ПРЕССА КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

22-05-2012, 01:13, Аналитика [просмотров 3123] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

 

ПРЕССА КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯЛюбой журналист, находящийся в рабочей поездке, прежде всего, интересуется состоянием средств массовой информации того региона, куда он командирован. Всегда можно почерпнуть для себя что-то полезное, воспользоваться чужим опытом, ознакомиться с подходами коллег, их приоритетами. В последние дни дважды довелось посетить Абхазию в качестве наблюдателя на выборах в Народное Собрание – Парламент РА. Помимо встреч с местными журналистами, удалось побывать в редакциях газет, просмотреть передачи республиканского телевидения. Чтобы понять, чем озабочено общество на тот момент совсем не обязательно листать подшивки газет, можно ограничиться покупкой всего набора периодики за один день.

В Абхазии издаются государственные газеты «Апсны» и «Республика Абхазия», которые выходят через день, а также несколько еженедельных газет, которые считают себя независимыми. Но эта независимость во многом является условной, поскольку финансируются они вполне реальными людьми и выражают определенные политические взгляды.

Главные темы на тот момент, которые освещались всеми местными газетами, касались затянувшихся и во многом скандальных выборов в Народное Собрание-Парламент Абхазии и следствия по делу покушения на президента страны Александра Анкваба.

Начнем с последнего. Какие бы сообщения о событиях в Абхазии не появлялись в последние недели на новостных лентах, в центре внимания абхазского общества продолжает оставаться расследование покушения на жизнь президента РА. Все, конечно, хотят, чтобы наступила ясность и дело закрыли, но судебные органы явно затягивают процесс. Официальная информация скудна, много домыслов и слухов. К ним стали присоединяться и материалы, попавшие в Интернет.

После покушения был арестован ряд лиц, которые подозреваются в участии в преступлении, хотя официальное обвинение против них не выдвинуто, ведется следствие. Ряд лиц, не дождавшись его завершения, покончили жизнь самоубийством. Среди них – бывший министр внутренних дел Абхазии, генерал-майор милиции Асламбей Кчач. Здесь много неясностей. По официальной версии генерал застрелился у себя дома месяц назад, когда увидел, что его пришли арестовывать. Через неделю после этого блогосферу взорвала публикация в социальных сетях предсмертной записки генерала. Сразу же возник вопрос о ее подлинности, поскольку в ней было много грамматических ошибок и описок. К тому же Генпрокуратура РА от официальных комментариев отказалась и почерковедческая экспертиза проведена не была. Записка обнаружена не во время обыска, а уже затем в кармане куртки одного из родственников генерала. Текст ее сводится к тому, что А. Кчач не причастен к покушению, а нынешнее руководство он обвиняет в «предательстве национальных интересов».

Газета «Эхо Абхазии» помимо предсмертной записки и комментарий к ней поместила целую подборку материалов по данному делу. В ней содержится обращение семьи генерала к абхазской общественности, в которой говорится, что следствие идет с большими нарушениями и предвзято. Кроме того, приводятся заявления пресс-службы Генпрокуратуры РА, а также заявления сотрудников дома отдыха «Кудры», на территории которого, якобы, найдено оружие, использованное в ходе покушения.

Большой резонанс в абхазском обществе вызвал и такой малозначительный факт, как отключение света в СП «Конти-опт» и СП «Континент-М», которое осуществил «Абхазэнергонадзор». И дело тут не столько в том, какая из сторон спровоцировала конфликт, а в том, что в ходе разбирательств был избит владелец крупнейшего торгового центра «Континент» Игорь Варов – гражданин России. По данному поводу с резкой критической статей выступил некто Андрей Епифанцев. Главное резюме статьи, вызвавшее у абхазов глубокое возмущение, это заявление о том, что абхазское государство находится в глубоком кризисе, у него тупиковый путь развития и российская политика по отношению к Абхазии неверна. Ответ автору такого негативного заключения последовал от «гражданина Абхазии», главного редактора издания «Gtimes» Антона Кривенюка, текст которого опубликовали сразу несколько газет.

«В Абхазии есть тысяча и одна проблема, но нет только одной: она не страна рабов, – пишет Кривенюк, – Абхазия – свободная страна, и в ней можно не только открыто говорить, но еще и добиться практических результатов. И именно потому, что это именно так, сегодня супермаркет «Континент» принадлежит тому, кто его построил – предпринимателю Игорю Варову. В отличие от других стран, не будем тыкать пальцем, в Абхазии есть реально влиятельное гражданское общество, которое оказалось способным отстоять интересы бизнесмена российского происхождения. Бить людей, и российских предпринимателей в частности, плохо. Но представлять внутрикорпоративные разборки при дележе как «изгнание российского бизнеса» – это бред».

Правда тут же автор признается, что бизнес Варова действительно хотели от-нять, и рейдерские планы действительно зрели на самом верху. Но было это связано с тем, что Абхазия в 90-х и 2000-х позаимствовала у России самые грязные технологии, стремительно погружаясь в пучину коррупционного беспредела, когда российско-абхазские связи были, по сути, отношениями между коррумпированными чиновниками, стремящимися, с одной стороны, попилить российскую помощь, с другой – приватизировать все самое ценное. Если у Варова отнимали «Континент», то у абхазского народа – земли, море, железные дороги, дома отдыха и даже советские госдачи – сокрушается Кривенюк.

И тут его, очевидно, заносит. С одной стороны, очерняется память Сергея Багапша, мол, это при нем пышным цветом расцвело коррупционное мировоззрение чиновников. С другой, досталось и нашей Республике. Оказывается, из Абхазии такое мировоззрение сделала... Южная Осетия, «само существование которой потерялось под натиском коррупционного бизнеса местных и российских чиновников».

Особенно возмутила Кривенюка та часть статьи Епифанцева, где тот пишет: «Абхазия – это страна-иждивенец, она живет за счет России и зависит от нее по всем параметрам. Поток бюджетных денег, обрушившихся на нее после признания Россией, она просто проедает, и какого-либо желания начать зарабатывать самой, к огромному сожалению, там не видно и близко – все тупо живут на деньги российских налогоплательщиков и менять что-то не хотят».

Чтобы опровергнуть данный тезис, вновь на помощь призывается Южная Осетия. Оказывается, Абхазия отвергла «юго-осетинскую модель» взаимодействия с Россией, когда российские деньги «пилятся под пафосные слова о дружбе народов и лицемерные тосты». Причем, отвергла «жестко, с конфликтами, митингами и приговорами суда». Кривенюк сетует на то, что Епифанцев не пишет о Южной Осетии, где «российские деньги воруют оптом и в розницу. Россия, по словам автора, позволит все, даже воровать их деньги, лишь бы ей «пели дифирамбы». Вот такие «братские параллели» проведены в СМИ Абхазии.

Далее следует заключение, что Абхазию пытаются загнать в тупик, как и Южную Осетию. И если последняя в нем оказалась, то Абхазия, несмотря на близость к России, «строит свой проект». Как бы то ни было, а доказывать свою правоту на противовесе с положением в Южной Осетии, пережившей военные, политические, экономические и даже природные катаклизмы – негоже и постыдно. К тому же мы прекрасно помним и о неоднократных абхазских кризисах.

Почти все газеты подробно рассказали о «круглом столе» под названием «Механизмы взаимодействия Парламента с гражданским обществом и СМИ». Открывая встречу, директор Центра стратегических исследований Олег Дамения с удовлетворением отметил, что в обществе есть разные точки зрения, и они высказываются, но должны быть сформированы такие элитные структуры, которые смогут на базе «разномнений» генерировать нечто общее – цели, задачи, которые объединяют общество. Таким элитным институтом может стать Парламент, который определяет правовую характеристику государства, вектор его развития. Именно парламент должен определять правила игры для всех,

В Абхазии нет закона «О средствах массовой информации», как у нас. Здесь он заменен законом «О доступе к информации», который, по мнению большинства, не работает, поскольку должностные лица попросту игнорируют запросы журналистов. В этом плане Парламент – наиболее открытая ветвь власти и именно здесь следует определить, какие сведения причисляются к гостайне, а какие нет. По общему мнению, самые закрытые структуры – это Генпрокуратура и Банк Абхазии, которые вместо предоставления информации рассылают в СМИ грозные предупреждения. Некоторые участники встречи отметили, что было бы полезно применить идею Дмитрия Медведева о необходимости независимой общественной оценки деятельности чиновников и органов власти.

Было отмечено, что сейчас готовится передача под условным названием «Парламентский час», которая будет выходить два раза в месяц, в которой будут освещаться не только заседания сессий и работа парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп. Достигнута договоренность с компанией, которая займется разработкой внутреннего портала и внешнего сайта. Вместо парламентского журнала будет издаваться информационный бюллетень.

Много места в абхазской прессе отведено деятельности международных организаций по отношению к республике, попыткам навязать свою позицию, принимать односторонние решения. С этим нередко сталкивается и внешнеполитическое ведомство Южной Осетии, вынужденное выступать со специальными заявлениями.

МИД-у Абхазии также приходится каждый раз напоминать о себе. За последнее время в различные евроструктуры не раз следовали самого разного рода обращения. Так, абхазы выразили крайнее недовольство отказом Миссии наблюдателей  Евросоюза в Грузии фиксировать особо тяжкие инциденты в зоне грузино-абхазской границы, включая целый ряд убийств. В конце-концов Сухуму это надоело и он закрыл дверь перед руководителем Миссии небезызвестным польским генералом Анджеем Тышкевичем, который объявлен персоной нон-грата. На помощь отлученному генералу поспешило все руководство Евросоюза во главе с «грозной» Кэтрин Эштон.

Материал на эту тему для газеты «Чегемская правда» подготовил Инал Хашиг. Он пишет, что грозные окрики из Брюсселя звучат в адрес Абхазии не первый раз. Когда еврочиновники пытаются объявить Сухуму очередной выговор, здесь это воспринимается как бесконечно далекое бродвейское шоу – забавно, но к реальной жизни отношения не имеет. Абхазо-европейское сотрудничество и без того пробуксовывавшее после признания независимости Абхазии со стороны России и вовсе застопорилось. Не то, чтобы Евросоюз перестал интересоваться Абхазией – он по прежнему это делает – просто все программы категорическим императивом: любые помощь или сотрудничество – только из грузинских ладоней. Абхазы и в блокадные девяностые старались отклонять подобные предложения, а уж сейчас, когда большая часть проблем решается за счет российских денег, «черствые коврижки» из Брюсселя привлекают их не больше, чем серьезного коллекционера живописи дешевые сувенирные открытки», – пишет Хашиг.

Далее говорится, что времена, когда Ельцин бросал абхазов в объятья Шеварднадзе прошли. При Путине положение изменилось кардинально. Кремль снял блокаду, стал выдавать гражданство и пенсии, ремонтировать дороги, школы и больницы, помогает абхазской армии. Причем без всяких обременительных условий. И если Европа и Россия начали свой разговор с Абхазией в одной тональности, то затем один из них поменял стратегию.

Не осталась без внимания абхазской прессы и отставка кураторов Южной Осетии и Абхазии в Администрации Президента РФ Сергея Винокурова и Владислава Гасумянова. Их «добрые дела» особенно во время президентских выборов в ноябре 2011 года и событий последовавших после них, оставили глубокий след. Предшественник Винокурова Модест Колеров так прокомментировал события: «Причина данной отставки в том, что в результате целенаправленной деятельности Винокурова и его управления (я не снимал бы ответственность с других чиновников) в заведомо провальные, скандальные, позорные для нашей страны выборы в Южной Осетии и Приднестровье было втянуто высшее руководство России. Эти люди боролись за сохранение той схемы контроля, которая устраивала их в каких-то целях. Каких? Трудно сказать. Но сейчас идет проверка деятельности правительства Бровцева, и у проверяющих много вопросов».

В Абхазии весьма заметна деятельность Госкомитета по репатриации. Одно сказать, финансирование данной структуры из республиканского бюджета весьма солидное. Здесь вопрос переселения абхазов, проживающих за границей на историческую родину, поставлен на государственную основу. Сейчас в особенно тяжелом положении находятся абхазы, проживающие в Сирии, где идет гражданская война. В начале мая в Сухум прибыла первая группа репатриантов в количестве 27 человек. Это результат поездок в Дамаск двух правительственных миссий. Процесс переселения пройдет в три этапа. Всего переедет более 100 человек.

Четыре месяца репатрианты будут жить в гостинице «Айтар», где пройдет процесс адаптации. Им предстоит изучение абхазского языка, поездки по республике, общение с местным населением. «Мы очень нуждаемся в каждом из представителей нашей диаспоры. И поэтому их возвращение – это большой праздник», – говорит содиректор Центра гуманитарных программ Ада Инал-ипа. По ее словам, необходимо принять все меры, чтобы у вернувшихся соотечественников были возможности для интеграции в абхазское общество.

Напомним, что в Сирии проживают и осетины. Но о их возвращении даже разговоры не ведутся, не то, чтобы организовывались специальные миссии. Нет у нас и ведомства, занимающегося репатриацией. Может после международного признания пора уже вплотную заняться и этим вопросом?..

 

 

Батрадз Харебов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30