ЭРГНЕТСКИЙ РЫНОК. ЧЁ ЗА БАЗАР?!
На прошлой неделе теме Эргнетского рынка неожиданным образом стала предметом активного обсуждения в обществе. И хотя сегодня люди говорят уже о других вещах, было бы интересно проанализировать эту информационную активность, тем более что отголоски еще сильны.
Все началось со встречи, которая проходила в рамках переговоров в формате Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ). Руководитель юго-осетинской делегации Мераб Чигоев (к тому времени уже и Генеральный прокурор Республики) на вопрос грузинского журналиста ответил, что считает «огромнейшей глупостью, когда этот рынок был в свое время закрыт» и «если мы найдем точки соприкосновения, и это будет выгодно как одной, так и другой стороне, я лично в этом ничего плохого не вижу»... Вот так – ни много, ни мало. Конечно, после можно сколько угодно говорить, что слова, высказанные М.Чигоевым являются его личным мнением, никак не отражающим позицию официальных властей. Однако М.Чигоев должен был понимать, что любое слово, сказанное официальным лицом на официальном же мероприятии воспринимается особо. Что и случилось.
Интернет разразился возмущенными комментариями. На одном их осетинских сайтов, который с недавних пор стал себя представлять как оппозиционный, разгорелась дискуссия, основная направленность которой сводилась к тому, что новые власти решили идти на сближение с Грузией. Что ж, тема, как показывают события последних лет, беспроигрышная на поле борьбы оппозиции и власти. То власти обвиняют оппозицию в сговоре с Грузией, то сама оппозиция ставит в вину властям это же.
На самом же деле вопрос Эргнетского рынка периодически, и это мало кто знает, становился темой обсуждения, как в Грузии, так и на Женевских дискуссиях. По этой проблеме делались разные комментарии, писались статьи, Эргнетский рынок становился ключевым моментом в разного рода проектах приграничной торговли, но все проходило как бы между прочим. И только сейчас рассуждения о возможности восстановления торговой площадки у села Эргнет, расположенного у осетино-грузинской границы, вызвали такой ажиотаж. И это можно понять, как-никак по теме высказался не рядовой гражданин, а высокопоставленный чиновник.
ИА «Осрадио» отреагировало сразу, выложив материал на страницы своего интернетресурса, ряд других СМИ же, чьи журналисты присутствовали на вышеобозначенной встрече, решили не выбрасывать «белье на показ». Пока. Но информации был дан ход, после чего в народе заговорили, что случившееся можно рассматривать не иначе как (целенаправленную или нет – это уже другой вопрос) подставу вновь избранного главы Республики Л.Х. Тибилова.
Интернет интернетом, но состоялся и официальный демарш. Парламентская «Народная партия» прямо связала слова М.Чигоева с началом процесса экономического сотрудничества с Грузией. В заявлении указывается, что «открытие рынка в Эргнети, возобновление каких бы то ни было торгово-экономических отношений с Грузией до политического урегулирования приведет к проникновению на нашу территорию под видом коммерсантов всей комплексной системы грузинской разведки и позволит ей выполнять возложенные на нее задачи, отраженные в новой Концепции национальной безопасности Грузии, которая обсуждалась в НАТО и грузинская сторона учла рекомендации, полученные от западных партнеров, и, в конечном счете, ведущая к установлению контроля Грузии над территорией Южной Осетии». То, что такое заявление сделала только «Народная партия» позволяет предполагать, что эта партийная группа намерена застолбить за собой роль еще одного сегмента оппозиционного поля. Другие партии, видимо, решили взять паузу.
Чуть позже последовал и комментарий МИД РЮО, в котором указывается, «что судьба Эргнетского рынка, функционировавшего на территории Грузии до 2004 года – это внутреннее дело соседнего государства, и ни к его закрытию, ни к восстановлению Южная Осетия не имеет отношения».
Больше всего от этой информационной истории пострадал сам М.Чигоев, которому его последний день на посту руководителя юго-осетинской группы на МПРИ запомнится надолго. Сам М.Чигоев считает, что вся эта ситуация связана, прежде всего, с его назначением на пост Генерального прокурора и попыткой его личной дискредитации. Это давление на него, по его мнению, делается с целью помешать расследованию, которое началось в сфере использования российских средств, выделенных на восстановление РЮО.
При всем этом все же надо полагать, что информационная атака имела цель более внушительную – новое руководство Республики. Неспроста идею возобновления работы Эргнетского рынка чуть ранее связывали с именем президента Л.Тибилова. И хотя МИД РЮО эти утверждения отмел, понятно, что есть силы, которые хотят навязать обществу мнение о том, что новые власти намерены идти на сближение с Грузией. И в определенной степени это им удалось, что еще раз подтверждает то, что в Республике и вокруг нее, по всей видимости, начинается новая фаза политического противостояния. С новыми игроками, с новыми мишенями и на новом уровне.
В самой Грузии реанимация темы Эргнетского рынка не осталась без внимания. По мнению независимого грузинского политолога Пааты Закареишвили, несмотря на всевозможные преимущества, которые дает Эргнетский рынок грузинской стороне, как в сфере интеграции Южной Осетии, так и в сфере экономического развития региона Шида Картли, власти Грузии не пойдут на возобновление торговли в Эргнети: «Им это не нужно, они хотят только одного - экономической и политической изоляции Южной Осетии».
В свое время рынок, расположенный на границе между Южной Осетией и Грузией был значительной торговой площадкой. Особенность ему придавало то, что он находился всего в пятистах метрах от окраины столицы Южной Осетии г. Цхинвал. Согласно данным сборника «Южный Кавказ: от экономики войны к экономике мира», годовой оборот на Эргнетском рынке составлял 101-133 миллиона долларов. Однако, согласно тому же докладу, из-за того, что товары на рынок завозились без государственного учета, Грузия теряла ежемесячно до 10 миллионов долларов налоговых и таможенных сборов. Ввести таможенные посты на границе с Южной Осетией Грузия не могла, поскольку этим была бы признана независимость Южной Осетии, а установить таможенные посты на границе с Россией не давали власти Южной Осетии.
Правительством М.Саакашвили было принято решение о закрытии рынка. 11 июня 2004 года губернатор приграничного Горийского района Михаил Карели перекрыл железобетонными блоками подъезд к Эргнетскому рынку. После этого между Грузией и Южной Осетией единственной формой общения было информационное и силовое противостояние.
Самое интересное, что раздувая тему Эргнетского рынка мы не учитываем, что подобный рынок уже существует в Ленингорском районе. Правда он виртуален и не обозначен территориально. Но свои функции по обороту товарами между Грузией и Южной Осетией выполняет. Свидетельством этого является тот товарообмен, который происходит в этом районе. Из Грузии завозится минеральная вода(!), коньяк, мясные продукты, овощи, фрукты, виноград, а из Ленингорского района вывозится мука, сахар. Так, например, в одном из кафе, расположенном на окраине столицы, можно всегда найти минеральную воду «Боржоми».
Самое интересное, что существует постановление Правительства РЮО, которое ограничивает ввоз и вывоз продуктов питания применительно к Ленингорском району. Но оно давно уже не действует де-факто. Еще одной статьей бизнеса является перекупка скота, причем все происходит по интересной схеме. Грузинским пастухам разрешено перегонять на сезонные пастбища свой скот из Грузии на пастбища района. И уже здесь баранов и овец скупают предприниматели со всей Южной Осетии. С большой для себя выгодой. При этом живой товар оказывается на территории Южной Осетии беспошлинно и на законных основаниях – на зависть контрабандистам всего мира! Ведь никто же не будет сверять осенью, когда стада будут перегонять обратно в Грузию общее поголовье овец.
Понятно, что в самой идее приграничной торговли нет ничего предосудительного в принципе, и в мире подобная практика развита. Но мы это уже проходили. Понятно и то, что в свое время Эргнетский рынок давал тысячам людей по обе стороны границы средства к существованию и влиял на значительное снижение цен на продукты питания. Но, еще раз но и, если хотите – бесконечное множество «но». Даже опуская широко действующую в те годы работу спецслужб Грузии с нашими гражданами, насаждение идеологии первичности материального над национальным, даже младенцу ясно, что возобновление работы рынка даст, в первую очередь, широкую возможность проведения диверсионно-террористической деятельности на территории Южной Осетии. Ведь только с ужесточением режима пропуска на границе с Грузией ушли в прошлое взрывы и убийства наших граждан. Ну и самое главное, если кто-то забыл, мы до сих пор находимся в состоянии конфликта с Грузией, официальный Тбилиси не дал и не собирается давать политико-правовую оценку вооруженным агрессиям 1989-1992, 2004 и 2008 годов... И как память об этих кровавых годах – мемориальное кладбище в школе № 5, а после августа 2008-го на улицах города множество памятников ребятам, ценой своей жизни отстоявших город… Так что вообще не понятно, о чем БАЗАР?!
Л.Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.