Вирус COVID-19: сводки с «фронта» борьбы или имеющиеся плюсы пандемии |
Коронавирусная инфекция, проникновения которой в Республику мы так все опасались, стала и нашей реальностью. Конечно же, будучи реалистами, мы понимали, что рано или поздно эта зараза проникнет и в нашу страну. И старались оттянуть этот день. Но случилось то, что случилось и нам надо жить с этим. И бороться.
Хроника черной среды О факте обнаружения первого вирусоносителя стало известно утром 6 мая 2020 года. Сперва в соцсетях, а после и из официального сообщения на информационной ленте ИА «Рес». Из хроники этого дня в информационном развитии: – В Южной Осетии выявили первый случай заражения коронавирусом у мужчины, который въехал в Республику 30 апреля из России. Он находился на карантине, после чего у него поднялась температура, проведен тест и он оказался положительным, мужчина изолирован в инфекционной больнице в отдельный бокс; – Вся группа, в составе которой находился заболевший находится на карантине, у них взяты пробы, результаты тестов будут в ближайшее время; – Человек, который оказался зараженным, находится на карантине, был исключен его контакт за пределами больницы; – Все граждане, с которыми контактировал заболевший вирусом Covid-19, находятся на карантине в стационаре с 30 апреля. – Еще два случая заражения коронавирусной инфекцией подтверждены у жителей Южной Осетии из Ленингорского района. Это мать и сын (6 лет), они лечились во Владикавказе от других заболеваний, в лечебном учреждении им провели тесты на коронавирус и выписали их. Они приехали в Южную Осетию 5 мая, и никаких клинических симптомов у них не наблюдалось. Тем не менее, по результатам тестов, которые им провели в Северной Осетии, факт их инфицирования Covid-19 подтвердился. О положительных результатах сообщили северо-осетинские эпидемиологи; – Мать и сын размещены в Цхинвале, в инфекционном отделении РММЦ. На карантин в Цхинвальской больнице помещены две медсестры и водитель, контактировавшие с этими больными во время их переезда из Ленингора в столицу. Практически на второй день начинается увеличиваться тревожная статистика инфицированных Covid-19. Четверг, 7 мая – 8 человек, пятница, 8 мая – 11 человек, 9 мая – 15, 10 мая – 22… Все они из числа граждан, прибывших из-за пределов Республики. На момент подготовки материала число зараженных коронавирус-ной инфекцией составило 30 человек. В этой ситуации удивляют один моментов. Непонятно, как это в северо-осетинской больнице не дождались результата анализов пациентов и так их выписали... По имеющейся информации среди заразившихся коронавирусом четверо лечились в больнице г.Беслана. Теперь неудивительно, что в лечебных учреждениях РСО-Алании так много инфицированных, в том числе и среди самих медработников.
Нулевой пациент В связи с коронавирусной инфекцией в мире появилось такое понятие как «нулевой пациент». Так называют человека, который первым заразился Covid-19, при этом у каждой страны свой национальный вирусоноситель №1. Нулевой зараженной COVID-19 в мире стала лаборантка Института вирусологии, расположенного в китайском Ухане. Девушка нарушила технику безопасности, пишут СМИ. В России же первый диагноз поставили мужчине по фамилии Субботин, вернувшемуся в феврале нынешнего года из Милана (Италия). Первым заболевшим в Абхазии оказался житель города Гагра.Вторым – член его семьи, третьим – житель дома, в котором проживает первый заразившийся. Правда в причерноморской республике в этой статистике почему-то не указывается женщина, жительница Гальского района, которая и была де-факто первой инфицированной COVID-19. Из трех заболевших двое выздоровели, одна женщина в возрасте скончалась. Covid-19 впервые был обнаружен в Грузии у 50-летнего гражданина страны, который в феврале вернулся на родину через Азербайджан из Ирана. Нашим же «нулевым пациентом» стал 14-летний курсант Суворовского училища. Вместе с тем, в первый день это сомнительное первенство отдавали «мужчине, который проходил лечение в северо-осетинской больнице». Действительно, такой человек среди инфицированных COVID-19 есть. И именно с ним и связывались основные тревоги. Дело в том, что сарафанное радио сообщало, что он не находился по приезду в Республику на карантине, выбрав режим самоизоляции. Но в медицинском ведомстве нас заверили, что и этот гражданин был помещен на карантин в республиканской больнице. Действительно, насколько статусным должен быть человек, чтобы соответствующие структуры позволили ему избежать общих требований по безопасности? Как показывает практика, вирус не обходит стороной ни врачей, ни писателей, ни политиков, ни чиновников. Пример Председателя Правительства РФ Мишустина тому доказательство.
Нам со шведами не по пути Ирония судьбы в том, что буквально за пару дней до того, как в Республике появился первый инфицированный было объявлено о снятии карантина с 12 мая. В школах должна была начаться учеба, аудитории ждали студентов университета и училищ. Не получилось... Правительство издало распоряжение, согласно которому школы заканчивают учебный год в дистанционном режиме. Учеба не будет продолжена в ЮОГУ и училищах. Сегодня сложно прогнозировать как сложится в ближайшие дни ситуация с коронавирусной инфекцией. Придется вводить чрезвычайное положение или надо будет просто ужесточить режим самоизоляции граждан. Конечно же, мы бы могли пойти по шведскому пути. Швеция – единственная страна Евросоюза, решившая не применять жесткие меры для борьбы с пандемией коронавируса. На территории государства нет режима ЧП или карантина, даже школы и детские сады продолжают работу. Власти сделали ставку на сознательность своих граждан, и пока эта модель продолжает существовать. Внешние границы страны закрыты с середины марта, и это, пожалуй, один из немногих запретов, который действует в стране для борьбы с коронавирусом. Но действия правительства Швеции в условиях пандемии позитивно оценивают далеко не все. Государство сталкивается с критикой со стороны своих партнеров и даже собственных граждан. В частности, внутри страны СМИ систематически поднимают вопрос об эффективности принимаемых мер. Впрочем, данная модель определенно не подходит всем странам. К примеру, американский президент Д.Трамп уверен,что путь Швеции привел бы к 2 млн смертей в США. «Швеция отличается от нас. Они пошли по другому пути. Начнем с того, что они очень дисциплинированная страна», – подчеркнул президент США. Едва ли шведская модель подойдет и Южной Осетии с учетом пренебрежения нашими гражданами санитарных мер. Остается надежда на жесткое государственное регулирование. Есть и необычные предложения. Один из независимых экспертов А.Бежанов предложил свой план. И план этот в духе его интеграционно-объединительной концепции. «Пандемия – это война с невидимым врагом, война всего осетинского народа. В Осетии есть коронавирус, в связи с чем предлагаю в Алагирском и Дзауском районах Осетии создать карантинные зоны, где и разместить всех зараженных. Разместить в базах отдыха, которые пустуют. Государство может арендовать на время карантина эти базы и заодно облегчить сложное финансовое положение данных баз», – предлагает эксперт.
Коллизии умонастроений Тень коронавируса в определенной мере повлияла и на умонастроения в стране. В среду, 6 мая, многие в Республике были в подавленном настроении – все же мы надеялись, что закрытие границ позволит избежать худшего. Но теперь все смирились с неизбежностью и стараются жить в новых реалиях. Едва ли можно разделить злорадство скептиков из соцсетей, которые предупреждали нас о неизбежности вспышки эпидемии. Их наводящие панику мантры порой заставляли думать о том, что они так и жаждут, чтобы их мрачные прогнозы сбылись. Но что интересно: говоря о том, что простые граждане не придерживаются карантина и самоизоляции, они сами выставляли в Фейсбук и Инстаграмм свои фотографии с шашлыками и рогом с аракой в руках. После того, как режим пересечения государственной границы был ужесточен, а в Республике фактов Covid-19 не проявилось, стало понятно, что зараза теперь может быть завезена только извне. Сперва опасения были связаны с российскими военнослужащими и дипломатами, которым все же разрешалось выезжать-въезжать через границу. Но мы должны понимать, что руководство и военной базы, и Погрануправления само кровно заинтересовано, чтобы не допустить инфицирования своих подчиненных. В конце-концов это может обернуться для них взысканиями со стороны вышестоящего начальства. После опасения вызывали водители грузовых автомашин, прибывающие с грузами из Северной Осетии, затем тревогу вызывали граждане, возвращающиеся на родину из России, эти опасения сменились тревогой, что вирус может быть занесен студентами, обучающимися в российских вузах. Сегодня раздаются нотки недовольства тем, что вирус все же пришел в страну с курсантом Суворовского училища и гражданами, прошедшими лечение в РСО-Алании. Но могли бы мы позволить оставаться нашим соотечественникам за пределами страны. Действительно, если у людей есть, где остаться в России или Владикавказе, то они должны были этой возможностью воспользоваться, как сделали это десятки жителей РЮО и часть тех же студентов и курсантов российских вузов. Но те, у кого не было выбора должны и будут возвращены на Родину. И отношение к прибывающим должно быть, как если бы это были члены нашей семьи. Не будем же мы забрасывать камнями автобусы с возвращающимися на родину гражданами, как это сделали на Украине?! В этой связи закономерно обращение президента А.Бибилова, которое он опубликовал в соцсетях: «Читаю комментарии некоторых пользователей и, мягко говоря, удивляюсь их отношению к нашим гражданам, приехавшим к себе домой, удивляюсь тому негативу, который адресован им! Уважаемые друзья, они наши отцы и матери, братья и сестры, дочки и сыновья, наши студенты и курсанты!!! И те, которые выявлены – тоже наши, это все мы, весь народ! Я всех призываю еще раз не паниковать, быть более терпимее и сдержаннее друг к другу!». Сейчас все в руках врачей и эпидемиологов. Надеемся, что за те два месяца, которые прошли со дня актуализации опасности Covid-19, в лечебных учреждениях страны были подготовлены специалисты, которые могут работать с инфицированными гражданами. И, в первую очередь, медработники, которые могут обращаться с аппаратами искусственной вентиляции легких. Во всяком случае о том, что в этом направлении идет работа, в СМИ сообщалось. В любом случае, деятельности медицинской сферы страны еще предстоит дать оценку. В общем и в частности.
Нет худа без добра Как ни странно это прозвучит, но два безмятежных месяца без COVID-19 не прошли без положительных итогов. Люди стали больше общаться в семьях, снова стали читать книги, гулять на свежем воздухе. Но были среди наших граждан и такие, кто решил добросовестно соблюдать режим самоизоляции. Правда, для некоторых из них это обернулось лишним весом. Так, один из сотрудников фирмы по производству пластиковых окон «нагулял» за месяц …20 кг! Многие вернулись к труду на земле. Призыв: «Все на поля!» нашел реальный отклик у населения, тем более, что карантин пришелся на самый разгар сельхозработ. Узнав о порыве своих цхинвальских знакомых, одна дама, проживающая во Владикавказе, предложила им обработать, принадлежащий ей земельный надел в селении Ног-кау. С другой стороны, государственная казна получила немалую экономию на командировочных и расходах на ГСМ. Только на участниках Женевских дискуссий эта экономия составило круглую цифру. Теперь вместо расходов на дорогие авиабилеты иностранных авиакомпаний и номера в гостиницах Женевы, наши представители тратятся только на интернет в процессе общения по видеосвязи со своими западными коллегами. Перестали гонять служебный транспортво Владикавказ и обратно и чиновники разного ранга, обычно удачно приурочивающие служебные дела к поездкам в личных целях. Стала проявляться общественная активность, выявилось реальное движение волонтеров. Правда, зачастую, к сожалению, оно порой бывает больше похоже на элементарный пиар. И еще. Ситуация с коронавирусом позволила получить ценный организационный опыт для государственных структур. В ближайшей перспективе – это даст возможность оценить инициативу и исполнительность отдельных чиновников, а для будущего – апробацию действий власти в условиях кризиса мирового масштаба. Л.Джиоев
Опубликованно: 18-05-2020, 18:21 |
Вернуться назад |