О представителях «золотой» национальной интеллигенции начало прошлого века
В дни празднования дня рождения основоположника современной осетинской литературы Коста Хетагурова состоялось вручение самой престижной творческой награды страны – Государственных премий РЮО, носящей его имя. Среди пятерых номинантов была и старший научный сотрудник Юго-Осетинского Научно-исследовательского института Ирина Бигулаева (на наш взгляд, по сути, именно она и была достойна в этом году данной престижной награды-прим.ред.). Премии она удостоена за книгу «Коста Леванович Хетагуров. Научная биография». Этот труд был высоко оценен специалистами, тепло встречен общественностью, имел хорошую прессу. А тот факт, что книга практически одновременно была издана и в Южной, и в Северной Осетиях – вообще факт беспрецедентный. Однако, сегодня речь пойдет о другой, вышедшей вслед не менее значимой работе И.Бигулаевой «Сердца, наполненные светом», о представителях национальной интеллигенции начала XX века.
Стоит сразу заметить, что подобного рода объемные издания возникли, конечно же, не на пустом месте. В свое время Ирина Степановна успешно окончила Московский Государственный историко-архивный институт (ныне РГГУ), после чего работала в Государственном архиве Южной Осетии. Последние тридцать с лишним лет непосредственно связана с ЮОНИИ, где специализируется на истории осетинской культуры. За это время ею были написаны десятки научных и научно-популярных работ и статей о видных представителях культуры, общественных деятелях, просветителях. Одним из таких изданий, к слову, является наша газета, где под данную тематику было специально создано приложение «Тысячелетие», рассказывающее о событиях и значительных исторических личностях Осетии XX века.
В результате, со временем собираемый материал накапливался, анализировался, систематизировался, достиг, как говорят «критической массы», что привело к логическому и философски прогнозируемому перетеканию количества в качество. За это время у Ирины Бигулаевой вышли монографии о Рутене Гаглоеве, Пора Джиоеве… Поэтому эти неординарные личности и видные просветители не вошли в вышедшую книгу. При этом И. Бигулаевой удавалось раскрыть в своих работах страницы истории, жизни этих представителей интеллигенции, до сих пор не изведанные. К примеру, мало кто знал подробности о жизни Р. Гаглоева, скажем, его пребывании в Польше и преследованиях в 30-е годы. Пора Джиоев также чаще всего вспоминают в связи с «Ирон фæндыр» Коста Хетагурова, поскольку именно ему властями царской России было поручено стать цензором знаменитого сборника стихов великого Коста. И если бы не авторитет с одной стороны и глубинная национальная основа Пора с другой, то еще неизвестно, увидел бы свет этот сакральный для каждого осетина сборник, а если бы и увидел, то в каком виде. Между тем, Пора Джиоев известен не только привязкой к данному сборнику и сделал для своего народа гораздо больше.
Как было сказано выше в предлагаемую книгу эти подвижники не вошли, поскольку о них уже имелись добротные монографии. Зато вошли рассказы о жизнедеятельности десятерых ярких представителей нашей интеллигенции, самых видных просветителях.
Книга И. Бигулаевой «Сердца, наполненные светом» начинается с предисловия, в котором автор отмечает, что у предков осетин – алан была не только своя государственность, но и высоко развитая культура, имелась своя письменность. Ряд трагических исторических обстоятельств привели к утере многого в условиях, когда народ был поставлен на грань выживания. И только с началаXIX в. начался процесс последовательного культурного возрождения нации. Именно в это время начинает формироваться ядро осетинской интеллигенции, которая главным своим предназначением, главной своей задачей ставила именно просветительство.
Представители национальной интеллигенции, не считаясь со своими интересами, засучив рукава принялись за создание учреждений культуры, закладывая в том числе основы системы образования. Будучи настоящими энтузиастами, они буквально горели идеей утверждения и продвижения образования в широкие массы, хорошо понимая насущную необходимость просвещения для развития нации. Подлинные подвижники, эти по сути свой просветители внесли неоценимый вклад в благородное дело распространения знаний, оставив глубокий след в истории становления цивилизованной осетинской нации.
К сожалению, в наше время мало кто знает о достойных деятелях, стоявших у истоков развития науки, образования, культуры в Южной Осетии. Они заслуживают того, чтобы их имена были увековечены и о них помнили потомки. Их деяния должны послужить нынешним поколениям образцом для подражания».
Автор расставила героев своей книги не в алфавитном порядке, не в собственном понимании их значимости, а по году рождения. Поэтому первый, о ком идет рассказ в книге – это Нака Санакоев – педагог, публицист, литератор. Учительствовал в школах Корнис, Уанат, Дзау, Цхинвальской осетинской школе. Также известен как автор осетинского букваря, «Книга для чтения», учебников. Особое место в этом разделе автор уделяет публицистической и литературной деятельности Нака. Приводятся воспоминания о педагоге Кудзага Дзесова, Ольги Ханикаевой и других. Указывая на многосторонность педагогической деятельности Н. Санакоева, автор пишет: «Он был талантлив, к своему делу подходил творчески и не ограничивался одной только рутинной практикой преподавания школьного предмета. Нака, будучи человеком ищущим, широко мыслящим, смело вторгался и в область педагогической теории, вырабатывая собственные идеи и принципы».
Далее речь идет о народном учителе, знатоке народного творчества, человеке разносторонних знаний Уанка Санакоеве. После учебы и учительствования за пределами Осетии он вернулся в родной Дзау, где первым делом отдал свой дом под школу, а большую часть своего земельного надела передал под строительство нового здания школы. В 1916 году она была построена на народные средства. Официально это учебное заведение именовалось «Высшеначальное училище», но в народе его называли «Уанкайы школа». И здесь автору удалось собрать целый букет ярких воспоминаний о просветителе.
Рассказывая о Ефиме Гулиеве Ирина Бигулаева отмечает, что он был многосторонней личностью: помимо просветительства занимался литературным творчеством, журналистикой, педагогической работой, переводил художественную литературу с русского и грузинского языков на осетинский. Особо отмечается политическая и общественная деятельность Ефима Гулиева.
Самый большой раздел книги посвящен жизни и деятельности Петра Тедеева. По всему тексту прослеживается особое отношение автора к этому человеку. «П.Г. Тедеев был личностью неординарной, разносторонне одаренной и многогранной. Сфера его интересов и практической деятельности лежала в различных областях знаний, повседневной политической, общественной и культурной жизни осетинского народа. Он трудился главным образом на ниве педагогики, литературы, науки. Петр Гулич был представлен во множестве ипостасей: народного учителя, редактора газеты, активного корреспондента, переводчика, публициста, основателя музыкальной школы, театрального деятеля, ученого», – пишет И. Бигулаева. И отмечает еще два благородных факта из богатой биографии П.Г. Тедеева. В 1931 году он открыл в своем доме в Цхинвале первую музыкальную школу, где и преподавал. А несколько ранее выступал с инициативой организовать фонд по восстановлению дома, в котором родился Коста. Эти усилия не прошли даром, дом был спасен и сохранен для всех нас.
О Ника Ханикаеве автор пишет: «Его мечтой было видеть свой народ культурным, образованным, идущим в ногу со временем и верно понимающим его сложности, требования и вызовы. Для достижения этой цели Ника делал многое и самое главное – внес весомую лепту в дело приобщения широких масс к знаниям». Отмечаются глубокие и разносторонние знания Ника, рассказывается о его публицистическом и литературном наследии, приводятся воспоминания его внучки – Азы Алмазовой.
Как и все его предшественники и последователи Бидзина Кочиев был также исключительно разносторонней личностью. Это был не только народный учитель, но и театральный деятель, талантливый писатель и переводчик, ученый, общественный деятель и революционер. Ему пришлось много странствовать, менять места работы, подвергаться гонениям. Его неуступчивость и принципиальность в 1938 году стоила ему жизни. «При исследовании наследия Б. Кочиева, его общественной, педагогической, научной, литературной деятельности становится очевидным, что Бидзина Падоевич, где бы он ни находился и в какой бы ипостаси ни выступал, все силы отдавал делу просвещения широких масс, развития образования и культуры осетинского народа», – пишет о нем И. Бигулаева.
Еще одним видным представителем осетинского просветительства по праву считается Кима Кумаритов. Надо сказать, что судьба всех персонажей книги Ирины Бигулаевой часто переплеталась. Они не просто были знакомы, но и дружили, вместе работали, осуществляли совместные проекты, отстаивали общие идеи. И все было посвящено одной цели: беззаветное служение своему народу, содействию его развития, просвещению и процветанию. Все это в полной мере относится и к Кима Кумаритову. Подвижничество сблизило его с Петром Тедеевым, Бидзиной Кочиевым, Пора Джиоевым, Ефимом Гулиевым. С Ника Ханикаевым он составлял школьные учебники, программы, пособия. В этом разделе автор весьма удачно использует воспоминания внучки Кима – Донары Кумаритовой.
А вот что пишет И. Бигулаева по поводу еще одного из своих героев – Павле Санакоеве: «П.А. Санакоев положил много сил и энергии на дело просвещения своего народа, развития осетинской науки, культуры, литературы. К какому бы роду деятельности ни обращался этот человек, его отличали огромное трудолюбие,самоотверженность, чувство ответственности, исполнительность в хорошем смысле слова. Он был настоящим, как бы мы теперь сказали, трудоголиком, не делил работу на престижную, основную, второстепенную и вспомогательную, относясь к любым обязанностям одинаково ответственно. Павле не гнушался никакой черновой работой и немалое количество лет состоял, например, корректором в типографии». Особому разбору подвержена литературная, переводческая, научная, редакторская, издательская и общественная деятельность П.А. Санакоева.
В восхитительных тонах рассказывается в книге и о Владимире Абаеве. Это была неординарная, разносторонняя и глубоко образованная личность, сделавшая много для своей Осетии. Одно то, что В.Абаев в свое время был назначен директором Государственного Никитского Ботанического сада в Ялте, также говорит о разносторонности и значимости этой личности.
Последним в книге идет рассказ о Лади Газзаеве, еще одной запоминающейся и неординарной личности. Надо сказать, что все герои книги И. Бигулаевой люди весьма разносторонние. Вероятно, само просветительство предопределяет наличие такой особенности. И здесь не следует искать первопричину в полученной профессии. Вот и Лади, получивший медицинское образование и будучи практикующим врачом, проявлял себя с самых разных сторон. Он принимал деятельное участие в революционных событиях в Южной Осетии, трудился на педагогической ниве, занимался научными изысканиями, с особой страстью отдавался литературному творчеству, занимался переводами.
…Данный краткий и неакцентированный рассказ о главных действующих лицах книги Ирины Бигулаевой мало что даст требовательному читателю. Книгу саму следует внимательно прочесть. А предлагаемые поверхностные заметки сделаны с единственной целью, вызвать любопытство и читательский интерес.
Сама Ирина Бигулаева о своих героях в заключении пишет: «Это были без преувеличения лучшие люди Осетии, навсегда вписавшие неповторимые страницы в ее историю и, безусловно, составившие ее цвет и славу. И тем важнее нынешним поколениям не только быть в состоянии назвать их имена, но и знать об их деятельности, с тем, чтобы имея перед глазами столь редкие по благородству образцы для подражания, определить для себя в их лице безошибочные ориентиры, по которым следует сверять собственные поступки, что единственно и даст возможность стать достойными их памяти и дел потомками».
Нам всем, как читателям, пожалуй, крупно повезло, что за исследование жизни и деятельности наших просветителей взялась именно Ирина Бигулаева – человек увлеченный, профессиональный архивист. Поиск, сбор, анализ, систематизация, проверка и перепроверка исходного материала требуют особых качеств. Здесь необходимы терпение, скрупулезность, каждодневный поиск, полное знание уже известных фактов и включение в процесс как можно большего числа заинтересованных лиц. В данном случае все сложилось – оттого и результат.
Остается добавить, что научным редактором книги является кандидат исторических наук М.К. Джиоев, литературным редактором – Ж.Э. Квагинидзе, а рецензентом – кандидат филологических наук Ю.А. Дзиццойты. Книга выпущена тиражом 300 экземпляров.
Батрадз Харебов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.