Южная Осетия как остров в бушующем море эпидемии

Южная Осетия как остров в бушующем море эпидемииНа момент подготовки материала в Южной Осетии не было зафиксировано случая обнаружения больного с коронавирусной инфекцией. Но, к сожалению, опасность проникновения на территорию РЮО Covid-19 остается реальной. Причина в том, что наша Республика находится в окружении стран, где больные с данным симптомом стали реалиями жизни.

Враг у границы

Сначала о Грузии, которая в настоящее время является главной угрозой проникновения Covid-19 на территорию РЮО, поскольку ее граждане периодически незаконно пересекают государственную границу с Южной Осетией. Об этом, в частности, заявил Комитет государственной безопасности устами своей пресс-службы. В период с 23 по 30 марта у нескольких нарушителей границы – граждан Грузии – выявлены признаки острого респираторного заболевания (ОРЗ). Все они, в целях обеспечения безопасности РЮО, выдворены за пределы Республики.

Однако соседняя страна по-прежнему остается источником инфекции. Первый случай заражения в Грузии был зафиксирован еще 26 февраля. На 3 апреля в стране обозначено уже 130 лабораторно подтвержденных случаев. В карантине находится более 5 тысяч человек. Наиболее сложная ситуация сложилась в городах Болниси и Марнеули, которые фактически закрыты для въезда и выезда. На всей территории Грузии объявлен карантин. В ночь с 31 марта на 1 апреля введен комендантский час. Запрещается выходить на улицу с 9 вечера до 6 утра. Запрет касается как передвижения пешком, так и на машине (передвижение по пропускам во время комендантского часа разрешено только сотрудникам специальных служб, медикам и... журналистам). Запрещается передвижение общественного транспорта всех типов (в том числе метро). Днем разрешается передвигаться только на легковых автомобилях (в том числе такси). Запрещается нахождение в одном пространстве более трех человек. Это не касается аптек и продуктовых магазинов, но там должна соблюдаться дистанция в два метра между людьми. Людям старше 70 лет запрещается выходить на улицу. Все граждане, находящиеся вне дома, должны при себе иметь документ, подтверждающий личность. Нарушителям изоляции грозит штраф в три тысячи лари, это около 70 тыс. рублей. Особый режим работы предусмотрен для сотрудников грузинских тюрем. Назначено 780 работников, которые на протяжении следующих недель будут жить на территориях тюрем, не покидая их, чтобы не было опасений, что какой-либо инспектор-контролер может занести вирус в тюрьму. Данные ужесточения ограничений, продиктованных чрезвычайным положением, связаны с внутренним распространением коронавируса, заявляют власти.

При этом не закрыт канал общения со странами, где высокая активность инфекции. Так, 1 апреля чартерными рейсами в Грузию вернулись 179 граждан. В их числе и те, кто уже давно осел на Западе в статусе эмигранта. Но дело в том, что люди там столкнулись с безразличием к их безопасности со стороны западных властей и предпочитают переждать опасность в Грузии. Например, в Испании от короновируса скончалось трое грузин.

При всей, казалось бы, серьезности принимаемых мер в соседнем с нами государстве, неподконтрольной официальнымвластям остается Грузинская православная церковь. Патриарх Илия IIзаявил, что закрыть двери храмов нельзя, и они будут открыты для тех, кто пожелает прийти в церковь. Иными словами, грузинская церковь не собирается выполнять правила, предписанные введенным в стране чрезвычайным положением. Более того, грузинская церковь решила взять инициативу в свои руки. Начали с Тбилиси, где священники на открытых автомашинах объехали город и окропили его святой водой. После взялись за небесные выси. Грузинскую столицу благословил с небес епископ Бодбийский Иаков (Якобашвили). Священнослужитель с Иерусалимской иконой Божьей матери облетел город на вертолете. Теперь ГПЦ планирует более масштабное мероприятие – «воздушный крестный ход» по периметру страны. Надеемся, в грузинской церкви осознают, что юрисдикция ГПЦ давно уже не распространяется на Южную Осетию и Абхазию. А то ведь, не дай Бог, вертолет с попами попадет в зону действия национальных ПВО...

Коронавирус. Северное направление

То, что Грузия является основным источником проникновения коронавирусной инфекции, понятно. Но большой риск сохраняется и с северного направления. Особенно после того, как 1 апреля было заявлено о первых инфицированных больных на территории РСО-Алании. К сожалению, эта информация не оказалась первоапрельской шуткой.

То, что проникновение Covid-19 в Северную Осетию было делом времени, понимали все. И тут даже бравурный, мотивационный видеоролик осетинского популярного певца Феликса Царикати «Ударим по коронавирусу осетинской аракой и чесноком» не мог никого успокоить.

На момент написания статьи на Севере Осетии было зафиксировано четыре случая заболевания. Все зараженные находятся в Беслане, сообщил глава управления Роспотребнадзора Алан Тибилов. «Оба первых случая заболевания коронавирусной инфекцией являются контактными. Новые заразившиеся имели контакт с двумя первыми», – уточнил главный санитарный врач РСО-А. Признаться, даже удивительно, что Северная Осетия, находящаяся на перепутье между северокавказскими республиками с одной стороны, и Россией и Закавказьем с другой, оставалась так долго вне зоны внимания враждебной инфекции.

В пяти регионах Северо-Кавказского федерального округа по официальным данным на 2 апреля зарегистрировано 58 пациентов с диагнозом «коронавирусная инфекция». Это Ставропольский край, Чечня, Кабардино-Балкарская Республика, Дагестан и Северная Осетия. При этом количество зараженных коронавирусом только за одни сутки в Дагестане увеличилось с 15 до 25 человек. На Ставрополье количество инфицированных выросло до 11 человек.

В Чеченской Республике ситуация менее позитивная. Здесь от COVID-19 умерла первая пациентка. Общее число пациентов с коронавирусом достигло 10 человек. Неудивительно, что в Грозном пошли на кардинальные меры. Выехавшим из Чечни жителям рекомендовано вернуться до 5 апреля, после этого все административные границы будут закрыты в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Об этом в среду, 1 апреля, в прямом эфире в социальной сети Инстаграм заявил глава республики Рамзан Кадыров. «Все, кто хочет вернуться, должны это сделать до 5 апреля. После этого никого не запустим, кроме продовольственных и медицинских перевозок. Мы приступим к санитарной очистке населенных пунктов», – сказал он.

Северная Осетия административных границ закрывать не собирается, хотя ограничительные меры ужесточила. Еще 16 марта глава Северной Осетии Вячеслав Битаров подписал указ о введении в Республике режима повышенной готовности из-за ситуации с коронавирусом. Указ обязывает Администрацию главы и Правительства Северной Осетии, а также Комитет по делам печати и массовых коммуникаций обеспечить информирование населения «о мерах профилактики коронавируса и мероприятиях по предотвращению его завоза и распространения на территории региона». Сейчас же, после того как коронавирус в Республике стал реальностью, ограничения расширились. С 1 апреля было прекращено движение автотранспорта по всем маршрутам: в городе и между населенными пунктами, за пределы Республики.

Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров в день обнаружения заразившихся жителей РСО-Алании провел экстренное совещание с руководителями лечебно-профилактических учреждений. Обращаясь к участникам совещания, руководитель Республики отметил, что на сегодняшний день важна готовность всех учреждений здравоохранения Северной Осетии. В первую очередь, речь идёт о качественном оснащении необходимым оборудованием, в наличии также должны быть все лекарственные препараты и медицинские изделия. Фотографии с этого совещания красноречиво показывали всю серьезность угрозы – все его участники, кроме В.Битарова и Председателя Правительства Т. Тускаева, были в медицинских масках.

В создавшейся ситуации не наблюдается персональная ответственность жителей Северной Осетии. Здесь 39 человек привлечены к ответственности за нарушение условий соблюдения домашнего карантина. Кроме того, правоохранители вручили около 3 000 уведомлений лицам, которые вернулись из зарубежья и стран СНГ. Они должны соблюдать домашний карантин.

Между тем, к нарушителям карантина по всей России теперь будут принимать жесткие меры. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому устанавливаются штрафы за нарушение карантинного режима. Согласно документу, если гражданин нарушил режим карантина в условиях угрозы распространения заболевания, ему будет грозить штраф в размере от 15 тыс. рублей до 40 тыс. рублей. Для должностных лиц устанавливается наказание в виде штрафа от 50 тыс. рублей до 150 тыс. рублей, для юридических лиц – от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток. Если указанные правонарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, размер взыскания составит для граждан от 150 тыс. рублей до 300 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, для юридических лиц – от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Эти штрафные санкции коснутся и жителей Северной Осетии, что должно повысить степень их личной ответственности перед угрозой эпидемии. Это тем более важно, что, по мнению Главного врача-инфекциониста министерства здравоохранения РСО-Алании Валерии Тавасиевой в Северной Осетии коронавирусом может переболеть значительная часть населения. Такой неутешительный прогноз она сделала на брифинге с журналистами еще 28 марта: «Судя по ситуации в мире, этот вирус нас не минует. 70-80% населения переболеет коронавирусом. Но нужно сделать так, чтобы не заболели все одномоментно, чтобы не было резкого скачка. Чтобы врачи могли оказывать качественную помощь», – сказала она.

Абхазия перед лицом угрозы

Грустный парадокс в том, что именно Абхазия оказалась в вопросе распространения коронавируса на стыке российского и грузинского факторов. Проникновение вируса в эту страну засвидетельствовано с пугающей объективностью. Утром 29 марта 2020 года грузинка Нино Хецуриани въехала на территорию Абхазии со стороны России и в сопровождении родственников на личном автомобиле племянника проследовала к месту проживания в село Аберкыт Гальского района Республики – именно эта женщина и оказалась первым инфицированным человеком на территории черноморской республики. При этом вирусоноситель проехала всю Абхазию от запада до востока. Самое тревожное же то, что диагноз «коронавирусная инфекция» у жительницы Абхазии установили в больнице г.Зугдиди, что на сопредельной грузинской территории. При том, что границу с Грузией в течение этого времени никто не пересекал. Но Н.Хецуриани ее перешла. И тут только два варианта: либо переход через контрольно-пропускной пункт состоялся и ответственные лица это просто умалчивают, либо, что наиболее вероятно, переход женщина осуществила нелегально. Что тревожит не меньше.

С 30 марта круг лиц, контактирующих с Хецуриани, пребывает в режиме строгого карантина. Профильные органы установили людей, с которыми контактировала женщина с подозрением на коронавирус. К счастью, жителей республики, с которыми она контактировала, не так много. На данный момент их всего 12 человек.

После того, как у гражданки Нино Хецуриани подтвердился коронавирус, все дороги, ведущие в Гальский район Абхазии, были перекрыты сотрудниками правоохранительных органов. Жители района, после того как у Хецуриани был зафиксирован коронавирус, предпочли самоизолироваться. Сейчас въехать в район и выехать из него могут только должностные лица, пограничники и члены Координационного штаба по борьбе с коронавирусной инфекцией. Также пропускают спецтехнику: скорую помощь и машины МЧС Абхазии. У всех, кто въезжает и выезжает из города, проверяют температуру.

В Абхазии, приняв ситуацию проникновения коронавируса в страну как свершившийся факт, видят в случившемся и свои положительные стороны. У людей, наконец-то, появилось понимание всей серьезности ситуации. Но в Абхазии, как, впрочем, и у нас в Южной Осетии, люди не всегда трезво оценивают опасность. Как пример, свадьба на 700 человек, которую в прошедшее воскресенье сыграли в селе Баслаху Очамчырского района Абхазии. Видео с торжества быстро распространилось по соцсетям и вызвало немало осуждений среди интернет-пользователей.Около 150 приглашенных не пришло на свадьбу, но людей все равно было много. Свадебное пиршество состоялось, несмотря на предостережение главы администрации района.

Необходим жесткий барьер

Южная Осетия имеет меньше возможностей для медицинских мер, чемв Северной Осетии, но зато гораздо больше для того, чтобы избежать проникновения инфекции на свою территорию. Прежде всего, закрытием наглухо границы с Грузией, что своевременно и было сделано. Однако, несмотря на принимаемые меры, переходы через линию разграничения не прекращаются. По сообщению пресс-службы КГБ РЮО с 26 февраля, когда в Грузии появился первый зараженный коронавирусом, по 30 марта пограничной службой Южной Осетии зафиксировано около 20 случаев нарушения государственной границы.

Не менее важно установить жесткий контроль и на северо-осетинском направлении. Здесь ответственность лежит на пограничниках и тех структурах, которые должны отслеживать самоизоляцию приезжающих в Республику граждан. На карантине по прибытии должны находиться все, вне зависимости от их статуса. Например, в Грузии и России инфицированными оказались и чиновники, и известные артисты, и врачи.

К сожалению, меры контроля на российско-югоосетинской границе оставляют желать лучшего. Нет тепловизоров, не производится замер температуры въезжающих в Республику граждан, пограничники имеют ограниченный запас перчаток и медицинских масок. Может быть сейчас ситуация изменилась. Одно радует, что поток транспортных средств, а вместе с этим прибытие потенциальных вирусоносителей значительно уменьшился. У нас всего одна дорога, по которой инфекция может попасть в страну и ее надо жестко контролировать.

Внутри страны также вводятся ограничительные меры. Так, не успели жители Республики полноценно «переварить» обширное Постановление Правительства о мероприятиях по предупреждению завоза и распространения коронавируса и определить, кого оно касается в первую очередь, как последовало принятие нового документа о дополнительных мерах. В нем, в частности, сообщается о временном ограничении пересечения российско-югоосетинской государственной границы через пункт пропуска «Рук» и необходимости обеспечения здесь дезинфекции автотранспортных средств. Кроме того, увеличился список предприятий и организаций, которым надлежит закрытие на карантин. Теперь к большинству торговых точек, спортивным объектам, кафе, ресторанам (последним разрешено работать только на вынос) добавились салоны красоты, парикмахерские, косметические, массажные и СПА-салоны и иные подобные объекты, кроме того запрет наложен на объекты, осуществляющие гостиничную деятельность, а также санаторно-курортное лечение. Список расширен авторемонтными мастерскими и объектами бытового обслуживания населения, включая ателье, мастерские по пошиву и ремонту обуви и оказанию подобных услуг. Прописаны в соответствующих решениях и санкции за несоблюдение карантинных мер – нарушителям грозит штраф до 20 тысяч рублей.

Многие ведомства уже приступили к исполнению Постановления Правительства в предоставлении права беременным женщинам, лицам, достигшим 65-летнего возраста, и лицам, страдающим рядом хронических заболеваний, самоизолироваться в домашних условиях с сохранением заработной платы. Предоставляется также освобождение от работы с сохранением зарплаты одному из лиц, осуществляющих уход и присмотр за детьми до 10-ти лет. Кроме того, многими руководителями уже рассмотрена возможность на время карантина перевода ряда работников на дистанционный режим работы... Таковы нынешние реалии. И дело не в том, что общая паника поглотила и Южную Осетию. Просто здравомыслие еще никто не отменял. Эпидемия сузила свои границы вокруг нашей Республики и предлагаемые превентивные меры логичны. Кроме того, необходимо соблюдение и гигиенических мер, о которых ежедневно говорят специалисты. От каждого гражданина требуется элементарная ответственность. Именно поэтому на последней сессии Парламента страны высказывалось предложение объявить в Республике общий карантин длительностью в десять дней. И тут важно понять, что эпидемия не является неизбежностью. Например, в Карачаево-Черкесии и Ингушетии подтвержденных случаев заболевания до сих пор также нет – они входят в 10 регионов, нетронутых COVID-19. В этом положительном списке по России также Алтай, Тува, Карелия, Ненецкий и Ямало-ненецкий автономные округа, Чукотка, Камчатка и Еврейская автономная область. Сюда же входим и мы. И дальнейшее здесь нахождение зависит только от нас самих…

Ацамаз Гаглоев


Опубликованно: 06-04-2020, 16:06
Документ: Аналитика > https://respublikarso.org/analytics/3035-yuzhnaya-osetiya-kak-ostrov-v-bushuyuschem-more-epidemii.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад