«Кесарю кесарево, Божие Богу» или об опасности вмешательства церкви в дела мирские

«Кесарю кесарево, Божие Богу» или об опасности вмешательства церкви в дела мирскиеНедавно мы стали свидетелями вторжения церковного в дела мирские и государственные. В очередной раз пример тому подал бывший глава Владикавказской епархии, а ныне экзарх Африки, митрополит Леонид. Под видео репортажа ГТРК «Ир» Южной Осетии он разразился гневным и не совсем корректным, в особенности для священнослужителя, комментарием. Священнику не понравилось то, что Президент РЮО А.Гаглоев посетил пасхальную службу в храме юго-осетинской Аланской епархии. Не понравилось потому, что ее клир он считает раскольниками, а епископа Амвросия агентом английской разведки «МИ-6».

В свое время, будучи во главе Владикавказской епархии, митрополит Леонид брал на себя смелость делать публичные порицания главе РСО-Алании В.Битарову. Теперь он считает возможным делать это и в отношении руководства Южной Осетии. Что неудивительно, ведь признанное государство Республику Южная Осетия высокопоставленный клирик РПЦ считает «глубоко несамостоятельной единицей». Это оскорбление не только в адрес нашей страны и ее народа, но и двусмысленность в отношении руководства Российской Федерации, которое признало ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ Южной Осетии. Слово «государственность» мы неспроста написали заглавными буквами, с этим связан и последующий пассаж товарища Леонида – развивая свою гневность по поводу присутствия А.Гаглоева в храме Аланской епархии, он заявляет: «Может глава Республики Алан Гаглоев не знает о долгах в ОДИН МИЛЛИАРД рублей перед Россией?». Сумму задолженности по энергоносителям, которая образовалась за последнее десятилетие, Леонид прописал для пущей убедительности большими буквами. Очевидно, чтобы глава РЮО понял – если задолжал России, то надо посещать исключительно храм РПЦ.

Что тут скажешь?! Библия повествует, что, когда фарисеи пытались поймать на слове Иисуса Христа, спрашивая его об отношении к власти, тот им ответил: «Кесарю кесарево, Божие Богу». Но этому наставлению митрополит Леонид не считает должным следовать, выйдя в своей гневной филиппике за границы канонического диспута и переведя обсуждение в политическую плоскость. Иначе как можно расценить его обращение к российскому руководству о целесообразности поддержки Южной Осетии. «А теперь вопрос к тем сотрудникам в Москве, которые курируют эти отношения. Мы что, будем поддерживать людей, которые за счет России будут проводить враждебную политику?», – думается, эти слова клирика РПЦ по-другому и нельзя интерпретировать. При этом для обвинений во «враждебности» по мнению Леонида достаточно того факта, что глава государства встретил Пасху со своими согражданами в храме Аланской епархии. Кои являются такими же православными, как и прихожане РПЦ. Также отметим, что ранее на Рождество Христово глава государства отстоял службу и в храме РПЦ.

Действительно, несправедливо обвинятьруководителя государства в том, что он считает своими всех граждан страны, вне зависимости от того, храм какой юрисдикции они посещают. Хотя при прежней власти прихожане Аланской епархии считались чуть ли не врагами государства. На посещение храмов национальной церкви (!) для представителей власти было наложено негласное табу. Единственный, кто решился не придерживаться этой несуразности, был госсоветник президента Константин Пухаев.

О задолженности по энергоносителям. Укорять за долги страну и народ, которые являются, наверное, самыми последовательными сторонниками России в Закавказье – это кощунство. Особенно на фоне той жертвенности, которую несет осетинский народ на Украине. Конечно же, один миллиард является серьезной суммой, и долги надо платить. Но что такое миллиард задолженности государства-союзника в сравнении с тем, что только один российский блогер Елена Блиновская задолжала налогов на такую же сумму. Но, по мнению митрополита Леонида, что позволено блогеру, не позволено Южной Осетии.

Слова митрополита Леонида, официального представителя РПЦ, не остались без внимания в Осетии. Первыми свое несогласие выразили монахини Алагирского Богоявленского женского монастыря. Они, прежде всего, обратили внимание на «пренебрежительный и неприязненный тон высокопоставленного церковного деятеля в отношении Республики Южная Осетия». Говоря о комментариях своего единоверца, они посетовали на то, что владыка Леонид демонстрирует не только пренебрежение к властям и народу Южной Осетии, но и полное незнание местных реалий, истории вопроса, ментальности и психологии паствы, которую он окормлял в течение пяти лет. «В комментариях к посту Владыка сетует, что в центре Цхинвала «для военнослужащих» построена церковь, куда ходят и местные жители, но «власти упорно поддерживают раскольников». Здесь есть значительная неточность. Не власти поддерживают раскольников, а народ ходит в храмы, которые находятся в юрисдикции греческих старостильников. А власти не могут пренебрегать выбором своего народа. Запретить людям ходить в родные для них храмы и окормляться у духовенства, с которым они пережили самые тяжелые годы войны и блокады, возможно только насильственными методами. Владыка совершенно не учитывает, что в Осетии отношения власти с народом не строились и не строятся по железной вертикали и не носят формальный характер. В кавказских обществах все директивы, если они не поддерживаются личным авторитетом, обречены на провал», – выразили свое мнение представительницы Алагирского Богоявленского женского монастыря.

Отметим, что позиция самого митрополита Леонида не осталась без поддержки. К примеру, есть люди, которые отмечают его доброе отношение к жителям Северной Осетии. Но, признаться, почему-то складывалось впечатление, что такое отношение было только к тем, кто являлся прихожанами храмов РПЦ. Те же жители Северной Осетии, но последователи народной веры, а их большинство, воспринимались митрополитом как казни египетские. И это он не особенно скрывал. К примеру, в свое время в эфире северо-осетинского телевидения, говоря о народной вере осетин, он допускал оскорбления по религиозному признаку, заявляя, что не допустит «вталкивания Осетии в каменный век язычества». Стоит ли говорить, что подобные высказывания играли только на разобщенность общества. Как и, скажем, слова Леонида Горбачева того же периода «наши три пирога и три ребра» с привязкой к христианству, вызвавшие, мягко говоря, откровенное недоумение у последователей древней национальной веры. Были и другие его высказывания, которые лишь усиливали напряженность в обществе. К примеру, в ноябре 2019 года владыка Леонид на проповеди в главном соборе Северной Осетии подверг критике действия руководства Республики, фактически обвинив его в потворстве утверждению «неоязычества». Позже, в одном из своих интервью он даже высказал пожелание, чтобы вопросы возрождения традиционных верований в Осетии «были под особым надзором соответствующих органов». Призвав, таким образом, нарушить принцип разделения церкви и государства.Не скрывал он свое неприятие и по поводу представителейюго-осетинской епархии, в отношении которых и сегодня отзывается нелестно. И среди причин не только «раскольничество» и завербованность английской разведкой. На это указал один их пользователей соцсетей, высказавшийся в поддержку Леонида. «Православные жители региона вместо живой православной традиции получают суррогат, причем довольно терпимо относящийся к местным народным верованиям (выделено нами – прим. ред.)», – отмечено в одном из Телеграмм-каналов, выступивших в защиту товарища Леонида. Именно равное отношение к православию и народным верованиям, как уже говорилось, ставилось и в вину руководству Северной Осетии самим митрополитом Леонидом. Представляем, что будет, если митрополит Леонид узнает, что в Конституции Государства Алания прямо указывается на равенство православия и народной традиции. «Православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа», – гласит статья 33 Основного закона. Здесь бы нам хотелось выразить признательность депутатам, которые посчитали необходимым законодательно закрепить существующий синкретизм народа.

Сегодня в Республике действуют храмы Аланской епархии, Русской православной церкви, окормляют паству даже приходы Грузинской православной церкви. И если каждая юрисдикция будет служить Богу и не брать на себя мирские функции, никаких противоречий в обществе не будет. «Кесарю кесарево, Богу Богово».

Вместо послесловия

В своем Телеграмм-канале экзарх Африки, митрополит Клинский Леонид пишет: «Утро начнем с бобров. По мнению некоторых учёных, прослушивание звуков бобра, жующего белокочанную капусту, может временно снизить уровень вашего стресса на 17%». Почему бы не следовать этому, прежде чем дать злости овладеть собой.

 

С. Остаев


Опубликованно: 06-05-2023, 12:51
Документ: Аналитика > https://respublikarso.org/analytics/4765-kesaryu-kesarevo-bozhie-bogu-ili-ob-opasnosti-vmeshatelstva-cerkvi-v-dela-mirskie.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад