Тбилисский флюгер, или Имеет ли перспективы перезагрузка грузино-югоосетинских отношений?
Впервые за последние два десятилетия выборы в соседней
Грузии привлекли внимание юго-осетинской общественности. Заявления официального
Тбилиси по юго-осетинской тематике и связанные с этим сигналы из Москвы создали
в Республике и вокруг нее определенный информационный фон. Неудивительно
поэтому, что неделя прошла под знаком новых горизонтов российско-грузинских
отношений, которые открылись в контексте «обновляемой» внешней политики
официального Тбилиси.
В последней декаде сентября в Нью-Йорке в рамках 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась общеполитическая дискуссия. В ней приняли участие свыше 130 глав государств и более 100 министров иностранных дел, в том числе и глава МИД РФ С.Лавров. 29 сентября глава внешнеполитического ведомства РФ, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции по итогам своего участия в общеполитических дискуссиях, коснулся и «грузинской» темы. Министр заявил, что Россия готова содействовать Грузии в нормализации от-ношений с Южной Осетией и Абхазией, уточнив, что Москва готова помогать, если все стороны будут заинтересованы в этом. «Очевидно, что нынешнее грузинское руководство честно оценивает прошлое. Они так и сказали, что хотят исторического примирения. В каком виде и форме оно может произойти, решать самим странам – Абхазии, Южной Осетии. Они соседи с Грузией. Какие-то контакты неизбежны. Если будет интерес со всех сторон в нормализации этих отношений, обеспечении договоренностей о ненападении, чтобы больше никогда ни у кого не возникало желания, мы, в случае заинтересованности сторон, будем готовы помогать», – сказал С. Лавров.
Это заявление российского политика некоторые аналитики в Республике и за ее пределами расценили, как намерение России «сдать» Абхазию и Южную Осетию. Некоторые алармисты даже заговорили о карабахизации будущего РЮО. В последнем случае имелась ввиду одна из трактовок перехода Нагорного Карабаха под контроль Баку. Но тут сразу следует отметить, что подобное сравнение в принципе не корректно, хотя бы уже по той причине, что независимость Карабаха, в отличие от суверенитета Южной Осетии, не была признана Российской Федерацией. Более того, независимость Арцаха не была признана даже Арменией, поэтому Москва, при всем желании, официально не могла считать Нагорный Карабах и территорией Армении.
Безусловно, внешняя политика России многовекторна, в особенности в последние годы после начала Спецоперации на Украине. И интересы ее простираются от Азии и Африки через Атлантику. Таковы реалии любой супердержавы, для которой во главе угла априори стоят личные геополитические интересы. Их еще называют имперскими. И для того, чтобы выстраивать отношения со странами дальнего зарубежья, необходимо спокойствие «дома». Поэтому было бы странно, если бы Россия, тем более в нынешней ситуации, когда Вашингтон все еще вынашивает планы открытия «второго фронта», не приветствовала бы положительные импульсы, которые исходят из Тбилиси последнее время. В том числе и по части «юго-осетинского» вопроса.
Необходимо также отметить, что С.Лавров, если мы просмотрим все его высказывания относительно Южной Осетией, всегда связывает ее будущее с суверенными решениями народа. «Каких-либо переговоров о судьбе Абхазии и Южной Осетии мы с Грузией, как и ни с кем другим, вести не будем, потому что судьба этих республик была решена их народами, высказавшимися за независимость. Россия определила свою позицию, признав их независимость» (октябрь 2012 г.), «Южная Осетия независима по решению своего народа. Как ее народ определит, так и будет дальше» (сентябрь 2021 г.). Что же касается заявления, которое С. Лавров сделал 29 сентября на пресс-конференции, то оно просто отражает отношение Москвы к рациональной позиции официального Тбилиси. Грузия не предоставила Киеву оружие, компетентные органы страны задают неудобные вопросы грузинским наемникам, воевавшим в составе ВСУ, Тбилиси не поддержал западные санкции против России, в меру своих возможностей помогая РФ обходить их, были открыты прямые авиарейсы в российском направлении. В этой стране сегодня бум российских капиталовложений – граждане России в Грузии владеют до 37 400 компаниями, из них абсолютное большинство зарегистрировано после 2022 года.
Понятно, что юго-осетинская тема была актуализирована главой МИД РФ исключительно в контексте заявлений первых лиц самой Грузии. Основатель и почетный председатель правящей партии Грузии «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» Б.Иванишвили на предвыборном митинге в г.Гори пообещал, что власти Грузии найдут в себе смелость, чтобы извиниться перед осетинами за войну 2008 года, которую инициировали экс-президент М.Саакашвили и его партия «Единое национальное движение». По словам политика, это произойдет после завершения выборов 26 октября, когда «зачинщики войны будут осуждены и все виновные в разрушении грузино-осетинской дружбы получат строжайший правовой ответ».
Предвыборному кульбиту своего лидера вторит и глава грузинского правительства и де-юре руководитель Грузии И.Кобахидзе. Выступая на 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, он обратился к жителям Абхазии и Южной Осетии с призывом «жить вместе в счастливой, единой и развитой Грузии». При этом Кобахидзе назвал Южную Осетию не иначе как «Цхинвальский регион», чем показал истинное отношение к стратегии «извинений перед осетинами». В эту же копилку и пояснение от исполнительного секретаря «Грузинской мечты» М. Мдинарадзе, что примирение грузин с осетинами и абхазами невозможно без… взаимного прощения. Ну, а после высказывания С. Лаврова реальное отношение Грузии к дипломатическим шагам России выдал и мэр Тбилиси К. Каладзе, который, комментируя высказывание главы МИД РФ, сказал, что, наряду с этим заявлением, было бы хорошо сделать действенные шаги, в частности, «приступить к разработке плана по выводу российских военнослужащих изАбхазиии Южной Осетии»...
Одним словом, по крайней мере, для жителей нашей Республики, понятно, причем давно, что все извинения, звучащие с проспекта Руставели, шиты белыми нитками. В противном случае, зачем ждать итогов выборов? Если есть искреннее понимание преступлений августа 2008-го года, извинитесь сейчас. При этом в принципе, непонятно, кому вообще могло прийти в голову, что после всего содеянного (а это не только август 2008-го, но и Зарский расстрел, зверства в с. Еред, другие преступления против человечности на протяжении почти двух десятилетий) можно обойтись вот так, просто извинениями. Тем более от народа, который дважды за одно столетие (!) устраивал геноцид осетин.
В самой Южной Осетии официальная реакция на слова С.Лаврова не отличалась эмоциональной окрашенностью. Глава юго-осетинского МИД А.Джиоев напомнил, что позиция России в отношении Южной Осетии с августа 2008 года остается неизменной. «Российские партнёры всемерно содействуют продвижению переговорного процесса в формате Женевских дискуссий и достижению договоренностей Грузии с Южной Осетией и Абхазией, в том числе в плане подписания документа о неприменении силы. Что касается возможности выстраивания в будущем взаимоотношений с соседней Грузией, то мнение Южной Осетии известно и неоднократно озвучивалось. Мы исходим из существующего статуса признанного государства», – сказал А.Джиоев корреспонденту ИА «Рес».
Что же касается политического закулисья, а оно всегда разновекторно, то политические проблемы, как правило, рассматриваются с разных ракурсов. Поэтому в соцсетях в высказывании С. Лаврова многие увидели возможные вариации конфедерации или даже общее нахождение в рамках союзного государства. Свое видение в этом плане не раз высказывала и наша газета. Если Россия хочет мира и стабильности в Закавказье, то Грузия должна распасться, потому что Тбилиси никогда не будет последовательным союзником Москвы. И тому подтверждением являются минувшие столетия, начиная с царского периода. Это Грузия всегда использовала Россию в своих национальных интересах, хотя Москва из раза в раз спасала Грузию. Уберегла она ее от распада и после августа 2008 года… Территория сегодняшней Грузии представляет из себя подобие сшитого из лоскутков одеяла, поскольку состоит и из национальных территорий Азербайджана, Армении, Алании (Тырсыгом, Коб, Кудыком), в Аджарии уже «хозяйничает» Турция… А ведь, будь у России общая граница, скажем, с той же Арменией, сегодня геополитический расклад в Закавказье был бы совсем иным.
Конечно, Россия вправе определять свою политику как в отношении Грузии, так и в отношении Южной Осетии. Другое дело, что наша позиция, позиция Республики Южная Осетия, четкая и уверенная. И уже не раз озвучивалась.
Что касается Грузии и мечтаний «мечтателей», то, по большому счету, здесь многое зависит от результатов парламентских выборов у нашего южного соседа. После которых, вне зависимости от их итогов, риторика снова поменяется.
На призрачность планов Б.Иванишили в отношении Абхазии и Южной Осетии, кстати, указывает и грузинская оппозиция. Так, один из лидеров оппозиции Г. Гахария задал риторический вопрос Б.Иванишвили: «В какой форме и на каких условиях он думает о восстановлении территориальной целостности Грузии, когда не изменились позиции ни России, ни марионеточных режимов оккупированных Абхазии и Цхинвальского региона касательно отзыва т.н. независимости этих регионов и вывода оккупационных войск?». Очевидно, что у официального Тбилиси ответа на этот вопрос нет, и все заявления властей делаются в русле предвыборной кампании.
С.Остаев
Когда верстался номер.На переговорах в Москве министра иностранных дел РФ С. Лаврова с министром иностранных дел РЮО А. Джиоевым, прошедших 4 октября, глава российского внешнеполитического ведомства во время своей вступительной речи заявил, что «решения 2008 года пересмотру не подлежат».
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.