспроизводится и традиция соседской общины иметь коллективную собственность, в частности утварь, необходимую для организации общественных пиров.

Обязательным атрибутом хæдзар’ного интерьера стало изображение Уастырджы – особо чтимого небожителя осетинского пантеона, покровителя мужчин, воинов, путников. В некоторых дворах зал украшают репродукцией известной картины «Пир нартов» Махарбека Туганова. На полотне изображены герои-богатыри осетинских сказаний, а также знаменитая чаша Уацамонга, которая считалась у нартов мерилом совести и символизировала изобилие и душевное богатство.

Жизнь современного хæдзар’а делится на обрядовую и повседневную. Обрядовая включает проведение праздничных и поминальных мероприятий. Соседским сообществом коллективно отмечаются такие популярные праздники как Джеуæргуыба и Хетæджы бон. Джеуæргуыба – самый значимый в круглогодичном цикле праздник, устраивавшийся в течение недели после окончания сельскохозяйственных работ; ключевым моментом праздника является ночь с понедельника на вторник, посвященная Уастырджы. В настоящее время праздник признан календарным в обеих частях Осетии. Хетæджы бон – летний праздник, посвященный легендарной личности Хетагу. Праздничные торжества устраиваются в складчину, столы накрываются в хæдзар’е, там же готовятся ритуальные мясные блюда.

В среде малосостоятельных горожан в хæдзар’е проводятся и свадебные торжества. Зачастую и высокобюджетные свадьбы после ресторанов продолжаются в хæдзар’е, где накрываются столы для соседского сообщества. Традиционная трапеза в случае ритуального заклания «сæр æмæ бæрзæй» (шея и голова), включающая престижно-знаковый комплекс (голову, шею и лопаточную часть), как правило, проходит на второй день после основного застолья и предназначается не столько для старших, как диктует традиция, сколько для мужского коллектива хæдзар’а.

Соседский социум берет на себя организацию поминальных мероприятий. Появившаяся в среде интеллигенции практика проведения поминок в кафе и ресторанах не находит поддержки у большинства горожан и даже вызывает чувства обиды у хæдзар’ного сообщества, которое воспринимает это как недоверие к себе и совершенно не воспринимает в качестве объяснений желание освободить соседей от забот.

В повседневной жизни хæдзар объединяет людей среднего и старшего поколения, главным образом, мужчин – пенсионеров или неработающих. Значительное число последних можно считать одним из главных условий возрождения этой традиции. Для них хæдзар является основной формой проведения досуга, способом самореализации, обеспечения психологического комфорта.

Существуют и альтернативные оценки роли хæдзар’а в нашей жизни. Игры в шахматы, нарды,карты и другие развлечения часто сопровождаются застольями с употреблением спиртных напитков, что вызывает крайне негативную реакцию женской половины соседского сообщества, представители которого даже обращаются в официальные инстанции и в средства массовой информации с требованием «запретить» хæдзар’ы. Раздаются и голоса о вреде этого института для молодого поколения, которое может копировать взрослые развлечения.

Впрочем, гораздо громче звучат голоса в поддержку хæдзар’а, в котором молодые люди наблюдают исполнение традиции, слушают мудрые молитвословия, получают этнографические знания. Социологические исследования показали весьма трепетное отношение молодежи к участию в традиционной обрядовой жизни, которое обусловлено его осознанием как ценности инструментального характера, необходимой для публичного подтверждения своей этничности.

Как указывалось выше, современный хæдзар унаследовал некоторые традиции ныхаса как органа самоуправления, решавшего вопросы общественной жизни. Наряду с функциями обеспечения обрядовой жизни и внутриобщинной консолидации, хæдзар становится открытой площадкой для диалога общества и власти – исполнительной и законодательной. Жизнь этой площадки особенно актуализируется во время предвыборных компаний, когда кандидаты в депутаты апробируют свои программы на территории избирательных округов, принимают просьбы и пожелания своего электората, значительная часть которых касается благоустройства хæдзар’ов и прилегающих территорий.

В Республике Южная Осетияхæдзар также является приметой городской жизни и распространен в г. Цхинвале, где преимущественно используется для исполнения обрядовой функции. Здесь проходят ритуальные мероприятия, связанные с поминальной традицией: первые допогребальные поминки æхсæвæр и все последующие обряды годового цикла, особенно пасхальные застолья для ушедших мæрдты Куадзæн. В зависимости от размеров хæдзар’а здесь могут проходить 40‑дневные и годовые поминки. Так, в крупных микрорайонах Цхинвала «Целинников», «Жилмассив», «Гафез» есть хæдзар’ы, рассчитанные на 200‑400 посадочных мест.

Часть хæдзар’ов представляют собой навесы с пристройками – къæбиц. Есть хæдзар’ы – капитальные строения из блоков, обязательно с двумя входами-выходами, возможностью для обогрева (печи дровяные, газовые или электрические), посудой и инвентарем. Как образец хадзар по пр.А.Джиоева в районе магазина «Свет», представляющий собой практически жилое помещение. В одном из многоквартирных домов в районе ЦАРЗ в самом доме на первом этаже размещен кæбиц, а во дворе – крытый навес для размещения столов.

В Южной Осетии хæдзар также является не только местом, связанным с ритуальной обрядностью, зачастую он выполняет роль «мужского дома», где по вечерам или в выходные собирается мужская часть жителей многоквартирного дома. Обсуждаются вопросы, связанные с хозяйственными проблемами, проходят заседания домового комитета, люди смотрят телевизор, играют в настольные игры. Мужской праздник Лæгтыæхсæв, который широко отмечается не только на селе, но и в городе, проводится уже не в семейной обстановке, а именно в хæдзар’е. Жители многоквартирного дома собирают деньги, покупают козла, готовят ритуальную пищу и молитвословием начинают праздничное застолье. В этот момент хæдзар становится местом проведения сакрального ритуала.

В хæдзар’е отмечаются также и светские праздники с участием всех жителей дома: дни рождения, получение государственной награды, юбилеи… Хæдзар является и тем местом, где формируются делегации, представляющие соседский коллектив при решении проблем своего микрорайона.

Как и в Северной Осетии, в Цхинвале феномен хæдзар стал использоваться в общественной жизни. Здесь проходят встречи с руководством городской администрации, кандидатами на выборные должности. Появилась даже форма завуалированного подкупа избирателей посредством выделения средств на обустройство того или иного хæдзар’а, приобретение для него инвентаря, мебели. В повседневной жизни посещение хæдзар’а запретно для женской части жителей дома, они появляются только для сервировки стола.

Функционирование хæдзар’а как общественного центра в Южной Осетии пока не приобрело широкого распространения, он существует только в микрорайонах города Цхинвал, желание жителей построить хæдзар не всегда переходит в практическую плоскость из‑за нехватки средств. Перспективы развития хæдзар’а связаны с полным восстановлением жилого фонда, повышением уровня жизни горожан, развитием дворовой инфраструктуры.

Хæдзар’ные практики представляют собой сложившуюся модель воспроизводства и функционирования традиции. Они демонстрируют стремление к ретрадиционализации, участие/неучастие в них оценивается как маркер этнической идентификации осетин. Вместе с тем, в хæдзар’ную организацию быта, особенно в его повседневно-досуговую сферу, вовлекается многонациональное население города, он перестает быть исключительно осетинским явлением.

Хæдзар следует рассматривать как способ адаптации к городской среде, пример актуализации традиции, востребованной современным городским социумом. Он заполнил тот вакуум, который образовался у селянина, оказавшегося в городской среде без привычного соседского общения, без необходимой для обрядовой жизни инфраструктуры. Традиция здесь проявила жизнеспособность, основанную на базовых уровнях этнического мироощущения.

З.В.Канукова,

Р.П.Кулумбегов

Осетинский хæдзар как модель воспроизводства и функционирования традиции в современном обществе
Осетинский хæдзар как модель воспроизводства и функционирования традиции в современном обществе

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30