Призрачный Китай или из истории инвестиционной деятельности в Южной Осетии

Призрачный Китай или из истории инвестиционной деятельности в Южной ОсетииЭкономика молодых государств Абхазии и Южной Осетии сегодня очень нуждается во внешних инвестициях. Финансовые заимствования могут стать основой для экономического рывка, который станет основой национального суверенитета. Пока что в этом вопросе достижений немного. Тем более вызывает интерес появление любой перспективы в сфере внешних финансовых заимствований.

На днях стало известно, что к Абхазии проявляют интерес китайские инвесторы. Речь идет об особой экономической зоне для реализации различных проектов, в частности, о создании в Абхазии предприятий по сборке мобильных телефонов, производству электромобилей. Несложно предположить, что китайских производителей в данном конкретном случае интересует не крохотный абхазский рынок, а, скорее всего, близость российского рынка и возможность выхода на него. Правда в Сухуме многие сомневаются в том, что эта инициатива получит воплощение в реальности.

К сожалению, в Южной Осетии уже есть пример неудавшегося сотрудничества с китайским бизнесом. В 90-х годах в Республику приезжала женщина-предприниматель из Китая, которая планировала открыть на базе пустующей тогда швейной фабрики производство канцтоваров. А в 2009 году для оценки инвестиционных возможностей и организации производства в Республике побывали представители китайской компании «Группа Бейфа». Но все осталось на уровне добрых намерений.

Вообще, тема присутствия китайцев в Южной Осетии имеет свою небольшую историю. В 1917 году известный общественный деятель, инженер Рутен Гаглоев побывал в Батуме, где приобрел на складах российской армии два вагона строительных материалов для строительства перевальной дороги через Кавказский хребет. Вместе со стройматериалом в Дзау прибыли не только доски, кирки, лопаты и динамит, но и несколько десятков китайских рабочих (китайцев в это время было много в любом порту мира, где они работали грузчиками). Но, как известно, дорожные работы вскоре были свернуты по причине противодействия грузинских властей, опасавшихся дать южным осетинам транспортный выход на Россию. Уехали и китайские рабочие. Но не все, несколько человек остались в Южной Осетии. Они работали в Цхинвале на разных подсобных работах и пользовались уважением за неприхотливый нрав и работоспособность. Последний представитель этого народа на юге Осетии умер в Цхинвале в 50-х годах прошлого века. Позже китайские рабочие в большом количестве присутствуют в Южной Осетии уже в наше время. К примеру, большая часть рабочих на строительстве газопровода «Дзуарикау-Цхинвал» была из Китая. При этом факт присутствия китайцев на этот строительстве долгое время почему-то держался в тайне, пока во время репортажа местного телевидения о больнице в Квайса в кадр не попал пациент с характерным разрезом глаз. Впрочем, для жителей Кударского ущелья участие китайцев в работах на газопроводе никогда не было секретом. Но после их пришлось спешно эвакуировать в период грузинской агрессии августа 2008 года.

Необходимо отметить, что представителями азиатского бизнеса, предлагавшим планы по развитию экономики страны были не только китайцы. В марте 2007 года в Республику прибыла делегация южнокорейской нефтедобывающей компании «Донгхе Танхвасусо». Вот что писали СМИ по поводу этого визита: «Делегация из Южной Кореи прибыла в страну накануне и уже посетила районы Республики, где предполагается проводить разведочные работы… по выявлению в недрах земли нефтяных залежей. В случае, если нефть будет найдена, право на ее добычу (с соблюдением интересов Южной Осетии) получает южнокорейская компания. Руководитель делегации Квон Кван Чин заверил, что для разведочных работ будут использоваться современные технологии... Все экологические нормы будут соблюдены».

В феврале 2016 года Президент Л.Тибилов выступил с Посланием к народу и Парламенту РЮО. Особый интерес вызвало сообщение о том, что предполагается создание современного медицинского учреждения в Дзау, заинтересованность в котором проявили корейские инвесторы. Сообщалось, что это будет лечебно-профилактическое учреждение с самым современным медико-диагностическим оборудованием, в том числе и магнитно-резонансным томографом.

Непростая статистика и с российскими инвесторами. Первой ласточкой стала «Евросеть» Евгения Чичваркина. В центре Цхинвала был открыт салон по продаже мобильных телефонов. Тогда казалось, что после признания независимости РЮО Российской Федерацией в страну активно будут заходить российские инвесторы. Впрочем, в первое время при всем желании не было необходимых условий. Кроме того, говорится, что законодательная база страны не отвечала инвестиционным требованиям. Необходимость создания соответствующей нормативно-правовой базы обозначила в свое время зампред Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции, Южной Осетии и Абхазии Татьяна Москалькова. «Необходимы Гражданский, Гражданско-процессуальный и Арбитражный кодексы, закон об административных правонарушениях. Без этого не установлены правила игры. Вы применяете российские кодексы, но это не совсем правильно. Нужны законы о противодействии коррупции, с тем, чтобы инвесторы, придя сюда, чувствовали себя защищенными, понимали правила игры, налоговые отношения и т.д. Инвестор не идет сюда из-за отсутствия законодательной базы», – была категорична российский представитель.

На сегодня практически все препятствия для инвесторов в плане законодательства устранены, но должной активности концессионеров пока не наблюдается. Хотя порой надежда все же появлялась. В апреле 2016 года в Южную Осетию прибыл целый десант представителей российского бизнес-сообщества: председатель Совета директоров ООО «Крона-маркет» Леонид Раков, председатель Совета директоров ООО «Международные инвестиционные системы» Александр Власенко, председатель Совета директоров «Московского комбината строительных материалов» Андрей Чижик и другие. Были предложены проекты, под которые планировалось выделить денежные средства. Особый интерес вызвало намерение выращивать на полях Цинагарской зоны…спаржу. Этот диковинный для полей Республики продукт мы так и не увидели, впрочем, как и самих инвесторов. Еще один инвестиционный проект-призрак – молочный комплекс в селе Аунеу (Знаурский район), рассчитанный на содержание 496 голов крупного рогатого скота. В итоге, в возведенных стенах комплекса так ни разу и не промычала корова J. Впрочем, порой даже соглашения, которые были оформлены на уровне официальных документов, не реализуются. В 2017 году министрэкономического развития Южной Осетии Вильям Дзагоев и директор по проектам Московской компании инновационных технологий Михаил Кожевников подписали в Цхинвале соглашение, которое пред-

полагало строительство завода по переработке металла. Было сообщено, что на объект предусмотрены инвестиции до 1 миллиарда рублей. На нем должны были быть заняты до 50 человек…

Впрочем, успехи других проектов, созданных на внешних заимствованиях, в первую очередь фабрика БТК-4, а также «Винодельня «Иронсан», «Натур-План», «Южный сад»… – вселяют надежду на положительный опыт вложения инвестиций в экономику нашей страны.

С.Остаев


Опубликованно: 02-12-2019, 23:26
Документ: Аналитика > https://respublikarso.org/analytics/2833-prizrachnyy-kitay-ili-iz-istorii-investicionnoy-deyatelnosti-v-yuzhnoy-osetii.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад