Сакральная Осетия как духовное пространство народа

16-09-2024, 13:48, Книги [просмотров 365] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Сакральная Осетия как духовное пространство народаНовое время привнесло в общество и новые интересы, в их числе и повышенное внимание к народной вере и базирующихся на ее основе идеологическим представлениям. Порой этот интерес трансформируется в организацию отдельных исследований. В их числе и небольшая брошюра, в которой была предпринята попытка осмыслить мировоззрение осетинского народа через его религиозные воззрения. Называется она «Табуйаг ИР» («Сакральная Осетия»), Владикавказ: ИПК «Литера», 2024 г. Среди авторов представители севера и юга Осетии: Х.Г. Дзанайты, И.Т. Маргиты, А.Г. Туаты, Л.Г. Фидарати, З.Х. Дзанайты.

В аннотации издания указано: «В работе представлен неполный перечень священных мест Алании (Осетии) – кувандонов, выступающих материальной основой традиционной культуры аланского народа с доисторических времен по настоящее время (V тыс. до н.э. – начало III тыс. н.э.).Центральной частью данной культуры является прамонотеистическое духовное мировоззрение – Ирон Æгъдау, которое наряду с национальным языком – ирон æвзаг, выступает в качестве основного нациоформирующего, нациоопределяющего признака североиранцев (ир-ас-алан). Проведенное обобщение и систематизация мест торжественного гимнотворения народа ИР – святилищ (кувандонов), позволяет констатировать, что данные территории были табуированы североиранцами в глубокой древности. Последнее позволяет говорить о горных территориях Алании, как о духовной сакральной метрополии всего североиранского мира, что, в соответствии с действующими положениями Устава ООН, Конституции РФ, Конституции РСО-А, Конституции РЮО, предполагает их всемерную защиту от захвата, разрушения инокультурными сообществами».

Последнее предложение в этом тексте воспринимается как достаточно радикальный постулат. Впрочем, подобных вкраплений немало во всем тексте. Здесьдосталось северо-осетинскому руководству всех времен, «которое на протяжении многих лет безответственно относилось к судьбе осетинского (аланского) народа, его чаяниям и правам – в результате чего Осетия оказалась в плену порока, наркомании, пристанищем любителей возлияний». В числе претензий к властям: недостаточное внимание к развитию родного языка, народным традициям, неподобающее поведение туристов.

Кстати, авторы исследования не отрицают необходимость в туризме, но предлагают организовать в Осетии-Алании его новую форму – сакральный туризм. Определен и туристический ареал нового направления – горные территории, которым предлагается посредством внесениясоответствующих положений в Конституции РЮО и РСО-Алании придать нагорной полосе Осетии сакральный статус. Текст конституционных изменений опубликован в брошюре в приложении.

Во второй части брошюры представлен перечень сакральных мест Осетии – всего 1 869 объектов. Что важно – в списке есть святилища из ущелья Тырсыгом и Кобской котловины – национальные территории, куда осетинам грузинские власти в настоящее время запрещают доступ. Таковы реалии современной «демократической» Грузии, где люди лишены возможности возносить молитвы в родовых святилищах .

Абсолютное большинство сакральных объектов локализуется на юге Осетии – 1 507 названий. Это объясняется в том числе и более расширенной информацией по РЮО, представленной одним из авторов книги, сотрудником Юго-Осетинского научно-исследовательского института, краеведом И.Маргиевым. В юго-осетинском списке сакральные объекты из ущелий Южной Осетии, где уже много лет не проживают люди: Гудисгом, Дзимыргом, Гнухгом... И тем ценнее эта информация.

Одна из глав посвящена представителям религиозного пантеона осетин. Правда, странно, что в этом списке не оказалось Аларды, покровителя детских болезней, а ведь он является ключевой фигурой в религиозном пространстве нашего народа.

Авторы исследования выражают уверенность, что «пантеон осетинских небожителей сформировался в глубокой древности в эпоху индоиранского единства (V-IIIтыс. до н.э.) и оказал существенное влияние на зарождение зороастризма, буддизма, джайнизма, индуизма, конфуцианства, христианства, других религиозных доктрин». Эта категоричность авторов брошюры не удивляет, так как в своих рассуждениях они опираются на исследования известного историка и этнографа А.Чочиева. Ученый всегда отличался особым взглядом на окружающий мир.

Интересна интерпретация авторов брошюры в части некоторых понятий, связанных с религиозной жизнью осетин. Они уверены: «В существующих осетино-русских сло­варях термины, связанные с мировоззрен­ческими категориями, часто переводятся без учета их сакральной семантики. Осетинское понятие куывд в них ошибочно имеет значе­ние – молитва, пир, пиршество, банкет, вечер, массовые гулянья; кувын - кланяться, наги­баться, преклоняться, молиться. Ни одно из представленных определений не передает истинный смысл этих важных для культур­ной традиции осетин понятий. Глаголы «молить», «умолять» имеют один корень, однако они не отражают существо понятия «куывд», так как умаление себя перед Богом не свой­ственно осетинской традиции (нарты-ироны были сотрапезниками богов). Тем более «куывд»не имеет ничего общего с вечеринкой или банкетом, так как относится к категории сакрального и предполагает жертвоприноше­ние, ритуальное застолье, ритуальные танцы, ритуальное песнопение. Наиболее верно на русский язык это слово можно перевести как воззвание, гимны небожителям. Куывд – это мистерия творения».

Образность мышления проходит красной нитью по всему изложению. «В соответствии с многотысячелетней куль­турной традицией (V тыс. до н.э. – III тыс. н.э.) осетины не возводят рукотворных хра­мов, соответственно, у них нет священниче­ского сословия, богословских книг. Храмом для них выступает прекрасная и бесконеч­ная Вселенная, а местом торжественного гимнотворения – кувæндон», – в этом своем утверждении они повторяют известного осетинского идеолога и пропагандиста народной веры С.Темирханова.

Для людей, интересующихся семантикой осетинского праздничного застолья, в брошюре немало поучительного. При этом читателя не должна смущать некоторая пафосность, которую авторы используют при объяснении простых вещей.

Без сомнения, некоторые положения брошюры могут вызвать критику и неприятие, но любая точка зрения имеет право быть высказанной. На этом держится наше мироздание.

 

С.Остаев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно