Кто станет главой дипломатического представительства Южной Осетии в России?
Все-таки хорошо, что у нашей общественности время от времени появляется тема для обсуждения. Договор с Россией подписан, страсти по нему, бушевавшие с начала года, улеглись. Теперь вот новая пища для анализа и пересудов – назначение посла РЮО в Российской Федерации.
История юго-осетинского посольства в России не богата на количественные показатели. Первый посол был назначен в январе 2009 года. Им стал Дмитрий Медоев, он же пока единственный в списке послов за всю недолгую историю дипломатических отношений между РЮО и РФ. От своей должности Д.Медоев был освобожден 2 марта 2015 года, проработав руководителем дипломатического представительства шесть лет.
Глава государства Л.Тибилов так объяснил это кадровое решение: «Вы хорошо знаете, что Дмитрий Николаевич Медоев проработал послом в РФ более пяти лет. Это срок, который обычно является сроком исполнения обязательств. Это было обычное кадровое изменение».
Считается, что о своем увольнении Д.Медоев узнал в дороге, когда возвращался из Цхинвала в Москву. В столице РЮО он находился, в том числе, и с целью организации презентации двух своих книг по истории Республики. На презентации присутствовал, в частности, министр иностранных дел Д.Санакоев. Ни по самому Д.Медоеву, ни по Д.Санакоеву не было заметно, что к этому времени уже было принято какое-то решение в дипломатической сфере. Ни полуслова, ни полунамека. Более того, сам Д. Медоев обещал некоторым из присутствующих на презентации гостей, способствование в решении ряда проблем, связанных с учебой их детей в российских вузах... Но уже во второй половине дня стало известно об его увольнении.
Высказывается мнение, что Д.Медоев за время пребывания на должности посла наработал обширные связи среди российского политического и иностранного представительского сообщества. И, мол, его отстранение по этой причине было нежелательно. Однако все мы понимаем, что, во-первых, длительное пребывание на одной должности кроме обрастания связями, приводит и к стагнации, а во-вторых, надо проводить ротацию дипломатических кадров страны для получения ими практического опыта. До сих пор же сменяемость в дипломатическом ведомстве относилась исключительно к рядовым сотрудникам посольств. Так, сотрудники МИД обычно командируются в посольство на два года, после чего должны сменяться «новой кровью».
Кстати о кадрах. В настоящее время в Республике дипломатическим рангом посла обладают несколько человек: помимо послов РЮО в Абхазии и Никарагуа (Венесуэле) это непосредственно сам глава МИД Д. Санакоев, руководитель Администрации Президента Б. Чочиев, полпред Президента по постконфликтному урегулированию М.Джиоев и советник Президента К. Кочиев. Таким образом, любой из них может стать действующим послом РЮО в Российской Федерации.
Впрочем, тут надо сделать небольшое пояснение. Ранг посла отличается от должности посла. Дипломатический ранг может присваиваться лицам по роду своей деятельности, связанной с работой во внешнеполитической сфере. Впрочем, для того, чтобы человека назначили послом в дружественную страну не обязательно иметь ранг посла или базовое дипломатическое образование. На должность руководителя дипломатического представительства иногда назначаются и лица, не являющиеся карьерными дипломатами. По традиции, перед выездом они проходят краткосрочные курсы при внешнеполитическом ведомстве. В США, например, послами становятся порой члены предвыборного штаба, победившего президента или его спонсоры.
Пока что среди кандидатов на должность чрезвычайного и полномочного представителя страны в Российской Федерации чаще называются две фамилии – руководителя Администрации Президента Бориса Чочиева и советника Президента Константина Кочиева. Как мы отметили выше, оба имеют ранг посла, практический опыт международных контактов, к тому же хорошо знакомы с российской политической действительностью.
Надо сказать, что имя Б.Чочиева в связи с назначением на должность руководителя дипломатического представительства РЮО в России озвучивается не в первый раз. Еще в октябре прошлого года это назначение считалось практически решенным. Но и тогда все ограничилось лишь слухами.
Следующим по частоте упоминания в номинальных кандидатах на должность посла значится министр Давид Санакоев. Дело во том, что коллизию с вотумом недоверия, вынесенного ему Парламентом, надо будет как-то решать. И назначение его послом может стать своего рода компромиссом.
Еще одно имя, которое упоминается в связи с назначением на должность посла – глава Правительства Доменти Кулумбегов. Но, честно говоря, это назначение сомнительно, если учесть те успехи, которые удалось добиться его команде в деле реализации Инвестпрограммы. Кроме того, сейчас в действии новая Инвестпрограмма на 2015 год, и необходимо повторение прежних достижений, в реализации которых важны проявившиеся организаторские способности Д. Кулумбегова. Есть также кандидатуры из «недр» самого МИД: заместители министра иностранных дел Алан Кочиев и Казбулат Цховребов. Но здесь может быть одно «но» – возраст самих вероятных кандидатов. Пожалуй, они слишком молоды по меркам требований солидного представительства.
Самое интересное в этих предположениях мнение самого Президента, который уже заявил, что имя нового посла мы скоро узнаем. Поэтому, наверное, читая этот материал, Л.Тибилов с иронией оценивает все высказанные предположения, поскольку имя нового посла ему-то известно точно. J
И еще. В связи освобождением от должности посла Д.Медоева, хочется отметить одну особенность. Не надо забывать, что он является еще и археологом по базовому образованию, Медоев закончил аспирантуру по этой специальности, имеет научные работы, и до начала политической карьеры являлся перспективным ученым. Возможно, теперь у него появится время заняться археологическим изучением Южной Осетии. Не секрет, что сегодня на государственной службе находится целый ряд наших юго-осетинских ученых. И времени у них для занятий наукой, по понятным причинам, практически не остается. Как добрый пример полноценного возвращения в национальную науку с госслужбы, можно назвать имя известного языковеда Юрия Дзиццойты, являвшегося народным избранником нескольких созывов Парламента РЮО. И подобные возвращения нашей молодой Республике также необходимы, поскольку образовалась серьезная, по сути, невосполнимая брешь между нашими именитыми учеными и молодой, только начинающей порослью. Разрыв просто катастрофичен. Так, что кадровое решение в отношении Д.Медоева еще может оказаться полезным для национальной исторической науки. Как говорится, нет худа без добра.
Впрочем, судьба пишется далеко не нами. И возможно, вскоре мы узнаем, что Д.Медоев продолжит свою политическую карьеру на новом ответственном посту. И не факт, что это будет на территории Республики.
Л.Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.