Долгожданное продолжение последовало

3-10-2024, 13:53, Книги [просмотров 292] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Долгожданное продолжение последовалоВышел в свет второй том сборника научных статей «Избранное» доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки обеих частей Алании Руслана Георгиевича Дзаттиаты. В 2018 году был издан первый том этого собрания, который с большим интересом был встречен осетинской общественностью. Тогда же было высказано пожелание скорейшего издания второй части собрания, поскольку практика показывает, что после выхода первого тома любого собрания, по различным причинам появляются сложности с выходом последующих. Так случилось со вторым томом сборника научных работ Вилена Уарзиати, последним томом«Толкового словаря осетинского языка», не говоря уже о менее значимых собраниях. В данном случае все сложилось более-менее благоприятно, в том числе в виде меценатской поддержки прославленного тренера, политического и общественного деятеля Джамбулата Тедеева.

Тематически и структурно два тома мало чем отличаются друг от друга. Но есть одна деталь, которая сразу бросается в глаза: в первом томе указано, когда и где первый раз был издан каждый конкретный материал, во втором этот важный указатель почему-то отсутствует. Следует подчеркнуть одну особенность: в Южной Осетии научные труды пишутся не только для узкого круга специалистов, а для широкой общественности. Такой подход расширяет читательскую аудиторию, делает каждую вышедшую книгу предметом всеобщего обсуждения. Кроме того, в этом случае встает вопрос об увеличении тиража, чтобы не сделать издание уже на выходе библиографической редкостью. Сейчас с этим также проблемы.

В книге собраны два десятка статей на самые разные темы осетиноведения, прежде всего этнографии, археологии и истории, вышедшие в разное время и заключенные в различные собрания. Уже первый материал – «История Сидамонтæ по «Памятникам Эриставов» привлекает к себе внимание. Обращение к этому средневековому рукописному памятнику – явление довольно частое, на него ссылаются в самых разных случаях как на достоверный источник. Но Р. Дзаттиаты использует его, причем не в первый раз, с совершенно очевидной для себя целью – доказать, что события первой части хроники происходили на территории Алании и главными действующими лицами являются представители древнего осетинского, аланского рода Сидамоновых. При этом не упускает возможность подтвердить некоторыеположения археологическими материалами, главным образом его же авторства.

Два материала посвящены такому неохватному понятию как «фарн» («Образ культового понятия «Фарн» и «Фарн в традиционном мировоззрении осетин»). Написаны они в разное время, и подходы использованы различные. В первом случае автор подходит к предмету как археолог, во втором – скорее как этнограф. Но в обоих случаях Дзаттиаты полагает, что символом фарна являются завитые бараньи рога, и приводит достаточное количество доказательств из сферы культуры и быта осетин.

Подчеркивая то, что аланская проблематика за последние годы значительно расширилась, а библиография обогатилась исследованиями различных вопросов алановедения, Р. Дзаттиаты обратился к вроде бы «заезженной» теме времени появления алан в Закавказье, концентрируя внимание на том, когда эти племена могли появиться на территории юга Осетии. При этом автор базирует свои положения на археологическом материале и средневековых письменных памятниках. Изученный научный массив приводит его к утверждению: «Отрицание аланского контингента в Восточной Грузии в VI-VIIвв. является ненаучным подходом к историческим событиям того периода».

Такие же подходы использованы и в другой статье «Об аланском наследии на Западе», но здесь совсем другой ареал и культурная основа. В материале весьма любопытны выкладки о «трилистниках», «королевских лилиях» в орнаментах и на пряжках, встречающихся в Евразии, которые присутствовали у алан и могли быть заимствованы.

Несколько статей можно назвать «чисто» археологическими, с присущими им описанием, сравнением, классификацией и анализом. Это, прежде всего «Детали поясного гарнитура и туалетного набора из аланских катакомб», «Женские погребения Даргавского катакомбного могильника»… Определенным обиняком стоит статья Р. Дзаттиаты «О некоторых топонимах Осетии». Надо сказать, что топонимия «соблазняет» многих, и не только ученых. Всех увлекает разгадка тайн слов, и временами это начинает принимать патологический характер. Вспомним хотя бы, как возбуждало многих присутствие корня -дон- в различных европейских гидронимах. Но в данном случае автор не стал «растекаться по древу». Он пишет: «Топонимика тесно связана с историей этноса. Каждый самый мелкий объект топонимики отражает, как фотоснимок, тот или иной момент исторического прошлого. Топонимы, являясь продуктом словотворчества, связаны или с хозяйственной деятельностью, или с мифологией, или с особенностями ландшафта, или природными явлениями, происходящими в жизни общества; в топонимах ярко запечатлены флора и фауна региона». Р. Дзаттиаты пишет, что во время маршрутных экспедиций по Осетии-Алании ему встречались различные топонимы, из которых многие были понятны, а иные вызывали недоумение. В данном случае его заинтересовали названия местностей Ахубат, Бирагзанг, Даргавс, Карджин, Ардон, Кель. Подметил он еще и то, что в осетинской топонимии отмечается интересное явление: на географический пункт переносили названия частей человеческого тела.

Два материала, связанные с конем и скачками («Барæг: некоторые аспекты воинской культуры осетин», «Дугъ: об одном поминальном обряде осетин») помещены в книге рядом. В первом рассказано об аланском вооружении и особо о снаряжении коня. Второй посвящен скачкам как поминальному обряду. Приводятся сведения об этом действе других авторов, начиная от Вахушти Багратиона и Ю. Клапрота до Б.А. Калоева. И делается заключение: «Обряд скачек имел несколько устойчивых элементов: родственников, ограниченное число их, наличие судей для правильного исполнения или проведения обряда и определенные призы для награды победителей из личных вещей покойного. Все это напоминает ордалии – проведение и исполнение «божьих судов», уходящее своими корнями в скифский быт».

Понятный интерес вызывает статья Р. Дзаттиаты «Материалы по истории планирования горного поселения в Осетии». Вызвано это хотя бы тем, что идет рассказ об осетинских фамилиях и местах их заселения. Все это сопровождается многими интересными подробностями, касающимися трансформации осетинских фамилий, межфамильных отношений и порядка заселения ими тех или иных местностей. Можно предположить, что некоторые читатели критически подойдут к утверждениям автора и даже предложат свои версии того или другого эпизода, но это только подогревает интерес к этому изданию.

В книгу включено несколько рецензий, но, видимо, здесь проходил наибольший отбор, поскольку отзывы на чужие тексты сами могли составить отдельный том. Среди них рассказы о книгах В.А. Кузнецова «Змейские аланы. Погребальный обряд и религия», П.С. Успенского и З.Х. Албеговой «Древности Центрального Кавказа VII-VIIIвв. (по материалам Даргавского могильника)», Л.Г. Нечаевой «Происхождение осетин по данным погребальных сооружений», А.А. Иерусалимской «Мощевая балка: необычный археологический памятник на Северо-Кавказском шелковом пути»... Автор пытается выдержать свои рецензии в привычной форме, но эмоционально заходит за рамки. Иначе не завершил бы одну из них словами: «Как славно быть автором такой книги».

Конечно, в двухтомник не могли войти все статьи и публикации автора. Да и цель такая не ставилась. Надо полагать, что отобрано самое главное, то, что сам Руслан Георгиевич считает наиболее важным, чем он более всего дорожит. Такой подход позволяет понять круг научных интересов автора, уловить его научные пристрастия и интересы.

Пересказывать книгу – занятие малопродуктивное, особенно в нашем случае. Это не некий текстовый монолит, а мозаика из ярких выражений на заданную тему, выполненных с определенным подходом и с просчитанной подробностью. При этом даже в небольших статьях присутствует экспрессия, неукротимый дух создателя. Поэтому книгу надо читать, и, будьте уверены, каждый найдет материал, ему созвучный. В рамках одной статьи автор свободно переносит нас из одной области знаний в другую: из археологии в этнографию, а оттуда еще и в филологию. И такая «игра в бисер» нисколько не утомляет, а только добавляет азарта.

Работы, выбранные для этого собрания, говорят о разнообразии интересов Р. Дзаттиаты. Кому, допустим, малоинтересно содержание археологических раскопов, могут спокойно найти более созвучные для себя темы. Это может быть рассказ о Царциатах, Цыкурайы фæрдыг, совместное прочтение Хроник ксанских Эриставов, рассуждения о национальном флаге, об элементах зороастризма в погребениях, об этимологии слов «дугъ», «фарн», «барæг» и т.д., об элементах сасанидской глиптики в горной части Южной Осетии... А тут еще и неожиданные историко-филологические заметки, которые заставляют на многое открыть глаза или хотя бы под другим ракурсом взглянуть на предмет.

В полиграфическом плане книга выполнена достойно. Она богато иллюстрирована, и что особо ценно, рисунки выполнены самим автором.

Многие полагают, что, когда берутся за издание избранного и сбор разрозненного, разбросанного по времени и пространству материала под один книжный корешок, то это некая форма подведения итогов. Но, зная неуемный характер Руслана Георгиевича, нынешнюю ситуацию даже за паузу принять нельзя. Скорее, это отвлекающий момент, за которым последуют новые удивительные откровения. Здесь главное – не расслабляться.

 

Батрадз Харебов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно