Мнимым ингушским «Аланским воротам» десять лет. А что сделано нами для нивелирования подобных притязаний на историю осетинского народа? |
|
К истории вопроса В средние века на территории под современным названием Осетия и ряде сопредельных территорий располагалосьгосударство Алания. Как цельное образование она существовала с начала I тысячелетия до XIV века, пока не пала в результате нашествия татаро-монгол. В 1222 году двадцатитысячная армия, посланная главой монгольской империи Чингисханом, разгромила аланское войско, выступившее в союзе с половцами и преданное ими. В 1395 г. войска монгольского правителя Тимура с севера вошли в аланские ущелья. Вырубая леса и прокладывая дороги, завоеватели совершали рейды в высокогорные районы. Аланские горные области между Казбеком и Эльбрусом подверглись жестокому разорению. Крепости и селения были стерты с лица земли, огромные территории обезлюдели. После падения средневековой Алании в истории нашего народа начались темные времена. А со временем из мрака смут, усобиц и природных катаклизмов выкристаллизовалось новое чуждое понятие – Осетия. Этот термин по большей части был условен и навязан извне. Вот что пишет по этому поводу профессор, доктор исторических наук Р.Бзаров: «Слова «Осетия» и «осетины» – русское изобретение XVIII в., когда после трех веков перерыва аланы вновь установили отношения с Россией. К тому времени русские успели забыть их славянское имя – «Ясы» и, осваивая Кавказ, заимствовали грузинское название Алании – «Осети». После из русского языка слова «Осетия» и «осетины» попали в другие европейские языки». Действительно, название «Осетия» проявляется только благодаря тому, что представители российской империи в контактах с народами Кавказа во многом опирались на помощь грузинских чиновников и иерархов грузинской православной церкви. Именно на их сведениях о кавказских народах и местностях ими занимаемых и формировалась информационная база Российского государства того времени. Так, Алания стала постепенно называться пришлым названием «Осетия». При этом представители национальной интеллигенции всегда, в том числе и ученые, отмечали историческую прямую и непосредственную преемственность Алании и Осетии. Но, чтобы вывести этот вопрос в практическую плоскость, надо было, чтобы произошли коренные перемены в стране и окружающем мире. На протяжении долгого времени общественностью настойчиво ставился вопрос о возвращении исторического названия нашего государства – Алания. Это название восходит к эпохе общеаланского национального единства, к эпохе расцвета, могущества и славы нашего народа. В нашем сердце всегда жила историческая память, неотделимая от его самосознания. Мы ощущаем свою неразрывную связь со многими поколениями нашего народа, которые с гордостью хранили имя аланских предков, пришедшее из глубины далеких веков. Не раз и на различных форумах поднимался вопрос полноценного возвращения к историческому наименованию этнической территории и восстановления истинного названия самого народа. Однако долгое время эта проблема не выходила за рамки дискуссий.
Север Алании Необходимо выразить благодарность руководству Северной Осетии начала 90-х годов за своевременное принятие важного решения об инициировании переименования Северной Осетии в Республику Северная Осетия – Алания (1993). В условиях нарастающей борьбы за аланское наследие этот шаг конца прошлого века имеет основополагающее значение. Для примера – юг нашей Родины «созрел» для возвращения исторического названия только в 2017 году. Если бы не север, учитывая нашу национальную беспечность и нахрапистость ингушей, мы бы попросту потеряли право на наименование «Алания». К слову, как один из последующих шагов решения 90-х годов стало переименование и главной футбольной команды в «Аланию». Сыграли, можно сказать, на опережение. Ингуши свой футбольный «Ангуш» с радостью бы сейчас переименовали в «Аланию». Возможно, многие скажут, что возвращение исторического названия не несет определяющего значения, мол, мы ведь сами знаем, кто есть кто. Но название важно и несет в себе стержневую основу. Возьмем, для примера, наименование команд КВН севера и юга Осетии – «Пирамида», «Владикавказские спасатели», «Убежденные трезвенники», сейчас вот «Юрикен». Ответьте, есть ли здесь указание на нашу идентичность? А название абхазской команды «Нарты из Абхазии»?! Ведь у большинства телезрителей России термин «Нарты» с недавних пор теперь стойко ассоциируется с абхазами. Но на ошибках мы не учимся. И в Цхинвале, и во Владикавказе практически нет никаких визуальных символов, определяющих нашу принадлежность к аланам. В отличие от тех же ингушей, которые аланскую тему взяли в оборот. При этом надо понимать, что скульптурные композиции на тему Нартского эпоса, безусловно, не менее важны, но к теме аланского наследия все же относятся косвенно. У нас даже из т.н. шорт-листа популярных имен исчезло имя Алан, а на смену пришли Арсены и Давиды.
Битва за аланское наследие Несмотря на то, что осетины своевременно «застолбили» за собой имя своих предков – алан, на Кавказе все же разворачивается борьба за т.н. аланское наследие, когда некоторые народы, и в частности ингуши, пытаются присвоить чужое для себя имя и идут на всяческие ухищрения и подмену исторических фактов. В результате та же Ингушетия сделала данное направление фактически своей национальной идеей, не жалея сил, средств, строя Аланские ворота, называя свою столицу Магасом, устанавливая памятники аланским воинам… И хотя попытки монополизировать аланское наследие начались относительно недавно, процесс этот приобретает интенсивность на глазах. И если до сих пор ингуши предъявляли претензии на осетинские земли (Пригородный район), то теперь решили «отобрать» и наших предков. При этом до недавнего времени о принадлежности ингушей к аланам не было известно даже самим ингушам. Но когда в новое время открылся простор для псевдонаучных гипотез и теорий, то пошли различные суждения, что первый человек, скажем, появился на территории Грузии, или что в Ингушетии самый древний на территории России христианский храм, а аланы были предками исключительно ингушей... К сожалению, академическая наука уже не в силах сдерживать порождение подобных псевдонаучных изысканий, и в итоге ингуши договорились до того, что осетины это просто одна из ветвей ингушского народа. Но маразм крепчает. Сравнительно недавно было заявлено, что в Китае на границе с Монголией обнаружено поселение ингушей-алан, которое насчитывает шесть миллионов человек и которые были переселены монголами в XIII веке с Северного Кавказа. При этом некого не смущает, что о китайцах-ингушах не известно ровным счетом никому.
Ингуши и чеченцы В исторической науке общепринято, что чеченцы и ингуши относятся к одной общности – вайнахам. И хотя этот термин научный, тем не менее, он отражает этнокультурную близость чеченцев и ингушей. При этом отметим существование старого комплекса неполноценности у самих ингушей, связанный со второстепенностью, которая им навязывается в вайнахской общности. Вот аланская версия и стала, видимо, своего рода протестом – не хотите нас считать равными себе, то мы отказываемся от вайнахского братства и становимся «великими аланами». Ни больше, ни меньше! При этом претензии ингушей на аланское наследие имеют и практическое значение. Дело в том, что ингуши на равнинные земли переселились относительно недавно. Только в XIX веке заканчивается процесс освоения ими низменных территорий. При этом территории, где сегодня расположены ингушские плоскостные населенные пункты, в средние века занимали аланы. Поэтому, чтобы подтвердить притязания на эти земли, их идеологи спешно перевели их в разряд потомков алан, соотнеся это с аланским территориальным наследием. Таким образом, претендуя на аланское наследие, ингушские идеологи с одной стороны обосновывают права на вновь занятые земли наследием своих «аланских предков», с другой – повышают свой статус среди других народов Кавказа. А для этого всеми правдами и неправдами ингуши пытаются застолбить за собой имя алан. И сооружение т.н. «Аланских ворот» стала одной из составляющих этого рвения.
Мнимые «Аланские ворота» Конечно, в Осетии подобные архитектурно-исторические передергивания вызвали в свое время понятное возмущение в обеих частях истинной Алании. Из всего числа откликов десятилетней давности, выделим два мнения по этому поводу авторитетов исторической науки: Кандидат исторических наук, ныне директор Национального музея РСО-А Аслан Цуциев заявил, что «название ворот истории не меняет». По его словам, появление в Ингушетии подобных построек «вызывает ухмылку и улыбку». «В исторической науке есть такая широкая столбовая дорога, сделанная многими поколениями ученых, не только осетинских, не только отечественных, но и всего мира, где все точки над «i» уже давно расставлены», – подчеркнул историк. Руслан Бзаров, доктор исторических наук, профессор, специалист по скифо-сарматской и аланской истории и культуре считает, что «никакого отношения к истории этот пиар-проект не имеет и иметь не может. Мы имеем дело с некорректным и беззастенчивым использованием соседней республикой чужого бренда. Достаточно открыть энциклопедию или нажать на кнопку Интернета, чтобы прочесть о том, что «Аланские ворота – это древнее название Дарьяльского ущелья по имени аланов, владевших этим важным проходом через Главный Кавказский хребет в эпоху раннего средневековья». Тогда же из персидского языка название Дари-Алан (Аланские ворота) распространилось и в другие языки мира. Современное русское название «Дарьял», используемое в международной практике сегодня, тоже происходит из персидского Дари-Алан. Поэтому Дарьял не может быть перенесен в столицу Ингушетии, аланы не могут стать предками ингушей в начале третьего тысячелетия, никакого аланского Магаса никогда не было на территории соседней республики. Но ложь и фальсификация, начатая присвоением чужого названия, к сожалению, продолжаются». Здесь также добавим, что есть немало авторитетных весомых трудов по истории известнейшего алановеда, профессора юга Алании Юрия Гаглойти. Но этого славного сына аланского народа, одного из важных воинов в т.н. «Битве за аланское наследие», к сожалению, не стало три года назад. В прошлом году не стало и другого известно алановеда, доктора исторических наук Владимира Кузецова… Однако, несмотря на высказывания историков и полноты исторических фактов, упомянутая арка с вывеской «Аланские ворота» продолжает стоять и «отрабатывать» свое назначение. И никто из руководства Осетии-Алании за все минувшие годы так и не обратился в Москву по поводу данного несоответствия и требования снятия данного наименования. Ведь эту архитектурную композицию необходимо рассматривать и как способствующую межнациональной, межэтнической розни.
Юг Алании В июне 2017 года в Республике Южная Осетия состоялся референдум по вопросу возвращения нашей стране общепринятого исторического названия в форме «Государство Алания». Потеряв государственность в XIV веке под ударами полчищ Тимура, наш народ только в ХХ веке смог ее частично восстановить в рамках южной части своей национальной территории. Однако, обретя прежнее название страны «Алания», мы все еще не ощущаем себя аланами. И эта коллизия сохраняется все эти годы. Напомним, что на юге данный вопрос (возвращения вслед за севером названия Алания) властью долгие годы почему-то игнорировался, хотя заявления о необходимости интеграции звучали всегда. В итоге основным двигателем, флагманом идеи необходимости возвращения стране наименования ее предков долгие годы являлась наша газета. К слову, «Республика» явочным порядком еще в 2011 году (за шесть лет до референдума) утвердила в наименовании своего издания термин «Алания». На первой странице каждого номера газеты под заголовком стало указываться – «газета Южной Осетии – Алании», хотя в верхах нам неоднократно указывали на несоответствие этого словосочетания принятой официальной терминологии. Конечно, это замечание было верно «де-юре», но наше мироощущение определяло это понятие «де-факто». Поэтому вопрос необходимости переименования в соответствии с исторической действительностью газета ставила на протяжении долгих лет, посредством аналитических материалов, мнений представителей интеллигенции, опросов общественного мнения, статей историков... Можно сказать, неосознанно нами фактически готовилось общественное мнение. А в 2016 году, не дожидаясь решения высшего руководства страны, был проведен соцопрос, в котором приняло участие более двух с половиной тысяч респондентов. Опрос проводился тремя способами: шло голосование посредством СМС-сообщений, путем анкетирования и на сайтах газеты «Республика» и агентства «Аланияинформ». В результате большинство опрошенных высказалось за возвращение названия Алания. А уже ближе к плебисциту было предложено словосочетание – Государство Алания. Отрадно, что это предложение в итоге трансформировалось во всенародный референдум, доказав все еще имеющую силу печатного слова… В итоге 9 апреля 2017 года прошло народное голосование, в результате которого наша страна получила равноценное название – Государство Алания. Это положение поддержали 80%участников плебисцита.
Грустное несоответствие Однако, назвав страну Аланией и проведя все необходимые формальности от референдума до изменения текста Конституции, мы сами и на официальном уровне, и в обществе в большинстве своем так и не прониклись этим изменением. В том числе и потому, что руководством страны так и не была сформирована иде-ологическая «дорожная карта»… Понятно, само по себе переименование в Аланию особых преимуществ в экономике и социальной сфере стране не дает. Но наследие алан известно во всем мире. Другое дело, что в настоящее время немногие помнят, что фактически аланами является народ, который сегодня знают, как осетины. Однако новое/старое имя после переименования, придает нашему государству определенную статусность. Но этот статус надо еще продвигать. На севере нашей Родины продвижение термина «Алания» тоже оставляет желать лучшего, но на юге «Государство Алания» и вовсе почти не используется. Ни в названии принимаемых законов, ни в наименования министерств и ведомств. Мы почему-то не спешим наполнять новое-старое название своей страны конкретным содержанием. Все минувшие с референдума годы почему-то не проводятся мероприятия, напоминающие об аланском наследии осетин. Международные симпозиумы, культурные мероприятия, спортивные состязания. Нет соответствующих скульптурных композиций, других визуальных символов... Нет главного – желания и понимания. В конце-концов, можно же было выпустить хотя бы почтовую марку с надписью Государство Алания и разослать письма с ней по всем важным адресатам в мире…
Аланию должны населять аланы Этот вопрос ставится практически с первых дней переименования страны в Аланию. Аланию должны населять аланы, поскольку, повторим еще раз, термин «осетины» заимствован из грузинского языка. Но теперь пришло время расставить всё по своим местам. Страна должна носить имя тех, кто ее создал. Вслед за возрождением аланской государственности должно возродиться и древнее имя народа. А то получается – построили грозную башню, но не заселили ее людьми. Между тем, наш народ своим подвигом, своей героической борьбой за свободу и независимость заслужил, подтвердил свое право на бесценное наследие – древнее имя своих предков. Вопрос возвращения вслед за названием страны и общепринятого наименования нашего народа, «Республика» также стала ставить сразу после проведения референдума. И при предыдущем президенте, и при действующем. В последний раз – на пресс-конференции главы государства. Причем, вопрос звучал следующим образом: «За время существования Республики все Президенты нашей страны носили европейские имена – Людвиг, Эдуард, Леонид, Анатолий. Сейчас страной руководит Президент с национальным именем – Алан. Не пора ли вернуть и самому народу населяющему Аланию, общепринятое название аланы»… Как говорится, вроде все звезды сошлись. Причем, при правильной идеологической и информационной составляющей, это решение может стать объединительным для народа. Главное тут – проработка вопроса.
Л Джиоев
На фото: 1. Репродукция картины А. Джанаева «Аланы в походе» 2. Мнимые «Аланские ворота» 3. Репродукция картины А. Джанаева «Встреча византийских послов»
Опубликованно: 20-10-2025, 11:17 |
|
Вернуться назад |