О новой книге автора, продолжающего радовать и удивлять
Сложилось так, что в последние годы довелось отзываться на вышедшие отдельными изданиями научные труды и книги различной тематики удивительно разностороннего и плодовитого ученого, видного общественного деятеля Людвига Алексеевича Чибирова, участвовать в их презентациях, мероприятиях, связанных с именем этого неординарного ученого мужа. Таких книг – многостраничных, содержательных, строго структурированных, тематически выверенных – оказалось неожиданно много. Некоторые вышли в нескольких томах, и каждая отдельная книга бывает настолько самостоятельной, что требует отдельного реагирования.
Мое повышенное внимание к научным разработкам Людвига Чибирова не является чем-то особым, поскольку такую же заинтересованность проявляют и другие люди, и не обязательно его коллеги по научной специализации или ученые другой направленности. А то, что с моей стороны периодически следуют печатные отклики на все, что выходит из-под пера этого плодовитого автора, позволило называть меня «главным чибироведом». Лично меня такое определение вполне устраивает, более того – настраивает на активизацию усилий в данном направлении. Но то, что я пишу в отношении печатных изданий, нельзя назвать рецензиями, скорее это представление нового издания потенциальным читателям.
Новую книгу «И словом, и сердцем», казалось бы, представлять большого труда не составляет, поскольку здесь собраны его отзывы на книги других авторов и все, что писали о научных трудах его самого. Составителем книги является старший научный сотрудник СОИГСИ, доцент СОГУ, кандидат исторических наук Алина Хадикова. Полагаю, что в плане составительства она с большими трудностями не столкнулась. Зная особенности подготовки научных текстов к печати Л. Чибирова, его основательность, дотошность, педантичность и системный подход, могу полагать, что от рукописи до печатной версии текст если и претерпел редакцию, то минимальную. Но Хадикова снабдила книгу прекрасным и содержательным предисловием. Ей удалось вместить в ограниченное текстовое пространство много примечательного как об авторе, так и самой книге.
Она пишет: «Читатель держит в руках издание, которому по оригинальности замысла нет равных – это своеобразное окно в творческую мастерскую профессора Людвига Алексеевича Чибирова, имя которого связано с развитием исторической науки в Осетии, Северной и Южной. Здесь отражены вехи долгого и поистине преданного служения своему делу… Людвиг Алексеевич – ученый, видный государственный и общественный деятель, принадлежит к тому поколению осетинских исследователей, которые по возрасту не могли стоять у истоков формирования этнографического осетиноведения, закладывать саму его базу. Но он сумел подхватить энергию и интересы могучего поколения своих предшественников и внести неоценимый вклад в развитие научного изучения Кавказа. Осветив фундаментальные проблемы столь широкого спектра и огромного значения, профессор Чибиров по праву занял законное место среди ученых-классиков этнографической науки».
Когда составитель говорит об оригинальности замысла автора рецензируемого нами собрания, то это для тех, кто будет работать с текстами, а для самого автора – это запланированное и хорошо подготовленное заполнение еще одной информационно-фактологической ниши. Доводилось уже писать об особенностях работы Людвига Алексеевича со вспомогательным материалом, его стремление собирать, систематизировать и использовать все то, что кому-то покажется не совсем важным. Так, в вызвавшем большой резонанс трехтомнике «Южная Осетия. Становление государства» собраны документы, выступления из архива автора. Многое из того, что представлено, хронологически и тематически расставлено по полкам, что предельно упрощает пользование. К тому же многие материалы из собрания уже сегодня труднодоступны или хорошо подзабыты.
Книга «И словом, и сердцем» структурно и тематически построена предельно просто. Она состоит из двух разделов, и первый из них, который назван «Отклики на новинки литературы», представляет собой рецензии автора на издания, которые Л. Чибиров считает важными и заслуживающими внимания. А таких для сборника было отобрано до сотни. И здесь не только книги по истории, этнографии или даже общему осетиноведению, но и тематически далекие от них. Статьи раздела отражают саму историю национальной научной мысли. В них дан глубокий и заинтересованный анализ фундаментальных работ таких корифеев, как В.И. Абаев, Б.А. Калоев, В.А. Кузнецов, З.Д. Гаглойти, А.И. Робакидзе. Нашли отклик и научные новинки сегодняшнего дня, авторство которых принадлежит М.И. Исаеву, В.С. Уаризати, Ф.Х. Гутнову, Т.Т. Камболову, Е.Б. Бесоловой, Ш.Ф. Джиккаеву, В.Д. Дзидзоеву, А.Х. Галазову, А.С. Дзасохову, видным зарубежным ученым А. Алеманю, К. Литтлтону, К. Молкор.
Научная деятельность Л.А. Чибирова растянулась на более чем шесть десятков лет. И одной из составляющих деятельности любого ученого, исследователя является знакомство, анализ и реагирование на труды своих коллег. И среди них оказываются в том числе и их учителя и наставники. Так, рассказывая о книге В.И. Абаева «Нартовский эпос осетин», ставшей, по сути, основой нартоведения, Л. Чибиров пишет, что в этом исследовании «указываются не только скифо-аланские истоки эпоса, но и выявляются широкие ареальные связи осетинской Нартиады с мифологией скандинавов, славян, кельтов, италиков, тюрко-монгольских народов Кавказа, являющиеся следствием древнейших культурно-исторических контактов носителей эпоса с соседними народами. Сюжетные изоглоссы с другими мировыми эпическими произведениями и высокие художественные достоинства позволили В.И. Абаеву поставить Нартский эпос в один ряд с шедеврами эпического наследия народов мира».
В этом разделе книги нашлось место для отклика и на мою книгу «Публицистика». Он, как и всегда, весьма благосклонен, мнение автора по ряду положений весьма ценно и важно для меня. Но мое реагирование на оценку и заключения на свой же текст понятны, моя признательность рецензенту объяснима. Но дело в том, что мнение Л.А. Чибирова по поводу сборника «Публицистика» оказалось интересным не только для меня. Заинтересованность в оценках проявила в том числе и Комиссия по Государственным премиям имени Коста Хетагурова. Видимо, они были достаточно убедительны, поскольку книга была отмечена этой высокой награды. Сыграл здесь роль и высокий авторитет маститого ученого и первого Президента нашей Республики.
Второй раздел книги «И словом, и сердцем» состоит из четырех разделов, где теперь уже собраны отклики на труды самого Людвига Чибирова. А вот их оказалось в два раза больше, чем тех, на кого писались рецензии, включенные в первый раздел. Останавливаться на всех – не представляется возможным, и не только по причине ограниченности печатной площади, а больше из-за обилия информации о том, что уже увидело свет или готово к выходу. Но об откликах на рубежные труды Л.А. Чибирова надо будет сказать в обязательном порядке.
Поистине триумфальный успех сопутствовал его важнейшему источниковедческому труду – семитомной научно-популярной серии «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах». Это ценнейший дар ученого своему народу… Без малейшего преувеличения констатируем, что данный уникальный, кропотливый труд продвинул далеко вперед развитие историко-антропологического знания на Кавказе. И уверенно утверждаем, что не найдется ни одной монографии или диссертационной работы по истории и этнографии Осетии или некоторым смежным специальностям, в которых нет ссылок на этот многолетний грандиозный и скрупулезный труд. Он пришелся по душе даже самой взыскательной читательской аудитории и получил множество восторженных откликов, справедливых и искренних», – пишет составитель.
Первая книга была издана в далеком 1981 году. Тогда не было ксероксов, компьютеров и другой офисной техники, и весь громадный массив приходилось переписывать от руки. Издание растянулось на тридцать лет. При этом, к тому времени как стали выходить последние тома, первые достать, даже в библиотеках, было уже невозможно. Поэтому семитомник необходимо было переиздать. При этом он стал более компактным и уместился хоть и в массивных, но трех томах.
Данное издание было принято осетинской общественностью не только с одобрением, но и с великой благодарностью. В прессе его сравнивали с главными трудами корифеев осетиноведения, и в числе многих восторженных откликов звучали и такие, что только одного этого сборникахватило бы Л.А. Чибирову для того, чтобы оставить свое имя в науке.
Вообще, первые две фундаментальныекниги Л.А. Чибирова «Поселения и жилища осетин» и «Народный земледельческий календарь осетин» позволили автору заявить о себе как о серьезном, вдумчивом и оригинально мыслящем исследователе, достойном продолжателе основоположников осетинской этнографической науки. А вот следующие две – «Древнейшие пласты духовной культуры осетин» и «Традиционная культура осетин» вызвали широчайший интерес и резонанс и не только в историческом обществе. Книги, можно сказать, разбирали по косточкам, цитировали, заинтересованно полемизировали с автором, писали отзывы. Вот только один пример: «Если мотивы материальной культуры и после Миллера разрабатывались интенсивно, то по вопросам духовной культуры после Миллера и Абаева я не читал ничего столь грандиозного». (акад. РАЕН М.И. Исаев).
Продолжая работать над главными вопросами осетинской этнографии, Людвиг Чибиров взялся за масштабный проект справочно-словарного содержания. Речь идет о монументальной «Осетинской этнографической энциклопедии» (увидела свет в 2013 году). У него поначалу были сомнения, вызванные монументальностью проекта и тем, что ранее такого еще не было и все придется делать самим. Но и здесь Людвиг Алексеевич в очередной раз показал себя не только как высокопрофессиональный специалист, пытливый исследователь, трудолюбивый и целенаправленный ученый, но и как большой энтузиаст и выдающийся организатор. За короткий срок ему удалось привлечь к проекту практически весь научный потенциал двух Осетий, плюс видных этнографов из других регионов (более 50 человек). Трудно сказать, какие слова он нашел для авторов, какие подходы использовал, но энциклопедия превзошла все ожидания, вызвала невиданный резонанс. Собрание было номинировано на Госпремию им. К. Хетагурова и нашло единогласную поддержку всей комиссии по премии.
Людвига Алексеевича, как любого осетиноведа, да и вообще любого осетина, всегда интересовал Нартский эпос, он в своих трудах не раз обращался к этой теме. Но, когда этот памятник осетинской истории, фольклора стал подвергаться агрессивным и ничем не обоснованным нападкам со стороны наших соседей, ученый решил серьезно взяться за проблему и полновесно и аргументированно ответить всем нападающим на чужое малообразованным «правдоискателям». И ответ оказался таким, что и возразить было нечем, но главное – он вышел далеко за рамки малопродуктивной полемики. «Осетинская Нартиада. Мифологические истоки и ареальные связи» – это фундаментальное исследование, после работ Васо Абаева по данной проблематике, стало определяющим и создало твердую основу. «Книга Людвига Чибирова – яркое свидетельство того, что осетинская фольклористика не стоит на месте, а порой и опережает столичные научные центры… Данный труд, судя по всему, станет катализатором нового витка изучения сказаний о нартах, поскольку, подытожив наблюдения осетинских и зарубежных нартоведов, автор изложил и свои аргументированные и меткие наблюдения. Монография Чибирова ненавязчиво побуждает пытливого профессионального читателя, испытывающего восторг перед величественным древним зданием Нартиады, самому попытаться разгадать ее загадки», – пишет доктор исторических наук К.Ю. Рахно из Украины.
В эти дни завершена работа над еще одним грандиозным проектом – трехтомной «Энциклопедией осетинской Нартиады». Книга еще не дошла до читателей, а на нее уже есть рецензии и отклики (!). Можно только предположить, какой поток оценок обрушится после того, как трехтомник станет достоянием каждого. Есть большой соблазн сказать кое-что об этом уникальном издании, которое многое поменяет не только в нартоведении, но и в смежных науках. Но всему свое время, и мы к этому обязательно вернемся...
И последнее. Работая с этим текстом, невольно поймал себя на мысли, а не станет ли этот отзыв началом второго тома книги «И словом, и сердцем». Тем более, что в планах Людвига Алексеевича еще немало проектов.
Батрадз Харебов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.