Беглый взгляд на некоторые параллели прошлого и настоящего национального семейного этикета
Мы часто произносим расхожую фразу «Браки заключаются на небесах»,
но не все знают ее продолжение: «...а исполняются на земле».
Как бы многие из нас не считали, что молодая семья должна начать свою совместную жизнь отдельно от родителей, я не соглашусь с этим. Однозначно, что молодые люди, только создавшие ячейку общества, начинают с притирки характеров. Процесс этот продолжительный и порой болезненный. И часто проходит не один год, прежде чем молодые супруги начнут понимать друг друга с полуслова. А может, так и не придут к этому никогда. В этой ситуации родители именно тот фактор, который сможет научить нас терпению, сдерживанию – они старше и при них, уважающий себя человек не станет выяснять отношения на повышенных тонах. Особенно актуально данное суждение в традиционной осетинской семье, в которой основные понятия æгъдау и негласные законы, несмотря на все претерпленные временем метаморфозы, сохранены. И сегодня мы решили провести некоторые параллели между прошлым и настоящим национального семейного этикета.
Начнем с того, что обычаи древности требовали, чтобы все члены осетинской семьи всецело подчинялись ее главе «хæдзары хицау» – старшему мужчине. Тут двух мнений быть не могло. Однако и старшая женщина имела влияние на других женщин и девушек дома. Власть ее была абсолютной: никто из дочерей, особенно из невесток не мог ничего сделать без ее разрешения. В то же время именно она заступалась за всех женщин перед мужчинами, в том числе и перед мужьями невесток. «Æфсин» была единственной из женщин, участвовавшей в семейных советах, единственной, с кем мог посчитаться глава дома. К тому же, согласитесь, старшая женщина, являвшаяся женой главы семьи, матерью его сыновей, матерью будущего хозяина дома, не могла не иметь особого, высокого статуса.
Второй по старшинству мужчина, старший из сыновей занимал особое положение в качестве ближайшего помощника и наиболее вероятного преемника хозяина дома. Младшим братьям, как и сейчас, полагалось во всем слушаться старших братьев, младшим сестрам – старших сестер, в больших семьях младшим невесткам – старших невесток.
В какой-то мере личные отношения в осетинской семье стали меняться уже в новое время. В осетинском обществе того времени главой семьи подчас уже стали считать не того, кто был старше, а того, кто кормил семью. Кроме того, в советское время закон предоставлял всем взрослым членам семьи равные имущественные права. Женщин начали вовлекать в производство, что позволило им эти права реализовать. В настоящее время имущество семьи не только фактически, но и юридически принадлежит всем взрослым членам семьи одинаково. Распоряжаться семейным бюджетом могут не по старой схеме (по старшинству), а по особенностям семьи. И все чаще деньгами на текущие семейные расходы распоряжается жена и мать. Вместе с тем во многих семьях, традиция главенства старшего мужчины и старшей женщины сказывается в том, что с ними принято обсуждать и согласовывать все значительные траты, и это правильно. С одной стороны, мы можем избежать возможных ошибок, с другой стороны проявить уважение к людям, которые тебя воспитали или воспитали твоего супруга.
В целом и теперь главой большой семьи, как правило, у осетин традиционно остается старший мужчина. Однако демократизация затронула все стороны личных отношений в семье. Теперь нечасто встретишь прежнее беспрекословное повиновение взрослых детей родителям, сестер братьям, младших братьев или сестер старшим, невесток всем членам семьи.
Отношения между ними все больше определяются их личными качествами, образованием, положением в обществе, приносимым в семью доходом. В то же время мы не отказываемся полностью от своих традиций. Скажем, у нас, осетин, в семье продолжает выделяться старший из сыновей, даже если у него есть старшая сестра, ведь он является продолжателем рода. Обычно его влияние на других братьев и сестер сохраняется на протяжении всей жизни.
Во многом характер отношений между людьми проявляется в этикете общения. Стержнем семейного этикета у осетин, всегда было подчеркнутое уважение к старшим. Этому всегда придавалось большое значение, и было бы правильно проявлять это уважение и теперь. Так, при старшем мужчине – главе семьи – даже его взрослые, давно женатые сыновья не сидели и тем более не лежали, не держали руки в карманах, не поворачивались к нему спиной во время разговора, не заговаривали с ним первыми, не перебивали его речь, не вели разговоров на фривольные темы, не курили, не пили, не появлялись небрежно одетыми, не проходили впереди него, не пересекали ему дорогу, не танцевали при нем... Даже стоя при старшем, надо было соблюдать дистанцию, а если уж приходилось сидеть, то только по его просьбе и ни в коем случае не небрежно, вразвалку. У главы дома свое почетное место у очага и свое кресло, куда другим не разрешалось не то что сесть, но даже положить шапку. Когда он выходил из-за стола, присутствовавшие вставали и провожали его до двери. Сходные правила этикета проявляли и к старшей среди женщин.
Другой важнейшей чертой семейного этикета была градация между мужчиной и женщиной. Так, недавно, я слышала от знакомой, как на одном банкете в России, где она представляла Южную Осетию, ей дали слово для произнесения тоста, но, не желая лишний раз привлекать к себе внимание, она переадресовала свой тост мужчине и сказала, оправдываясь, что осетинки не произносят тосты за столом. Вышла она из положения виртуозно, хотя мы все знаем, какие витиеватые тосты могут порой произносить наши женщины. Но при этом она, конечно же, не солгала, ведь ни за один стол наши женщины не садились с мужчинами. Да и сейчас за большими застольями эта традиция сохраняется.
В свою очередь и мужчины оказывали противоположному полу положенные знаки внимания. Женщин, даже младших невесток, приветствовали вставанием, в их присутствии не позволяли себе браниться, если мужчина ехал куда-нибудь вместе с женщиной, то в арбе или на лошади сидела она, а не он. Оскорбить женщину осетин считал для себя унизительным. За стенами дома женщина пользовалась даже большим почетом, чем мужчина.
Конечно, со временем традиционный семейный этикет в ряде своих проявлений стал постепенно упрощаться и освободился от некоторых своих крайностей. Но даже по наблюдениям последнего времени, у осетин в сельской местности семья не собирается за одним столом, если в ней есть пожилые люди или присутствуют чужие. Вообще, в семьях, включающих старых людей, поведение уважительнее, в молодых семьях – непринужденнее. Упростилось общение старших и младших братьев и сестер. Исключением по большей части остается взрослый старший брат. Но в не повседневных ситуациях – на свадьбах, поминках – происходит как бы оживление некоторых особенностей традиционного этикета: скажем, мужчины и женщины сидят за разными столами и при всех действиях подчеркиваются привилегии старшинства.
Хочу рассказать об обычае, существовавшем в общении между молодой невесткой и старшими родными мужа, в данном случае свекра, участницей, которого я стала сама. Это обычай – «уайсадын» или избегание. Должна сознаться, что до замужества особо никогда не вникала в существующие традиции и обычаи. Но основным достижением в своем воспитании до сих пор считаю уважение к старшим, и если я еще в родительском доме позволяла в силу своей молодости, «огрызаться» на взрослых, то уже, будучи замужем этого себе позволить не могла.
Начну с того, что расскажу для несведущих о существовании обычая избегания. Так, супругам не полагалось появляться вместе перед старшими родственниками или в общественных местах, и даже в отсутствие другого супруга показывать какое-нибудь отношение к нему, например, говорить о нем. Хотя не зная о существовании последнего запрета, я довольно часто нарушала его.
В традиционной осетинской семье муж считал позором, если его заставали наедине с женой, он обычно не разговаривал с ней на людях. Нельзя было прилюдно даже называть друг друга «мужем» и «женой». Мне, кстати, до сих пор достаточно сложно представлять знакомым своего супруга как мужа. Обычно говорю «ма сæры хицæу» или «мæ царды æмбæл», откуда это во мне, до сих пор удивляюсь.
Очень строгим было избегание между женой и старшими родственниками мужа, особенно мужчинами, причем длилось оно тем дольше, чем старше была родня. По разным данным, до первых родов или до трех лет, а позднее до года, невестка вообще не должна была показываться старшим мужчинам семьи на глаза. После запреты смягчались, но в том или ином виде сохранялись всю жизнь. Этот обычай избегания – «æмбæхсын» – больше свойственно северным осетинам, а в Южной Осетии больше придерживались – «уайсадын». Так, например, запрещалось смотреть свекру в лицо, а можно было лишь стоять вполоборота к нему, наклонив голову и опустив глаза. Нельзя было разговаривать со свекром, громко разговаривать в присутствии свекра или свекрови, обращаться к ним по имени. Понятно, что во время моего замужества этот обычай уже стал анахронизмом и отголосок в моем случае сохранился в том, что я стеснялась напрямую обращаться к своему свекру.
Прекращение избегания всегда происходило по инициативе старшей родни и рассматривалось как «примирение» сторон. Приглашая прекратить избегание, устраивали угощение и делали какие-нибудь подарки. Обычно свекровь дарила что-нибудь из одежды, свекор мог подарить ценный подарок, даже корову. Бриллиантов и коров мне не дарили, однако застолье – «фынг» – поставили. Тост по случаю отмены «уайсадын» произнес мой свекр, сделав мне подношение в виде денег. При этом он рассказал случай, как когда-то в одной семье пришлось резать быка, чтобы вернуть обычай «уайсадын» в отношении своей скандальной невестки, чтобы та уже не могла напрямую обращаться к родителям жениха. Он выразил надежду, пряча при этом свою улыбку, что такого не произойдет в нашей семье, так как быков мы не держим.
На мой взгляд, эти обычаи должны восприниматься как взаимное проявление уважения. То же избегание, как и всякий этикет – своеобразный механизм балансировки общения. Не случайно в народе считают, что обычай избегания предотвращал семейные конфликты, и это мнение не лишено оснований.
Сегодня, когда женщины стали свободнее и раскрепощеннее, многие брачные союзы перестали удерживаться материальными соображениями или страхом перед общественным мнением, осуждавшим разводы. И мужья, и жены стали предъявлять более высокие требования к своей удовлетворенности браком. Поэтому, как и повсюду, в современных урбанизированных обществах, разводы участились. Теперь доля разводов и на Кавказе близка к показателю по Российской Федерации в целом, что должно настораживать и нас. А потому мы должны быть заинтересованы в сохранении и передаче наших традиций и обычаев. А для этого их необходимо применять на практике, в повседневной жизни. Как пример – наше поколение, воспитывавшееся в семьях с бабушками и дедушками, а потому отличающееся иным мировосприятием и определенными правилами жизни.
Дина Плиева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.