Ленингорский район. Жизнь на стыке двух реальностей

Ленингорский район. Жизнь на стыке двух реальностейВ связи с ситуацией вокруг грузинского полицейского поста над селением Цънелис Лопанской зоны Знаурского района в центре внимания оказались и пункты пропуска на государственной границе с Грузией. В связи с нагнетанием официальным Тбилиси напряженности на ряде участков госграницы Южной Осетии и осложнением оперативной обстановки в приграничной зоне было приостановлено функционирование мест пересечения югоосетино-грузинской государственной границы «Раздахан» и «Синагур».

Юго-осетинская сторона эту меру назвала зеркальным ответом на недружественные действия соседнего государства. Официальный Тбилиси с этим не согласился, попытавшись перевести вопрос закрытия пунктов пересечения госграницы из политической в гуманитарную сферу. Но как можно держать открытой границу с государством, которое проводит на линии разграничения враждебные действия?!

Как бы то ни было, власти Грузии и их западные покровители использовали факт временного закрытия государственной границы в пропагандистских целях. Правда, в этот раз особой истерии не было. Как заявил заместитель директора аналитического департамента Службы государственной безопасности Грузии (СГБ) И. Антадзе, оснований для паники в связи с закрытием границы нет. «Что касается ситуации, создавшейся в Ахалгори (грузинская версии названия п.Ленингор – прим. ред.), на данном этапе нет никаких индикаторов, чтобы оценивать ее как кризис».

Что ж, вполне разумная оценка. Более того, часть жителей Ленингорской зоны даже получат от этой ситуации преференции. Так, абитуриенты, проживающие здесь, которые не смогли выехать в Гори и Тбилиси для участия в экзаменах в вузы Грузии, будут зачислены в учебные заведения без экзаменов. Критики же действующих властей Грузии, наоборот, пытаются драматизировать ситуацию, предлагая кардинальные меры. Так, грузинский политолог Г. Васадзе предлагает провести эвакуацию из Ленингорского района всего грузинского населения. При этом обеспечив их всем необходимым дляпроживания на новом месте. «Бюджет выдержит – не так-то уж там много народу», – оптимистично заявляет Г.Васадзе.

Здесь необходимо отметить, что цитируемый нами политолог не полностью владеет информацией. Дело в том, что большинство жителей грузинской национальности Ленингорской зоны и так обеспечены всем необходимым в Грузии, так как имеют там статус беженца и жилье в приграничном поселке Церовани.

По переписи 2015 года в Ленингорском районе проживало 2330 граждан грузинской национальности. И имеют они очень интересный и во многом уникальный статус. Начнем с того, что значительная часть из них живет на два дома,

причем в буквальном смысле, имея жилье по обе стороны государственной границы. Пенсионеры получают как российскую, так и грузинскую пенсии. А некоторые жители поселка Ленингор и двойную зарплату, числясь в госучреждениях и в РЮО, и в Грузии. В районе функционирует не только грузинская школа, но для местного населения есть широкие возможности для участия в религиозной жизни. Здесь служат три священника грузинской православной церкви (ГПЦ): отец Исайа, отец Георгий и отец Антоний, каждый при своем храме, функционирует женский монастырь.

Необходимо отметить, что отношение к жителям этой приграничной зоны было всегда особенным. Но главное то, что предоставлена возможность свободно пересекать государственную границу в обоих направлениях (временные ограничения не в счет). Проводится, правда с разной интенсивностью, и работа, чтобы граждане грузинской национальности района интегрировались в юго-осетинский социум. Но иногда в этом стремлении бывают и перегибы. Так, участником каждого более или менее значимого мероприятия в одно время обязательно становилась бывшая сотрудница Дома детского творчества Тамара Меаракишвили. Ее привозили в Цхинвал на разного рода встречи президента с общественностью, круглые столы. Видимо, стараясь создать ощущение, что грузинское население Ленингорской зоны через нее представлено на общественных площадках Республики. При этом это внимание прежних властей ее саму всегда забавляло, о чем Т.Меаракишвили часто говорила с иронией. Во что сегодня вылилась идея с «проектом Меаракишвили», мы все видим.

Впрочем, положение населения в приграничной зоне волнует власти Грузии не только на юго-осетинском направлении. Было сообщено, что Агентство международного развития США (USAID) выделит 500 тысяч долларов на реализацию инновационных бизнес-идей в грузинских селах у границы с Южной Осетией и Абхазией.

Порой высказываются пожелания неизменно оставлять за жителями Ленингорской зоны режим наибольшего благоприятствования, мол, в противном случае мы просто рискуем получить враждебную общину внутри государства. Но нам интересно, почему такого враждебного национального сообщества не возникло в Знаурском районе. Наоборот, именно Знаурский район и показывает положительный пример интеграции грузинского населения в канву общественно-политической жизни Южной Осетии. Те же жители селения Аркнет, оставаясь грузинами, в своем отношении к судьбе Республики порой больше осетины, чем некоторые из самих осетин. Мы уже не говорим об их прекрасном знании осетинского языка. Или жители грузинской национальности Синагурской зоны, которые имеют тот же статус, что и жители зоны Ленингорской. Однако там никакого напряжения мы не наблюдаем. Так что дело не в закрытии или открытии пограничных переходов, а в привитии отношения к Южной Осетии как к своему государству, как к своей Родине.

А пока что в Ленингорской зоне по документам, выданным им в Грузии, большинство грузин числятся беженцами. И спокойно пользуются благами и своего статуса в Грузии, и преференциями проживания в Южной Осетии.

Жители могут свободно пересекать границу, выезжать в Грузию, и, вернувшись, жить в своих домах в Ленингорском районе Южной Осетии, заниматься своим хозяйством. Но это абсурд – если человек имеет возможность посетить свой дом и жить в нем, то он не может считаться беженцем.

По поводу этой коллизии один из прежних руководителей Администрации Президента РЮО предложил – до тех пор, пока тот или иной житель Ленингорского района не привезет справку из так называемого «Министерства по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселению Грузии», что он отказывается от статуса беженца, что его никто не выгонял, пока не сдаст свой дом в Церовани, запретить ему выезжать (и заезжать) в район. Если уж человек числится беженцем из Южной Осетии, то таковым он должен быть на самом деле!

Перед зданием администрации Ленингорского района стоит постамент с бюстами Коста Хетагурова, Александра Пушкина и Шота Руставели. Это своеобразный символ мультикультурализма, который должен стать объединительной средой для всех жителей района. Пока что это только добрые пожелания.

С. Остаев


Опубликованно: 14-10-2019, 13:15
Документ: Аналитика > https://respublikarso.org/analytics/2746-leningorskiy-rayon-zhizn-na-styke-dvuh-realnostey.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад