Идея строительства железной дороги должна ставиться нами на всех уровнях, только тогда она может быть реализована
О
необходимости строительства железной дороги через Осетию наша газета пишет,
причем систематически, уже более десяти лет. Мы поднимали этот вопрос, как на
страницах издания, так и в разговорах в «высоких кабинетах», на
пресс-конференциях... Но все эти годы в ответ нас, пусть и с сожалением, но
пытались убедить, что это нереально и зачем, мол, об этом вообще говорить.
Странное суждение. Помнится, в свое время многие считали нереальным и признание
нашей Республики со стороны России. Однако мы двигались вперед, отстаивали свое
будущее, направляли обращения в Госдуму, в Совет Федерации, проводили
референдумы… и в итоге вот уже семнадцать лет, как являемся признанным
государством.
Говоря же о строительстве железной дороги, надо понимать, что речь идет не о прокладке пути только между севером и югом Алании. В свое время строительство газопровода через Главный Кавказский хребет также было ориентировано не только на Южную Осетию, а с перспективой его дальнейшего проведения на юг. Так и проект железной дороги устремлен в будущее. Просто пока не сложились геополитические реалии.
Между тем, все эти годы между государствами, расположенными на Кавказе, идет негласная борьба за транзитный коридор, который экономически выгоден любой стране. Другое дело, что мы, имеяболее выгодное территориальное расположениена Кавказе для осуществления такого проекта, в этой борьбе практически не участвуем. Скажем, один из последних вариантов прокладки железнодорожного полотна через Кавказ обсуждался после последней Карабахской войны, которая поменяла геополитику, а значит, и транспортные коридоры в регионе. Предполагалось, что железная дорога пройдет через Дагестан, выйдет на Азербайджан, после на Армению и далее через Нахичевань ветка будет иметь выход на Турцию с Ираном. На строительство (реанимирование) железнодорожной дороги было «заложено» два года. Тогда, кстати, свое недовольство высказала Грузия, ведь проведение транспортного пути проходило бы в обход ее, а значит, уменьшало значимое положение Грузии в регионе, к чему она привыкла еще с царских времен. Но проект не был осуществлен. Возможно по тому, что в российских политических кругах прекрасно понимали, что Баку доверять нельзя. И время это только подтвердило.
Между тем в свое время в борьбу за кавказский железнодорожный транзит попыталась вступить и Абхазия. Парламент этой приморской страны даже официально обратился в Госдуму РФ с заявлением, что их Республика готова на равноправных условиях участвовать в проекте по открытию железнодорожного сообщения между Россией и Арменией через Абхазию. Политически это пока нереально, однако Сухум «свое» железнодорожное сообщение с Россией по факту уже получил.
А что же мы, спросите вы? Да ничего. За все последние 17 лет, начиная с 2008-го, когда В.Путин, в ранге премьер-министра России, поручил Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность строительства железнодорожного сообщения из России в Южную Осетию, с нашей стороны ни разу (!) не было послано ни одного обращения. Хотя в подобного рода транзите, в железнодорожной связи с севером нашей Родины, в первую очередь, заинтересованы мы сами. Но этот вопрос все минувшие годы систематически поднимался фактически только на страницах «Республики». Между тем, прокладка железной дороги через центр Закавказья (читай Осетию) с последующим «распылением» железнодорожной сети оптимальнее, чем через края Кавказского хребта (Азербайджан и Абхазия). Вековая мечта нашего народа реальна. Но за нее надо бороться.
Дополнительный момент. Помимо связи с севером нашей Родины статус страны-транзитера даст Южной Осетии немалые преференции. Во-первых, любое транзитное сообщение – это таможенные пошлины, устойчиво поступающие в казну. Кроме того, обслуживание железнодорожного пути – это десятки рабочих мест,социальная инфраструктура, сопутствующие производства. Да и элементарно доставка стройматериалов, продуктов, других грузов по «железке» в разы дешевле, чем на автотранспорте. Преимущество железной дороги, по сравнению с автомобильной, и в ее экологичности. Поезда на электрической тяге не выбрасывают в атмосферу вредные выхлопы. Что же касается международного транзита, то грузовым поездам нет необходимости останавливаться в пути, они могли бы проезжать территорию Республики без остановки, как литерные. По железнодорожной магистрали можно было бы пустить электричку «Цхинвал-Владикавказ», на которой бы жители добирались в столицу севера Алании минут за сорок...
В этой связи отрадно, что об идее строительства железной дороги недавно заговорило и руководство страны. На прошедшем в сентябре IМеждународном экономическом форуме было высказано утверждение о необходимости реализации проекта строительства железной дороги. Заговорил о данной идее, наконец, и «Стыр Ныхас». Наконец, потому, что на последних всеосетинских форумах директор ЮОНИИ Р. Гаглойти также ставил этот вопрос, но поддержки не получал. И тут важно понимать, что разового высказывания о необходимости реализации данного проекта мало. Идею надо систематически продвигать, ставить постоянно, на всех уровнях – только тогда она может быть реализована...
В середине прошлого века, когда обсуждался вопрос прокладки шоссейной дороги на север, житель селения Уанел Гедеван Гаглоев, понимая, что его век короток и он не дождется завершения ее строительства, завещал, что когда это случится, прийти на его могилу, постучать сапогом и громко крикнуть «Гедеван, дорога построена!»... Все последние годы наша газета неустанно говорит о необходимости строительства железной дороги. И очень хочется, чтобы вопрос этот был решен при нашей жизни. Если нет, то вы знаете, что делать.
А. Кочиев
Рубрика «Колонка редактора»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
