Межгосударственное соглашения, как итог соглашения внутри юго-осетинского социума
Всю прошедшую неделю над проектом Договора между РЮО и РФ шла интенсивная работа. Состоялось очередное заседание Политсовета с участием руководства страны, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, научной интеллигенции и общественности. Президент Л.Тибилов призвал участников заседания и общественность активней подключиться к работе над проектом нового межгосударственного соглашения, и в кратчайшие сроки представить свои предложения. А для оптимизации работы над текстом договора была создана рабочая группа, члены которой систематизировали все поступающие предложения, наполняя ими содержание документа. Глава государства также отметил, что для работы над положениями соглашения осталось не так уж и много времени, ведь подписание договора намечено на первую половину февраля 2015 года.
На Политсовете был утвержден и состав рабочей группы. В нее вошло 11 человек. В ходе заседания был определен список ее членов, который единогласным решением Политсовета был утвержден. В команду вошли: руководитель Администрации Президента РЮО Б.Чочиев, Генеральный Прокурор М.Чигоев, первый заместитель Председателя Парламента И.Мамиев, секретарь Совета безопасности А.Плиев, Государственный советник Президента РЮО К.Кочиев, полномочный представитель Президента по вопросам постконфликтного урегулирования М. Джиоев, председатель комитета Парламента по внешней политике и межпарламентским связям И.Кочиев, председатель комитета Парламента по обороне и безопасности Д.Тасоев, министр иностранных дел Д.Санакоев, министр юстиции А.Джиоев и руководитель аппарата Правительства О.Гаглоев. Вот эти «одиннадцать друзей Договора» и представят на суд общественности уже не общие положения, которые были обозначены в рабочем варианте, а систематизированный и доработанный проект. И уже тогда можно будет вести предметный разговор.
На момент подготовки материала не были известны результаты работы рабочей группы. Осмелимся предположить, что представители Парламента от партии «Единая Осетия» могли настаивать на большей интеграции с Российской Федерацией. Ведь Председатель Парламента и лидер партии А.Бибилов уверен, что новый договор между Южной Осетией и Россией должен носить максимально интеграционный характер. «Я уже высказал свое мнение на заседании политсовета Республики. Название договора, по моему мнению, должно звучать так: «Договор о союзничестве, интеграции и последующем вхождении в состав РФ». Как руководителю Парламента мне уже сказали, что это неправильно, затрагивает нашу Конституцию. Но я глубоко убежден, что нам надо задать вопрос самим себе: «Чего мы хотим?». Если мы хотим войти в состав РФ, то рассматривать этот договор необходимо в таком ракурсе», – пояснил свою позицию глава Парламента. Если же направление развития Южной Осетии направлено к укреплению суверенитета, считает А. Бибилов, то «новый договор с Россией Республике не нужен, так как существующий обеспечивает безопасность и социальное развитие». «Программа минимум возглавляемой мной партии «Единая Осетия», которая гласит «Две страны – одна Осетия», с подписанием нового договора для нашей партии будет достигнут», – отметил спикер юго-осетинского Парламента.
Тем не менее, базовый посыл, отраженный в названии документа, вхождение в состав Российской Федерации не предполагает. Об этом было сказано и во время встречи помощника Президента России В.Суркова с представителями парламентских партий. Как рассказали участники встречи, разговор шел о текущей общественно-политической обстановке в Республике, в том числе о проекте договора о союзничестве. Вопрос вхождения Южной Осетии в состав России не поднимался. Проект договора рассматривался в контексте «сотрудничества и интеграции» с Россией. Никаких других форматов не обсуждалось.
Параллельный анализ положений соглашения шел и в социальных сетях. Мнения были разные. Противников соглашения не было, но в содержании договора виделось разное. Прежде всего, обсуждалась проблема возможного ограничения суверенитета, а также несоответствие некоторых статей Конституции РЮО положениям договора. Народная партия сделала даже отдельное заявление. Лидер партии Александр Плиев отметил: «Мы не против подписания договоров с Российской Федерацией. Мы против некоторых статей, предлагаемых разработчиками проекта, – это статьи вторая и четвертая. Они вызывают вопросы у наших партийцев и входят в противоречие со статьей 10 Конституции РЮО. Полные полномочия мы не можем передать ни одному государству, а частичные полномочия прописаны. Поэтому мы будем обсуждать, какие именно силовые структуры могут передать свои полномочия России, часть каких мы можем оставить себе. Это все обсуждаемо и решаемо».
В проекте первоначальной «сырой» формы договора, который наша редакция имеет на руках, Вооруженные силы и органы безопасности РЮО, МВД, следственные органы, органы принудительного исполнения судебных актов, органы уголовно-исправительной системы, таможенная служба становятся частью аналогичных российских структур. При этом хотим обратить внимание, что охрана государственной границы не прописана отдельной строкой. Наверное потому, что в этой сфере мы видим реализацию положения о передаче полномочий (в этом случае по охране государственной границы РЮО) соответствующей структуре РФ.
В процессе обсуждения в виртуальном пространстве внимание уделялось и тому, что всесторонняя интеграция в РФ позволит в будущем, при возможной смене внешнеполитических ориентиров в России, избежать возвращения в орбиту Грузии. Ведь сделать это с частью российского государства будет практически невозможно. Некоторые участники дискуссий предложили смотреть еще дальше. Так, предлагается ст.16 договора дополнить следующим пунктом: «В случае одностороннего расторжения договора РФ личный состав, вооружение и вся инфраструктура силового блока, находящегося на территории ЮО переходит в полное подчинение главы государства РЮО (главнокомандующего)». Такой вот взгляд за горизонт, который, скажем так, не помешает.
Были размышления и практического характера. Кто, например, будет принимать военный парад во время национальных праздников, если Вооруженные силы становятся частью вооруженных сил России? Не останется ли юго-осетинское государство без рычагов влияния на деятельность силового блока? Не окажутся ли эти сферы вне контроля со стороны судебной системы Южной Осетии?.. Безусловно, вопросов пока больше, чем ответов. И проработка попунктно представителями рабочей группы должно минимизировать количество вопросов.
Есть сомнения и по поводу получения права на юго-осетинское гражданство по упрощенной схеме. Здесь опасения связаны с возможностью получения гражданства РЮО гражданами РФ грузинской национальности, ведь в их числе могут оказаться и люди, враждебно настроенные к интересам нашей страны. А это также серьезный момент.
Вместе с тем положительные стороны в проекте соглашения также обсуждаются. Прежде всего то, что большая часть положений Договора направлена на обеспечение безопасности нашей страны; особо отмечается перспектива снятия таможенных препон на российско-югоосетинской границе; как результат реализации положений соглашения – создание реальных гарантий в РЮО для российских инвесторов; улучшение социальной сферы и укрепление материального положения граждан и т.д.
Не оспаривается всеми, что новый договор должен быть составлен на основе внутреннего законодательства, учитывать национально-государственные интересы обеих стран, требует тщательной проработки и обоснования, должен пройти всенародное обсуждение. Понятно, что широкое обсуждение будет нести в себе больше эмоциональную направленность, чем конкретику. Но даже в этом процессе можно будет, как в большой массе руды, найти золотые крупицы.
Любопытно, и на это обращали внимание собравшиеся, то, что российская сторона фактически предлагает нам самим сформулировать наше видение межгосударственных отношений. Ни одно из положений проекта не является окончательным и неизменным. И работа должна вестись на базовом принципе, озвученном Л.Тибиловым, указавшим, что «будущий договор не должен повлиять на государственное устройство, Конституцию Республики и устои, которые должны присутствовать в независимом, суверенном государстве».
Впрочем, руководство России постоянно заявляло и заявляет о своем видении РЮО исключительно как независимого государства. На днях эту позицию еще раз подтвердила и глава Совета Федерации В.Матвиенко. «Мы продолжаем содействовать международному признанию государственности Южной Осетии. Это процесс непростой, потому он идет не так быстро, как хотелось бы», – сказала Матвиенко. Сенатор уверена, что «наступит время, когда придет сознание, что обратного пути нет, и Южная Осетия, являясь суверенным государством, станет полноправным членом международного сообщества».
Свое неприятие любому углублению отношений между РФ и РЮО по традиции высказали в Тбилиси. Министерство иностранных дел Грузии заявило, что договор между Южной Осетией и Россией является грубым нарушением международного права, а сам документ направлен на аннексию территорий страны. «Министерство иностранных дел Грузии осуждает так называемый проект договора и рассматривает попытку заключить его, как грубое нарушение международного права и акт, направленный на аннексию территорий Грузии, который с самого же начала является недействительным и не может привести к какому-либо правовому результату», – говорится в заявлении грузинского внешнеполитического ведомства. В этой тираде непонятно только то, что твердое намерение заключить российско-югоосетинское соглашение в Тбилиси почему-то называют «попыткой». Но это все в русле фантомных ощущений грузинского руководства.
Однако вернемся к прорабатываемому новому соглашению. Договор с Россией о союзничестве и интеграции должен свести к минимуму внешние угрозы, создать условия для социально-культурного развития и повышения благосостояния населения. Необходимо четко прописать все социально-экономические вопросы, содействующие улучшению жизни нашего населения – это и модернизация системы здравоохранения, развитие сельского хозяйства, пенсионной сферы… Более детально должны быть отражены вопросы образования, сфер культурного строительства, развития средств массовой информации и т.д.
Мы надеемся, что проект договора Республики Южная Осетия и Российской Федерации о союзничестве и интеграции будет опубликован перед новогодними каникулами. И наше общество получит возможность совместить отдых с изучением положений соглашения.
Обсуждать активно проект соглашения необходимо. Этим мы только проявим уважение к авторам проекта. Вместе с этим обращаем внимание и на необходимость разъяснительной работы среди населения. Пока что наиболее активным пропагандистом Договора является непосредственно сам Президент Л. Тибилов, который на встречах с общественностью разъясняет важность и необходимость нового соглашения. А это должно стать делом и представителей нашей общественности.
Л.Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.