Собраний национальной газетно-журнальной публицистики стало больше
Натуры творческие в своем большинстве высокой организованностью не отличаются, да она от них, собственно, и не требуется. Вгонять все в строгие рамки, соблюдать режим и все систематизировать не обязательно способствует плодотворному творческому процессу. Рассказы о том, что большие писатели составляют подробный план своему очередному шедевру или большой художник, задумывая нечто новаторское, предварительно разбивает девственный холст на квадраты, не всегда соответствует действительности. Наоборот, творения писателей, художников и композиторов чаще всего бывают разбросаны во времени и пространстве, не по их воле, конечно, а по стечению обстоятельств. Но такое положение можно бывает исправить усилиями отдельных энтузиастов или соответствующих структур. Писателям издают собрания сочинений, художникам устраивают выставки, печатают каталоги и альбомы, произведения композиторов записывают на пластинки и диски.
В этом отношении куда сложнее положение журналистов. По роду своей деятельности им приходится чаще перемещаться, менять место работы и переходить от одних жанрово-тематических предпочтений к другим. Журналистские опусы оказываются настолько разбросанными по различным изданиям, передачам и программам, что даже забываются самими авторами. Самые дисциплинированные из них собирают вырезки своих материалов, составляют тематические папки, формируют архивы. В результате не часто, но можно увидеть сборники газетно-журнальных публикаций ряда авторов отдельными книгами. В свое время, к примеру, редакция «Республики» инициировала издание серии собраний материалов наших ведущих журналистов в виде отдельных книг. О том, что идея оказалась плодотворной, свидетельствует хотя бы то, что первая книга из этого собрания была удостоена Государственной премии им. Коста Хетагурова.
Недавно известным журналистом и общественным деятелем Петром Хозиты мне была презентована книга «Разхæссæн» («Становление»). Это сборник его статей на разные темы и в разных жанрах, разбросанных почти на три десятилетия и написанных в разных местах. Книга увидела свет буквально на днях, осуществило же ее выход Владикавказское издательско-полиграфическое предприятие им. Виктора Гассиева.
Прежде чем рассказать о самой книге, следует произнести несколько слов о самом авторе. Взрослому (постсоветскому) представительству нашей общественности имя Петра Хозиты хорошо известно. А вот нынешней молодежи следует кое-что пояснить. Петр Иосифович родился в Ленингорском районе Южной Осетии 67 лет назад. Окончил филологический факультет Юго-Осетинского Госпединститута. После этого более десяти лет проработал в разных должностях в редакции газеты «Советон Ирыстон». Был активным участником общенационального юго-осетинского движения «Адæмон Ныхас». В 24 года был избран в первый созыв Парламента (Верховный Совет) Республики Южная Осетия.
Петра всегда отличали оригинальное мышление и сугубо свой взгляд на многие явления и события, который не всегда соответствовал общепринятому тренду. Этим он не всегда был удобен любому руководству, поскольку переубедить его было просто невозможно. Во многом неуступчивая натура и бунтарский нрав более соответствовали не официальным СМИ, а независимым. В начале 90-х он вместе с единомышленниками стал издавать «Ирон газет», где был редактором. Являлся главным редактором первого независимого телевидения Южной Осетии «Ир». В те же годы руководил работой пресс-службы Министерства обороны РЮО.
В середине 90-х годов Петр Хозиев переехал на север Осетии. Здесь он сразу становится заместителем редактора газеты «Стыр Ныхас». Но настоящую известность ему принесла работа на Северо-Осетинском государственном телевидении «Алания», где Петр начинал рядовым репортером. Но нашел себя и в значительной мере реализовал свои возможности в качестве создателя и ведущего авторской программы «Дзуринæгтæ». Такие передачи сегодня называют ток-шоу. Каждый раз это был откровенный разговор на различные, чаще острые темы, с приглашением гостей, порой самых неожиданных. Можно только предположить, какие споры разгорались у автора и руководства телевидения вокруг каждой передачи. Но «Дзуринæгтæ» быстро стали популярными, и у них появилась своя заинтересованная аудитория. Нет сомнения, что передачу смотрели бы до сих пор, и с не меньшим интересом. Но времена менялись, а с ними и политика республиканского телевидения, которое не перенесло давления ВГТРК и трех волн сокращений. Ушли многие признанные мастера телевидения, прекратили свое существование практически все популярные телепередачи. О высокой состоятельности Петра Хозиева как тележурналиста мне говорили такие авторитеты как Ирина Таболова, Урузмаг Баскаев, Олег Доев, а уж их мнение сомнению не подлежит.
Сегодня Петр Хозиев больше занят переводами, в том числе научными в институте у Руслана Бзарова. Но мне почему-то кажется, что его беспокойная натура на этом не остановится.
О самой книге «Разхæссæн». В отличие от других подобных сборников, тексты которых на одном языке, здесь собраны статьи как на осетинском, так и на русском языках. Это только увеличивает интерес к книге и свидетельствует о возможностях и разносторонности ее автора. Структурно сборник составлен самым верным во всех отношениях образом. Он не просто хронологически выстроен и поделен на временные отрезки, отражающие те или иные периоды нашей истории. Одни из глав более объемны, другие могут содержать всего одинматериал. Но это связано не со степенью насыщенности того или иного периода нашей истории, а с тем, чем тогда автор конкретно занимался и что его больше интересовало.
В предисловии Петр Хозиев пишет (вольный перевод – мой): «В данном сборнике собрана большая часть материалов, которые я написал с той поры, как стал на путь журналистики. Что подвигло меня собрать все в одну книгу и представить общественности? Прежде всего, хотел рассказать о том, каким трудным и долгим было национально-освободительное движение в Южной Осетии, и каким образом день за днем, год за годом это происходило, кто в этом принимал участие, словом – обо всех этапах становления. …Книгу можно было назвать и «Некоторые документальные свидетельства современной истории Южной Осетии», поскольку то о чем здесь повествуется, написано «по горячим следам». Это, по-моему, повышает их актуальность».
В первый, еще советский раздел книги, автор включил всего две статьи, которые касались осетинского языка и жизни в осетинском селе. Поэтому и мы не будем на этом останавливаться. И с некоторым опозданием отметим, что пересказывать сборники статей – занятие не только безнадежное, но и никому не нужное. Можно, скажем, прочитать десятистраничную аннотацию четырехтомного романа «Война и мир» и со знанием говорить о том, о чем он повествует. Со сборником статей книги, которая у нас в руках, это не получится. Поэтому будут сделаны некие обобщения, пусть эмоционально окрашенные и на чем-то заостренные.
Лично меня больше всего заинтересовал раздел, который охватывает временной отрезок с 1990 по 1995 годы. Автор назвал его «Уроки демократии». Это самый тяжелый и противоречивый период нашей истории, когда закладывались первые кирпичи нашей государственности. Тогда важно было не только защитить себя на полебоя, отстоять свою независимость, но и последовательно продвигаться в этом направлении. Принятые тогда судьбоносные документы оказались единственно верными, юридически безупречными и во всем отвечающими международному праву. И ведь тогда некому было помочь в составлении этих выверенных во всех отношениях текстов, не с кого было брать пример. Эти Акты, заявления, обращения, постановления с высоты прожитых лет и набранного опыта и сейчас нельзя в чем-то упрекнуть. А составлялись и принимались они нашими начинающими политиками, среди которых был журналист и депутат Петр Хозиты.
Написанные в те годы статьи П. Хозиты во многом имеют касательство к депутатской деятельности, государственному строительству, законодательству. Но больше всего автора волнует все происходящее вокруг. Его терзают сомнения. Хорошо зная изнанку нашего политического организма, он имеет мнение о том, как принимаются решения и к чему могут привести. Как и любому из нас, ему что-то нравится, что-то нет, одно он принимает, другое – отторгает. Как максималисту, ему нужен результат, и не когда-нибудь, а сейчас. Он часто пользуется сравнениями, аналогиями, примеряет к нам чужие одежды... Это всегда позволяет делать некие обобщающие заключения. И здесь Петр показательно конкретен и не приемлет ситуацию, когда мы где-то недорабатываем, не пользуемся «окнами возможностей», почиваем на лаврах, довольствуемся малым.
В этом плане весьма показательна статья «Уже и не знаю, кто я есть» (опять мойвольный перевод). Он обеспокоен, что вокруг Южной Осетии концентрируются недружественные силы, а наше руководство то ли не хочет, то ли не может этому противостоять. Тут разговор идет о том, каких успехов достигли наши партнеры по Союзу непризнанных государств – Абхазия, Нагорный Карабах и Приднестровье, и сравнения в те годы были не в пользу Южной Осетии.
В те же годы газета «Южная Осетия» печатает материал Петра Хозиты «О чем говорила певчая птичка». Статья была образцом репортажа. А дело было в том, что в труднодоступной местности между Дзауским и Чесельтским ущельями упал грузинский вертолет. Возникло много вопросов: гражданским или военным он был? Как он оказался в этой местности? Что послужило причиной его падения? Куда делся экипаж? Чтобы узнать, что в действительности произошло, Петр пешим ходом добрался до места, во всем разобрался и донес информацию до общественности. Но это была не просто констатация фактов, а некое философское эссе о том, насколько значимым для каждого может стать любая малость, как вдумчиво следует относиться ко всему происходящему. Столь подробный разбор этой публикации я предпринял потому, что не обнаружил ее в книге. Могу предположить, основываясь на своем опыте, что материал этот просто где-то затерялся.
Эта глава книги заканчивается интервью, которое дал сам автор. Здесь он подводит итог своего цхинвальского бытия и пытается объяснить причины нежелания работать в таких условиях. Его угнетает наличие цензуры, отсутствие независимых СМИ, нарушение закона о СМИ, отсутствие понимания (или нежелание) со стороны властных структур. Интервью так и озаглавлено: «Я здесь никому не нужен». Понятно, что в данной фразе возобладали эмоции, при этом понятно, что Петр понимал истинное положение дел и знал первопричины всего, что его не устраивало. Но свой выбор он сделал. Хотя, по моему убеждению, был бы востребован и тогда, и сейчас.
Переехав в Северную Осетию, Петр Хозиты стал чаще писать на русском языке, и, надо сказать, это тот редкий случай, когда автор пользуется всей полнотой и красочностью обоих языков в равной мере. При этом тактика публицистики изменилась мало – это, опять же, живой отклик на все происходящее, личный взгляд на те или иные решения и действия властей. Как каждого патриота, много видевшего и много пережившего, автора больше всего волнует судьба своего народа: где он и в каком состоянии может оказаться в будущем. Здесь на первый план выходят вопросы сохранения и развития языка, и не только через государственные программы, но и воспитание будущих поколений в духе национальных традиций, обычаев, образа жизни, бережного отношения к нашей истории, культуре. Петр Хозиты в своем журналистском творчестве определенное место отводит персоналиям. Он с большим уважением и пиететом пишет о тех, кто произвел на него должное впечатление, чье творчество повлияло на его образ мыслей.
В одной из статей он пытается сам ответить на вопросы – можно ли жить без идеи, без веры, без цели? Вероятно, ответ на них позволит осетину «стать самим собой, осознать весь свой прошлый исторический опыт не на словах, не на уровне бахвальства, а как единственный и неповторимый источник опоры нации. С переосмыслением. В соответствии с существующими реалиями со всех сторон окружающего мира… И служить прежде всего своей стране, своему народу, а затем уже – всему остальному миру. Любить и развивать, прежде всего, свое национальное, а через это – весь остальной мир. Быть справедливым и объективным, прежде всего, по отношению к самому себе, своему народу, а потом уже – к остальному миру. Использовать, прежде всего, свои духовные и материальные возможности, а потом уже пользоваться другими». И пусть кому-то не почудится здесь некая местечковость, «хионистический» настрой, это порядок поведения, способ самосохранения для любого небольшого народа, в том числе – осетин…
Время течет своим чередом, многое меняется, в том числе и приоритеты журналистской тематики. Это отразилось на всей пишущей и снимающей братии, которая, не забывая старое, раздвигает новые горизонты и осваивает, вживается и стремится почувствовать новую реальность. Многие из нас, оглядываясь назад, могут выразить удовлетворение насчет того, что были правы в оценке развития событий. Но вместе с тем, кое-кому придется признать, что в чем-то они заблуждались и не так расставили акценты. Меньше всего это касается Петра Хозиты. Он, конечно, никакой не ретроград и адекватно реагирует на все новые веяния, но следует отдать ему должное в стремлении быть последовательным и развивать поднятую когда-то тему, примеряя ее к складывающимся реалиям. Это опять же касается вопросов языка, национальной идеи, национального самосознания, оценки истории, связки «власть – гражданское общество», роли СМИ и многого другого.
Можно еще много говорить о книге Петра Хозиты «Разхæссæн», но пора и заканчивать. Я благодарен автору за то, что мне одному из первых попало в руки это заслуживающее особого внимания издание. Для меня оно интересно со всехсторон. Одни материалы напомнили о том, что стал забывать, другие позволили встретиться с важными и значимыми для меня ситуациями и обстоятельствами. С чем-то можно и поспорить, другое – обсудить. Вообще, материалы, касающиеся нашей современной истории, времени перемен, переломов, впитавших в себя столько фактов, событий и эпизодов, что хватило бы на вековые хроники «состоявшихся» государств, крайне важны и необходимы. Мы всегда надеемся на свою память, но она нередко подводит. Поэтому только собрав, систематизировав и задокументировав все подробности пережитого, можно обезопасить себя от лакун в истории, оградить от фактологического склеротизма.
Я же обращался и продолжаю требовать от всех, кто находился все это время в гуще событий, все видел, все пережил и обладает способностью творчески излагать свои мысли, собраться, сосредоточиться и перенести на бумагу все, что они считают важным и заслуживающим памяти. Это обращение к тем же Геннадию Кокоеву, Тарзану Кокойты, Вячеславу Гобозову, Юрию Дзиццойты и многим другим. Пусть опыт Петра Хозиева служит для них примером.
Батрадз Харебов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.